Почетный адвокат России, лауреат Золотой медали им.Ф.Н.Плевако адвокат Амасьянц Э.А. Все виды юридической помощи в области российского и международного права. Ведение уголовных и гражданских дел любой сложности. Защита и представительство в суде.Телефон горячей линии адвоката: +7(495)504-81-90
 
Уголовный адвокат. Как вести себя в тюрьме?
Выживание в тюрьме
Задержание подозреваемого
Тюремные законы
Женщина и тюрьма
ДЕТИ ЗА РЕШЕТКОЙ
Жёсткие нравы женской тюрьмы
Новые правила распорядка в СИЗО
Никто не должен подвергаться, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию
Зона риска
Несовершеннолетние в местах лишения свободы
А в тюрьме сейчас ужин, макароны дают....
Заключение под стражу
Малолетка
Этапирование
Тюрьма \видео/
Тюрьма и жизнь за решеткой
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ЛИЦАМ, ОТБЫВАЮЩИМ НАКАЗАНИЕ
Жизнь в тюрьме, «правильная «хата»
Выбор методов и способов защиты
УГОЛОВНЫЙ АДВОКАТ. УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ
Как вести себя на допросе?
Правовые рекомендации для осужденных (освобождение, амнистия, помилование)
Инструкция о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания
Инструкция по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым
Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе
Колонии-поселения в России
КПЗ, камера предварительного заключения и СИЗО, следственный изолятор
Первые обязательные действия
Приключения иностранцев в России
Воспитательные колонии для несовершеннолетних
Воспитательные колонии и особенности работы с ними
Колония для девиц
Особенности наказания лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте
Как себя вести в сизо
Какие существуют основания для задержания?
Задержание до возбуждения дела
15 правил поведения в следственном изоляторе для новичков
О жизни в тюрьме
Как жить на зоне?

        «Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию»

(Ст.3 ЕКПЧ. Запрещение пыток)

    Если общество хочет проверить уровень своей цивилизации, пусть заглянет в тюрьму. Ф. М. Достоевский
  Не секрет, что в нашей стране, остались еще отголоски прежнего исторического подхода к проведению допросов. Зачастую мы также сталкиваемся с проблемой незаконного задержания. Психологическое воздействие, пытки, унижения, все эти методы из прошлого нам не удалось в полной мере искоренить.

Не секрет, что благодаря СМИ и действиям адвокатов, в нашей стране значительно улучшились условия содержания в различных учреждениях пенитенциарной системы. Данные улучшения напрямую связны с целой цепочкой Жалоб Уполномоченному по правам человека в РФ и ЕСПЧ.

                         Уполномоченный по правам человека в РФ

В разрешении каких вопросов может оказать помощь Уполномоченный по правам человека в РФ?

Основой деятельности Уполномоченного является Федеральный конституционный закон от 16.02.1997 «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

К Уполномоченному можно обратиться с жалобой на любое нарушение Ваших прав человека и гражданина. Но сначала Вы сами должны приложить усилия - обжаловать нарушение своих прав в вышестоящую организацию (это называется защита прав в административном порядке) или в суд. Если же с принятым по Вашей жалобе решением Вы не согласны, то тогда можно обратиться к Уполномоченному. Он рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Уполномоченный может ходатайствовать перед прокуратурой о проверке вступившего в законную силу приговора. Если в Вашем регионе есть Уполномоченный по правам человека, то лучше жалобу адресовать ему. Если – нет, то пишите Уполномоченному по правам человека в РФ (адрес ниже). Жалобу Уполномоченному по Вашему делу может написать адвокат.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения Ваших прав или с того дня, когда вам стало известно об их нарушении.

Нужно быть готовым к тому, что время, необходимое для прохождения Вашей жалобы по инстанциям, увеличивается на 2-3 месяца.

Наш совет:
При написании любой жалобы, старайтесь быть немногословным, аккуратным, четко формулируйте свою просьбу, посылайте вместе с жалобой копии документов, подтверждающих жалобу, обязательно пишите свой адрес для обратной связи.

Где искать законодательную информацию?

