Почетный адвокат России, лауреат Золотой медали им.Ф.Н.Плевако адвокат Амасьянц Э.А. Все виды юридической помощи в области российского и международного права. Ведение уголовных и гражданских дел любой сложности. Защита и представительство в суде.Телефон горячей линии адвоката: +7(495)504-81-90
 
Уголовный адвокат. Как вести себя в тюрьме?
Выживание в тюрьме
Задержание подозреваемого
Тюремные законы
Женщина и тюрьма
ДЕТИ ЗА РЕШЕТКОЙ
Жёсткие нравы женской тюрьмы
Новые правила распорядка в СИЗО
Никто не должен подвергаться, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию
Зона риска
Несовершеннолетние в местах лишения свободы
А в тюрьме сейчас ужин, макароны дают....
Заключение под стражу
Малолетка
Этапирование
Тюрьма \видео/
Тюрьма и жизнь за решеткой
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ЛИЦАМ, ОТБЫВАЮЩИМ НАКАЗАНИЕ
Жизнь в тюрьме, «правильная «хата»
Выбор методов и способов защиты
УГОЛОВНЫЙ АДВОКАТ. УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ
Как вести себя на допросе?
Правовые рекомендации для осужденных (освобождение, амнистия, помилование)
Инструкция о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания
Инструкция по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым
Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе
Колонии-поселения в России
КПЗ, камера предварительного заключения и СИЗО, следственный изолятор
Первые обязательные действия
Приключения иностранцев в России
Воспитательные колонии для несовершеннолетних
Воспитательные колонии и особенности работы с ними
Колония для девиц
Особенности наказания лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте
Как себя вести в сизо
Какие существуют основания для задержания?
Задержание до возбуждения дела
15 правил поведения в следственном изоляторе для новичков
О жизни в тюрьме
Как жить на зоне?

                                            

                                                         МАЛОЛЕТКА                                                        Малолетка - это отдельный мир, обособленный даже в зарешеченном мире тюрьмы. Малолеткой называется и весь этот мир и каждый его обитатель. Нормы и правила, по которым существует малолетка, менее всего способствуют адаптации к жизни в нормальном обществе свободных людей. Наверное, это положение можно изменить. Но прежде всего о мире малолетки надо узнать. Прежде всего надо сделать максимально прозрачными стены этого мира и общеизвестными его проблемы, многие из которых вполне успешно решаются в других странах.
Так что такое малолетка: система, человек, корпус в СИЗО?

 

Малолетка:

1) Несовершеннолетний заключенный.

2) Совокупность специальных исправительных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей закрытого и полуоткрытого типа, а также весь контингент лиц, в них содержащихся. На малолетке режим содержания, питание и условия лучше, чем в учреждениях для взрослых заключенных. Однако, с точки зрения сохранения жизни, здоровья, личности заключенного, малолетка - самая страшная часть тюремного мира. Издевательства, избиения, истязания, пытки, изнасилования - повседневная реальность малолетки.

3) Часть специального отделения следственного изолятора для несовершеннолетних заключенных.

Из "Толкового словаря тюремного мира России" (ОЦС)
Основные типы пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних заключенных:
Дом ребенка (ДР) - учреждение для детей от рождения до трех лет (в исключительных случаях - до четырех), матери которых осуждены к лишению свободы. ДР иногда называют ДМР - Дом матери и ребенка.

Спецшколы и СПТУ - воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния. За воспитанниками установлено круглосуточное наблюдение; они не могут выйти из учреждения без разрешения администрации, территория охраняется; их вещи, получаемая корреспонденция, бандероли, посылки досматриваются.

В спецшколах содержатся правонарушители от 11 до 14 лет, в СПТУ - от 14 до 18 лет. Значительная часть детей и подростков попадают в спецшколы и СПТУ по решению административных органов - комиссий по делам несовершеннолетних при местных органах исполнительной власти, а не суда. При рассмотрении вопроса о наказании подросток лишен права на защиту, на адвоката, не обязательны обычные для судебного следствия процедуры, у него нет права апелляции.

Срок наказания в спецучреждениях произволен, он может продлеваться по представлению администрации учреждения до трех лет. Большая часть подростков спецшкол и СПТУ отбывает наказание вдали от дома, что затрудняет контакты с семьей, родными.

Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) - в просторечии спецприемник, приемник-распределитель. Обычно сюда помещают бездомных, сбежавших от родителей или брошенных ими детей, а также задержанных милицией детей, личность которых не удается установить в течение суток. В ЦВИНП могут оказаться дети самого разного возраста: от младенчества до 18 лет. Официальной статистики по учреждениям этого типа не существует.

