Присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, -
наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.
Непосредственный объект данного преступления в основе совпадает с непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. 285 и 286 УК РФ.
Объективную сторону названного преступления составляют; а) присвоение полномочий должностного лица и совершение в связи с этим определенных действий; б) наступление общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций; в) причинная связь между наступившими последствиями и совершенными действиями.
Преступное поведение в этом преступлении складывается из двух самостоятельных действий: присвоения полномочий должностного лица и совершения в связи с этим определенных действий. Одно лишь присвоение полномочий должностного лица не образует состава оконченного преступления. Присвоение должностных полномочий всегда совершается обманным путем и может осуществляться по-разному: лицо устно заявляет о наличии у него должностных полномочий; использует форменную одежду для совершения желаемых действий; представляет подложный документ. В последнем случае содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных ст. 288 и 327 УК РФ.
. Лицо, присваивающее полномочия должностного лица, не имеет никаких законных оснований выполнять его полномочия. Присвоение лицом звания специалиста и совершения в связи с этим каких-либо действий не образует рассматриваемого преступления.
Присвоение должностных полномочий осуществляется для совершения определенных общественно вредных неправомерных действий. Присвоение полномочий должностного лица для осуществления общественно полезных действий (например, для задержания преступника) не является преступлением.
Между наступившими последствиями и присвоением полномочий должностного лица должна быть установлена причинная связь.
Данный состав сформулирован как материальный. Преступление считается оконченным, когда наступили общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.
Субъект данного преступления – лицо, достигшее 16-ти лет, относящееся к одной из двух категорий служащих: государственные служащие либо служащие органа местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц (см. прим. 4 к ст. 285 УК РФ и § 2 данной главы).
Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ (ст. 2 Федерального закона РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации»).
Служащим органа местного самоуправления является работник, исполняющий обязанности по должности муниципальной службы в выборных и иных органах местного самоуправления и уполномоченный на решение вопросов местного значения (Федеральный закон РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»).
Если должностные полномочия присваивает лицо, не являющееся государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, его действия квалифицируются по другим статьям УК РФ, в зависимости от совершенных им действий (нарушение неприкосновенности частной жизни – ст. 137; мошенничество – ст. 159 и т. п.). Если полномочия должностного лица присваивает другое должностное лицо, при наличии всех признаков состава преступления оно должно отвечать за превышение должностных полномочий (ст. 286).
Субъективная сторона присвоения полномочий должностного лица характеризуется виной в форме умысла. Для квалификации деяния по ст. 288 УК РФ не имеет значения, осознавали ли граждане или представители организаций, что они имеют дело с лицом, присвоившим должностные полномочия, либо принимали его за должностное лицо.
Комментарий к ст. 288 УК РФ
1. Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается: а) в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий последнего; б) в совершении в связи с противоправным присвоением указанных полномочий конкретных действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций; в) в причинной связи противозаконных действий указанных лиц с наступившими последствиями.
В отличие от ранее действовавшей ст. 194 УК РСФСР, предусматривавшей ответственность за самовольное присвоение звания или власти должностного лица, комментируемая статья ограничивает круг субъектов данного преступления, которыми могут быть лишь государственные служащие либо служащие органов местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.
2. В соответствии с п. 4 примеч. к ст. 285 УК государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям гл. 30 УК в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями (ст. 288, 292 УК).
3. Указанное в комментируемой статье деяние совершается только путем действий, которые могут выразиться, в частности, в даче распоряжений либо в подписании соответствующего документа, в результате чего наступают названные в статье последствия.
4. Если присвоение полномочий должностного лица сопряжено со служебным подлогом, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и ст. 292 УК.
5. Вопрос о том, повлекли ли указанные в комментируемой статье действия существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, должен решаться с учетом конкретных обстоятельств дела (см. коммент. к ст. 285, 286).
6. Присвоение полномочий должностного лица может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Применительно к последнему лицо, совершая указанные действия, осознает их общественную опасность, предвидит возможность существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, не желает этих последствий, но сознательно допускает их либо относится к ним безразлично (например, совершая это деяние в пользу своего близкого, лицо не желает наступления вредных последствий иному гражданину либо организации, однако сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично).
7. Мотивами совершения данного преступления могут быть корысть или иная личная заинтересованность, карьеризм и т.д.