В соответствии с п.3. ст. 15 Конституции РФ официально неопубликованные законы и другие документы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, применяться НЕ МОГУТ. Официальная публикация нормативного акта – это его первая публикация в специально созданном издании (журнале, газете).

Федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты палат Федерального собрания (т.е. постановления Государственной Думы и Совета Федерации) указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ публикуются в газете «Российская газета» и в еженедельном журнале «Собрание законодательства Российской Федерации».

Постановления Пленума Верховного Суда РФ, решения Верховного Суда РФ и постановления его Президиума по конкретным дела публикуются в журнале «Бюллетень Верховного суда РФ». Постановления Конституционного суда РФ публикуются в журнале «Собрание законодательства РФ» и журнале «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации».

Ссылки на официальные издания обычно выглядят так: «СЗ РФ 1996, № 3. Ст. 140». Это значит, что документ был опубликован в третьем номере Собрания законодательства РФ за 1996 г., в статье 140. Номер статьи в данном случае – это порядковый номер документа с начала года. Если через запятую перечисляются несколько номеров журнала или газеты, это значит, что в них опубликованы изменения или дополнения к документу.

Сборники нормативных актов с комментариями – очень полезны, потому что позволяют не только прочитать текст закона, но и разъяснения к нему, а также другие связанные с ним документы. Но помните, что любой комментарий не является источником права и нет смысла ссылаться на него в суде. Например, «Комментарий к Уголовному кодексу РФ» под редакцией Председателя Верховного Суда В.М. Лебедева является очень серьезной книгой, которая лежит на столе у каждого уважающего себя судьи, прокурора, следователя или адвоката, занимающегося уголовными делами. Но чтобы выиграть уголовное дело, недостаточно просто принести этот Комментарий следователю или в суд и показать то, что там написано, поскольку ссылаться нужно на законы, о которых в нем говорится.

Как читать нормативные акты, чтобы правильно понимать их смысл и не делать ошибок?

Язык закона совершенно не похож на язык художественной литературы. Законы пишутся «канцелярским языком», где используются труднопроизносимые выражения, утомительные перечисления, уточнения и повторы, а непонятные места не разъясняются. Там не никакой лирики.

Поэтому читать нужно медленно и вдумчиво, обращая внимание на каждое слово.

Во время чтения нужно останавливаться и задавать себе вопросы о прочитанном.

Проверяйте себя. Ищите другие нормативные акты по Вашей теме, сверяйте свои выводы с позицией высших судебных органов, посмотрите решения Конституционного суда РФ, постановления Пленума Верховного суда РФ, найдите литературу по Вашему вопросу, она поможет Вам убедиться, что Вы правильно понимаете вопрос.

Не забывайте сверять свои выводы с официальными толкованиями, которые даются в постановлениях и определениях Конституционного суда РФ, если таковые имеются по схожему с Вашим делу.

Обратная сила закона

При написании жалобы на приговор по уголовному делу учитывайте, что уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ) не имеет обратной силы. В отличие от УК РФ.

Если в Уголовный кодекс (УК РФ) вносятся изменения, улучшающие положение осужденного, то действует правило обратной силы закона, т.е. наказание с учётом внесённых в УК РФ изменений в той или иной мере смягчается.

В УПК РФ тоже часто вносятся изменения, но так как УПК РФ не имеет обратной силы, то основывать свою жалобу на этих изменениях не следует. Нужно опираться на допущенные, на Ваш взгляд, нарушения тех положений уголовно-процессуального закона, которые действовали на время производства соответствующих процессуальных действий и на время принятия процессуальных решений.

На нынешнем этапе Европейский Суд предоставляет гражданам России дополнительную возможность восстановить справедливость и защитить свои права, что обусловливает живейший и непосредственный интерес граждан России к его деятельности. Тот факт, что более 20 тыс. россиян обратились в Европейский Суд за защитой своих прав, — тому подтверждение.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод и создание Европейского Суда по правам человека явились наглядным и практическим воплощением прогресса в сфере развития прав человека. Российская Федерация присоединилась к странам, входящим в Совет Европы, объединенным единым социально-правовым пространством, основанным на фундаментальных ценностях развитой демократии, приоритете интересов личности и гуманистических подходах к защите прав человека.
Непосредственное влияние на принятие Конвенции, формирование и развитие европейских стандартов в области прав человека оказала Всеобщая декларация прав человека от 10.12.48. Вместе с тем в отличие от последней Конвенция не только провозгласила основополагающие правомочия, но и установила особый механизм их защиты.
Деятельность Совета Европы и его контрольных механизмов — Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека — направленная на утверждение основных норм Конвенции, привела к возникновению в европейской юриспруденции понятий «европейские стандарты по защите прав человека» и «европейская система защиты прав человека».
Первое представляет собой признанные европейским сообществом и закрепленные в его документах юридические нормы, включающие все жизненно необходимые права человека, а также механизмы их защиты и практического обеспечения.
Европейскую систему защиты прав человека составляют положения Конвенции, которые имплементируются в национальные нормативные акты европейских стран, а также непосредственная деятельность Совета Европы, его контрольных органов, в том числе Европейского Суда по правам человека, по обеспечению выполнения требований конвенционных норм по защите прав человека.
Необходимо иметь в виду, что европейские конвенционные нормы в области прав человека основываются на концепции, согласно которой государственные институты должны функционировать в интересах отдельных людей, которые имеют право на личную независимость во всех случаях, за исключением тех, когда речь идет об интересах всего общества.
Права и свободы, содержащиеся в Конвенции, — это минимальные стандарты, определяющие деятельность государства в области соблюдения прав человека.
Конвенция стала первым международным инструментом в области прав человека, который имеет целью защитить широкий спектр гражданских и политических прав путем установления системы контроля за их осуществлением внутри стран — членов Совета Европы.
Начиная с 05.05.98 (дата ратификации Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод) российской юстиции приходится воспринимать юридические принципы и конструкции, чуждые отечественной науке и практике. В первую очередь речь идет о таком понятии, как судебный прецедент. Согласно заявлению, сделанному Россией при ратификации Европейской конвенции, «Российская Федерация признает ipsojacto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления в действие в отношении Российской Федерации».
Данное заявление для прокуроров и судей представляет особый интерес ввиду того, что РФ официально признала значение прецедента, который нужно понять и принять, чтобы защищать права россиян. С этого момента для отечественных правоведов положения Конвенции существуют не сами по себе, а в том виде, как их толкует Европейский Суд по правам человека.
Прокуроры в пределах своих полномочий должны обеспечивать неукоснительное исполнение Российской Федерацией обязательств, вытекающих из участия в Конвенции. При этом следует исходить из того, что выполнение постановлений Европейского Суда, касающихся России, требует от государства в случае необходимости принимать меры частного характера, направленные на устранение нарушений прав человека, предусмотренных Конвенцией, и последствий указанных нарушений для заявителя, а также меры общего характера, чтобы предупредить повторное совершение не соответствующих принципам европейского права действий.
Если прокурор, участвуя в судебном разбирательстве, установит обстоятельства, способствовавшие нарушению прав и свобод граждан, гарантированных Конвенцией, то он обязан ориентировать суд, рассматривающий данное дело, на вынесение частного определения, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на обстоятельства и факты ущемления указанных прав и свобод, требующие принятия необходимых мер. Подобные действия прокуроров, безусловно, будут носить предупредительный характер и помогать судам общей юрисдикции более эффективно применять в судебной практике Конвенцию с учетом позиции Европейского Суда по правам человека.
Таким образом, прокуроры, реализуя правозащитные функции, должны исходить из того, что начиная с 05.05.98 положения Европейской конвенции подлежат применению в правовой системе РФ в строгом соответствии с их трактовкой Европейским Судом, который является единственным органом, осуществляющим официальное толкование Конвенции.
Однако прокурорам необходимо иметь в виду, что в ряде случаев Европейский Суд указывал на необходимость применения Конвенции с даты более ранней, чем ратификация данного документа.
Европейский Суд функционирует на основе норм прецедентного права, создаваемых им самостоятельно при рассмотрении конкретных жалоб. Невозможно эффективно защищать права и законные интересы участников уголовного судопроизводства без знания и тщательного анализа документов, выработанных Европейским Судом, — решений и постановлений по определенным делам.
Европейская конвенция и протоколы к ней гарантируют около 30 прав, относящихся к категориям гражданских (личных) и политических прав. Императивность толкования Европейским Судом по правам человека положений Конвенции, подлежащих применению по конкретному делу, обязывает судей и прокуроров при возникновении однотипной правовой ситуации принимать решение, соответствующее позиции Европейского Суда.
Так, в ходе судебного рассмотрения жалоб на неправомерные действия органов дознания и следствия суд при необходимости обязан применить Конвенцию с учетом практики Европейского Суда по правам человека для правильной трактовки ее положений.
Прецедентный характер решений Европейского Суда предопределяет необходимость «сверки» отечественных юридических норм и европейского понимания соответствующих прав и свобод человека.
Право на жизнь, гарантируемое ст. 2 Конвенции, закреплено также во Всеобщей декларации прав человека, в которой отмечается, что «каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».
Позитивные обязательства государства по защите права на жизнь включают установление эффективных уголовных законов для воспрепятствования преступным посягательствам против личности. Кроме того, существующие уголовные законы должны быть подкреплены развитой правоохранительной системой для предотвращения посягательств и привлечения виновных к ответственности в случае совершения преступления.
Последнее означает, что в Российской Федерации прокурорам, на которых лежит обязанность по организации уголовного преследования, надлежит обеспечивать разоблачение и наказание преступников, совершивших умышленное лишение жизни индивида.
В ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 5 Всеобщей декларации прав человека закреплена одна из основополагающих ценностей цивилизованного демократического общества, сформулированная следующим образом: «Никто не должен подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию».
Данное требование отражено в ст. 21 Конституции РФ. Запрет на применение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, содержащийся в российском конституционном законодательстве, является важным средством профилактики действий, запрещенных международно-правовыми нормами.
Право быть свободным от пыток и от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения является одним из наиболее значимых, поскольку связано с личной неприкосновенностью индивида.
Чрезвычайно высокое положение данного принципа в международной иерархии прав человека отражает его особый статус. Например, согласно п. 1 ст. 15 в период войны или чрезвычайного положения любая из Высоких Договаривающихся Сторон может отступать от своих обязательств по Конвенции, но только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайным обстоятельством при условии, что принимаемые меры не противоречат другим обязательствам, взятым на себя государством в рамках международного права.
Пункт 2 ст. 15 Конвенции содержит абсолютные гарантии того, что ни одна ратифицировавшая Конвенцию страна не вправе нарушить требования ст. 3 Конвенции (никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию) даже в условиях войны и при чрезвычайных обстоятельствах.
В последние годы в Российской Федерации принят ряд федеральных законов, в которых содержатся конкретные правовые нормы, запрещающие жестокое обращение с людьми, и предусмотрена уголовная ответственность за действия, связанные с пытками.
УК РФ включает ряд юридических положений, которыми преступление признается совершенным с отягчающими обстоятельствами в связи с применением пыток (п. «д» ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 302). В Законе РФ от 18.04.91 № 1026-I«О милиции» установлены правовые предписания, запрещающие обращение, унижающее достоинство человека, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий. Несоблюдение данных требований влечет предусмотренную законом ответственность.
В ст. 3 УПК РФ говорится, что в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией РФ уголовно-исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.
В уголовном законодательстве РФ отсутствует понятие пытки, однако предусмотрены составы преступлений, объективная сторона которых состоит в унижении чести и достоинства или применении пыток при совершении противоправного деяния. Суды РФ основывают свои выводы на понятиях пытки и бесчеловечного отношения к потерпевшему, которые признаны международными документами и отражены в постановлениях Европейского Суда, четко сформулировавшего критерии степени жестокости, влекущей нарушение ст. 3 Конвенции.
Европейский Суд, рассматривая дело «Калашников против России», напомнил, что ст. 3 Конвенции закрепила один из фундаментальных идеалов демократического общества, запретив пытки и бесчеловечное или унижающее достоинство человека обращение или наказание вне зависимости от обстоятельств и действий жертвы.
Также Европейский Суд разъяснил, что в соответствии с установленными им в нормах прецедентного права требованиями неправомерное обращение с человеком должно иметь некий минимум жестокости, чтобы на акт такого обращения распространялось действие ст. 3 Конвенции. Оценка данного минимума относительна и зависит от обстоятельств дела — таких, как продолжительность неправомерного обращения, физические и психические последствия для потерпевшего, пол, возраст и состояние здоровья жертвы.
Европейский Суд в своей практике относил обращение с тем или иным лицом к категории «бесчеловечного» в случае его преднамеренного характера, если оно имело место на протяжении нескольких часов беспрерывно или в результате был нанесен реальный физический вред или причинены глубокие психические страдания.
Обращение считается «унижающим достоинство», если вызывает в человеке чувства страха и неполноценности, которые заставляют его ощущать себя униженным и оскорбленным.
Европейский Суд устанавливает, было ли целью такого обращения попрать достоинство лица и отразилось ли это на его физическом и психическом состоянии.
Однако отсутствие цели унизить не исключает возможности того, что Европейский Суд все-таки найдет в обжалуемом деянии признаки нарушения ст. 3 Конвенции.
Степень страдания как составляющая «унижающего достоинство» обращения, запрещенного ст. 3 Конвенции, в любом случае должна быть выше таковой как неизбежного элемента конкретной формы правомерного обращения или законного наказания.
Довольно часто меры, связанные с лишением человека свободы, содержат унизительный элемент. При этом нельзя утверждать, что содержание под стражей до суда само по себе является нарушением ст. 3 Конвенции. Также не следует толковать указанное положение Конвенции как обязывающее соответствующие органы во всех случаях освобождать из-под стражи заключенного по причине плохого здоровья или направлять его в общую больницу для прохождения конкретного предписанного курса лечения.
Тем не менее в соответствии с данной статьей государство обязано принимать меры к тому, чтобы лицо содержалось под стражей в условиях, исключающих его унижение. При этом формы и методы реализации указанной меры пресечения не должны причинять субъекту страдания в более высокой степени, чем та, которая неизбежна при лишении свободы, а его здоровье и благополучие с учетом практических требований режима лишения свободы должны быть адекватно гарантированы.
Европейский Суд напомнил, что Европейский комитет по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания признал нормальной площадь в 7 кв. м на одного заключенного.

Ненадлежащие условия заключения, в частности чрезмерная переполненность камеры, антисанитарная обстановка в ней и вредные для здоровья последствия этой обстановки, в сочетании с длительностью срока содержания под стражей приравниваются к обращению, унижающему человеческое достоинство.

Европейский Суд, констатируя, что продолжительность производства по рассматриваемому делу не соответствует принципу разумности срока, также посчитал это нарушением п. 1 ст. 6 Конвенции, который гласит: «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».
Требования справедливого судебного разбирательства необходимо реализовать в российской правовой системе, где суд, учрежденный законом, должен быть независимым и беспристрастным, а разбирательство и провозглашение решений в нем — публичными. Следует обеспечить право на доступ к правосудию и установить разумные процессуальные сроки.
Европейский Суд согласился с доводами заявителя в том, что не было необходимости заключать его под стражу и содержать в заключении в течение длительного времени ввиду отсутствия доказательств, свидетельствующих о намерении Калашникова воспрепятствовать установлению истины по делу. Таким образом, Россия нарушила п. 3 ст. 5 Конвенции. При этом разъяснены принципы, установленные в нормах прецедентного права.
Необходимо помнить, что оценка разумности срока предварительного заключения не может быть дана абстрактно. Данный вопрос должен исследоваться по каждому делу с учетом его особенностей. Длительное содержание под стражей может быть оправдано только необходимостью защиты интересов общества, которые, несмотря на презумпцию невиновности, имеют приоритет перед принципом уважения свободы личности, установленным ст. 5 Конвенции.
В первую очередь нужно гарантировать, чтобы по конкретному делу срок предварительного заключения обвиняемого не превышал разумных пределов. Данная обязанность возложена на национальные судебные органы.
Для надлежащего осуществления контроля судам следует, руководствуясь принципом презумпции невиновности, одновременно исследовать все аргументы «за» и «против», исходя из необходимости обеспечения интересов общества. Такие доводы должны быть изложены в принимаемых судами решениях по ходатайствам об освобождении. Именно на основе мотивировок, излагаемых в этих решениях, и любых документально подтвержденных заявителем жалоб Европейский Суд призван решить, имело ли место нарушение п. 3. ст. 5 Конвенции.
Наличие разумно обоснованного подозрения, что задержанное лицо совершило преступление, является условием законного содержания под стражей. Однако по истечении определенного периода времени одного подозрения уже недостаточно. Поэтому Европейский Суд должен установить, имелись ли иные основания для лишения свободы, установленные национальными судебными органами. В случаях, когда такие основания были «относящимися к существу вопроса» и «достаточными», Европейский Суд также обязан убедиться, что национальные власти проявили «должную тщательность» при осуществлении производства по делу. В этих целях исследуются сложность и особенности конкретного расследования.

Длительное содержание под стражей может быть оправдано только необходимостью защиты интересов общества, которые, несмотря на презумпцию невиновности, имеют приоритет перед принципом уважения свободы личности.

Статья 3 Конвенции устанавливает, что ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы действия, нарушающие ее требования.
Европейский Суд признает необходимость расследования деяния, совершенного организованной группой, и/или террористического акта, в ходе которого допускаются некоторые исключения из общих правил сбора доказательств или отступления от требований процессуальных норм, регламентирующих ведение следствия. Однако указанные изъятия не должны приводить к нарушению физической неприкосновенности индивида. Независимо от того, совершило лицо преступление или подозревается в совершении такового, нельзя умалять его право на защиту от жестокого обращения.
Нарушение данного правила в ходе допросов, а также использование показаний, добытых с применением запрещенных методов следствия, являются недопустимыми. Также независимо от характера преступления государствам не разрешается прибегать в качестве средства устрашения к мерам наказания, противоречащим требованиям ст. 3 Конвенции.
Учитывая, что несоблюдение ст. 3 Конвенции является существенным нарушением прав человека, при рассмотрении заявлений о недозволенных методах следствия и дознания прокурор обязан с особой тщательностью организовать проведение проверки.
Для выполнения данного требования прокуроры должны обладать способностью определить и правильно проанализировать такие формы поведения, которые несовместимы с требованиями Конвенции.
Неспособность адекватно реагировать на заявления о пытках и жестоком обращении может квалифицироваться в качестве отдельного самостоятельного нарушения ст. 3 Конвенции со стороны государственных органов.
Отсутствие надлежащего расследования жалоб на жестокое обращение и применение недозволенных методов следствия и дознания способствует созданию атмосферы попустительства и безнаказанности и дает основания говорить о существовании узаконенной практики или политики терпимости в отношении нарушителей ст. 3 Конвенции. Нередко заявители утверждали, что они не только подвергались пыткам, но и являлись жертвами карательной политики властей, несовместимой с Конвенцией.
Согласно Конвенции действия государства будут считаться недостаточно эффективными, если они не направлены на искоренение подобной практики.
Прокурор, проверяя жалобы на жестокое обращение и применение недозволенных методов следствия и дознания, должен понимать сущность понятий, используемых в ст. 3 Конвенции: пытка, бесчеловечность, унижение достоинства, наказание. Термин «пытка» имеет особый юридический смысл.
В данном толковании содержатся три основных признака, характеризующих пытку: причинение сильной физической боли или нравственных страданий; намеренное совершение данных действий; преследование конкретной цели — получить сведения, наказать или запугать.
Европейский Суд исходит из того, что пытка — это умышленно и преднамеренно допускаемое бесчеловечное обращение.
Пытку следует отличать от других форм плохого обращения по степени интенсивности причинения страданий. Признаками уровня жестокости и интенсивности могут являться продолжительность, способ и метод физического и психологического воздействия, возраст, состояние здоровья жертвы, независимо от того, является пострадавший мужчиной или женщиной, отличается ли крепким телосложением.
Жестокое обращение, не являющееся пыткой по причине недостаточной степени интенсивности и целенаправленности, необходимо квалифицировать как бесчеловечное или унижающее достоинство. Понятие «бесчеловечное обращение» включает в себя такие действия, которые умышленно причиняют сильные нравственные и физические страдания в результате плохого обращения, отличаются жестокостью, степень и интенсивность которой недостаточны для того, чтобы указанное обращение могло квалифицироваться как пытка.

Под унижающим достоинство подразумевается такое обращение, которое вызывает у потерпевшего чувства страха, тревоги и неполноценности, приводит к его унижению и запугиванию, а также снижает способность лица к физическому или моральному сопротивлению.

Одной из гарантий соблюдения прав человека в уголовном судопроизводстве в соответствии с общепризнанными европейскими стандартами и принципами является прозрачность деятельности суда и прокуратуры.
Работники прокуратуры РФ, применяющие нормы внутригосударственного права в сфере уголовного судопроизводства, должны осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с международными стандартами обеспечения прав человека, для чего необходимо иметь о них надлежащее представление.
Принято считать, что идея прав человека возникла в обществе как результат осознания необходимости ограничения всевластия и вседозволенности государства, которое позволит личности обладать достоинством.
Права человека неразрывно связаны с принципом разделения властей, а также концепцией правового государства, в котором личности предоставляется возможность защищать свои неотъемлемые права, в том числе от государства. Гражданин государства, провозгласившего себя правовым и потому обязанного гарантировать права человека, может обратиться за защитой принадлежащих ему с рождения прав в случае неоправданного их ограничения со стороны «своего» государства в межгосударственные органы.
Однако в то же время ослабление государственной власти ставит под угрозу возможность реализации прав человека. Без государства, без устанавливаемых и обеспечиваемых им юридических процедур данные права не могут быть осуществлены. В настоящее время надзор за соблюдением прав человека в стадии предварительного расследования является актуальной задачей.
В соответствии со стандартами профессиональной ответственности прокуроров последние, «…осуществляя надзор за расследованием преступления, должны гарантировать, чтобы следственные службы уважали предписания (правовые нормы) и фундаментальные права человека».
Согласно ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности являются основными обязанностями государства. Данное положение определяет деятельность судебной власти и органов прокуратуры, которые призваны гарантировать неотъемлемость и неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина.
Органы прокуратуры, выполняя правозащитные функции в досудебных стадиях уголовного процесса, руководствуются Всеобщей декларацией прав человека, в соответствии с п. 1 которой все люди рождаются свободными и равными в достоинстве и возможностях, а принадлежащее каждому от рождения право на свободу и личную неприкосновенность относится к числу основных и неотчуждаемых.
Приоритетным направлением деятельности прокурора является обеспечение защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод в области уголовного судопроизводства. В этом заключается сущность правозащитной функции органов прокуратуры.
Важными факторами демократизации российского общества, формирования правовой государственности в России являются конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина в качестве высшей ценности, а также следование общепринятым принципам и нормам международного права. Между тем формальное признание прав и свобод не означает одновременного появления у человека возможности в полном объеме пользоваться лежащими в их основе благами. Необходим эффективный юридический механизм реализации правомочий, включающий гарантии их обеспечения и защиты в уголовном судопроизводстве.
Прокурор обязан следить за тем, чтобы должностные лица, ведущие уголовное преследование, руководствовались общеправовым принципом соразмерности прав и обязанностей участников уголовного судопроизводства, и не допускать искусственного ограничения прав одного из участников процесса, которое вызывает соразмерное уменьшение обязательств других.
Только комплексный подход к формированию условий, способствующих охране законных интересов лица, привлекаемого к уголовной ответственности, может служить гарантией соблюдения прав потерпевшего.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» подтвердил, что ч. 1 ст. 46 Конституции РФ обеспечивает каждому судебную защиту его прав и свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы.
Следовательно, прокуроры, принимая участие в уголовном процессе, должны исходить из того, что неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров РФ выступает в качестве основания к отмене или изменению судебного акта. Подобное может иметь место в случаях, когда судом не была учтена норма международного права, подлежащая применению или, напротив, использовано положение, которое не должно было применяться, либо судом дано неправильное толкование нормы международного права.
Таким образом, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также Протоколы к ней признаются основополагающими нормативными документами в сфере защиты прав человека, принятыми в рамках Совета Европы, членом которого является Российская Федерация, и должны играть первостепенную роль в деле защиты прав и основных свобод человека и гражданина.

ПОМНИТЕ, ЧТО ЖАЛОБА ТРЕБУЕТ ОСНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, АРГУМЕНТИРОВАННОЙ ПОЗИЦИИ. Целесобразднее в этой ситуации пригласить адвоката.

  • Некоторые адреса, которые могут оказать полезными при обжаловании действий в Ваш адрес, которые Вы считаете неправомерными или незаконными

1. Конституционный Суд Российской Федерации
190000, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1.
Справочные телефоны Приемной – (812) 404-33-11, (812) 404-31-99.

2. Генеральная прокуратура РФ
ГСП-3 125993 г.Москва, ул.Большая Дмитровка, 15а

3. Министерство юстиции (МЮ) РФ.
ГСП-1, 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 14.

4. МВД РФ.
119049, Москва, ул. Житная, 16.

5. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России
ГСП-1, 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 14.
Телефон доверия (495) 982-18-00

6. Верховный суд РФ
121260 Москва, Поварская ул., д.15,
по уголовным делам (495) 690-4909
по гражданским делам (495) 690-4314

7. Уполномоченный по правам человека в РФ
101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47
Приемная: (495) 607-19-22, 607-39-69, 607-34-67

8. Центр содействия международной защите /Общественная организация, которая помогает обращаться в Европейский суд по правам человека/.
119119, Москва, Ленинский проспект д.42, офис 22-13
Телефон: (495) 938 75 34

9. Европейский суд по правам человека
ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
КОМУ: The Registrar
КУДА: European Court of Human Rights, Council of Europe
ГОРОД: STRASBOURG CEDEX
СТРАНА: FRANCE – ФРАНЦИЯ
ИНДЕКС: F-67075
Обратите внимание, что в адресе Европейского Суда по правам человека при отправке корреспонденции не указываются ни название улицы, ни номер дома. В адресе пишется только «Европейский Суд по правам человека, Совет Европы» (это перевод того, что написано выше на английском языке). После названия города – STRASBOURG (Страсбург) – написано «CEDEX». В действительности слово «CEDEX» – это часть индекса, означающая, что указан не географический индекс, а индекс отдельной организации, который выделяется в случае большого количества входящей и исходящей почтовой корреспонденции. Соответственно F-67075 – это персональный индекс Европейского Суда по правам человека. Однако слово «CEDEX» пишется не в месте, предназначенном для индекса, а сразу после названия города. Название страны обычно пишут на конверте на двух языках, один из которых – русский. Это помогает работать российской почте.  

В обычном понимании жалоба – это выражение неудовольствия по поводу чего-либо неприятного, страдания, боли и пр. С точки зрения юриспруденции жалоба – это обращение гражданина в государственные органы, в судебные органы по поводу нарушения его прав и законных интересов.

Ваше обращение (заявление, жалоба и т.п.) должно быть кратким, почерк разборчивым. Неразборчивое, многословное послание вряд ли будет внимательно прочитано. Никто не любит тратить на такое чтение своё время. А это значит, что ответ, очень возможно, будет не по сути, или его вообще не будет. Обязательно прикладывайте копии документов, которые подтверждают информацию, изложенную в Вашем обращении. В официальные инстанции лучше посылать заказное письмо с почтовым уведомлением о вручении. Так Вы точно будите знать, что письмо дошло до адресата.

Нужно тщательно хранить приговор и все судебные решения, особенно, заверенные судебной печатью. Они вам нужны не только для обжалования приговора, но и после освобождения при регистрации по месту жительства - высылайте только копии документов.

УДАЧИ ВАМ, ЗДОРОВЬЯ, ВЕРЫ В УСПЕХ!


1 | 2

8 (499) 40-999-33











© 2014 Амасьянц Эдуард Акопович 8(499)40-999-33, 8(925)504-81-90, Email: eduard@amasyants.ru