Изолятор временного содержания (ИВС) - учреждение закрытого типа для задержанных на месте преступления, подозреваемых в совершении преступления и т.п. По действующему законодательству помещать в ИВС могут подростков, достигших 14 лет; несовершеннолетние должны содержаться отдельно от взрослых, женщины - отдельно от мужчин. Обычно ИВС не оборудованы прогулочными двориками, кухней, душем, заключенным не выдают постельного белья.

Срок содержания в ИВС не должен превышать 3-х суток, но может быть продлен до 10-ти, а в особых случаях - до 30-ти суток. Из ИВС арестованного либо освобождают, либо по санкции прокурора переводят в следственный изолятор - СИЗО. Кроме того, в ИВС содержат обвиняемых, доставленных из СИЗО для проведения следственных действий или судебного разбирательства. Учреждения этого типа более известны под старым названием КПЗ (камера предварительного заключения).

                                                                         

 

                                    Малолетние преступники помолодеют

Госдума планирует снизить возраст уголовной ответственности с 14 до 12 лет. Ожидается, что документ будет внесен в нижнюю палату до конца весенней сессии. Эксперты разошлись в оценках этого предложения, но в большинстве считает, что инициатива преждевременна. Предпочтительнее было бы развивать систему профилактики преступлений, воспитания и реабилитации.


В четверг депутаты Госдумы объявили о готовности написать законопроект, снижающий возраст уголовной ответственности с 14 до 12 лет. «Если успеем, то законопроект будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию, если нет — то в осеннюю», — заявил РИА «Новости» заявил член Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Поневежский.

К необходимости поправить уголовное законодательство депутатов привело обсуждение этой идеи в Общественной палате.


Речь идет о снижении возраста привлечения к уголовной ответственности до 12 лет только за тяжкие и особо тяжкие преступления, такие как убийство двух и более лиц.


Сейчас за такие преступления предусмотрена ответственности с 14 лет, а за все остальные — с 16 лет.

Как утверждает Поневежский, в последнее время участились случаи совершения тяжелых преступлений подростками, не достигшими 14 лет. Причем убийства отличаются особой жестокостью, а привлечь к ответственности исполнителей невозможно из-за их юного возраста.

Более юный возраст, с которого наступает ответственность, давно и успешно применяется в западных странах. «В некоторых странах уголовная ответственность наступает с 10 лет, где-то с 12, — пояснил  эксперт в области ювенальной юстиции, руководитель программ восстановительного правосудия центра «Судебно-правовая реформа». — В некоторых штатах США дети, совершившие особо тяжкое преступление, могут быть приговорены к пожизненному заключению».

«Но, конечно, тут речь не может идти о тюрьме».

Все зависит от меры наказания. Если с 12 лет будет уголовное наказание и, соответственно, лишение свободы — это одно, если это будет административная ответственность — это другое. Может быть, можно проводить воспитательную работу. Хотя массовая воспитательная работа в условиях ювенальной юстиции — это сложно.

Московские подростки даже в 13 лет идут на дерзкие преступления: «Они зверски режут, насилуют, грабят. Поэтому в уголовной ответственности, если речь идет о подобных преступлениях, есть свой резон». «С 12 лет рановато судить, но до 13 лет смело можно опускать планку. Здесь есть как положительный момент, так и отрицательный. Нет уверенности в том, что наши силовые ведомства и суды не будут злоупотреблять таким вот уголовным инструментарием и в тех случаях, когда подростков нужно лечить, будут их сажать».

«И психологами, и медиками давно доказано, что в 12-летнем возрасте у ребенка отсутствует связь между совершенным действием и осознанием последствий», — в свою очередь, заметил Валерий Борщев, председатель постоянной палаты по правам человека политического консультативного совета при президенте РФ, член Московской Хельсинкской группы. По его мнению, на депутатов «повлиял миф» о том, что строгость наказания может остановить или сократить количество преступлений в подростковой среде. «На самом деле такая мера, наоборот, усилит преступность в нашей стране, потому что рецидив среди малолетних преступников составляет 40% , — говорит Борщев. — Фактически каждый второй попавший в воспитательную колонию — уже закоренелый преступник».


«В колониях для малолетних есть свои понятия, там очень высок процент так называемых опущенных, то есть изнасилованных подростков, атмосфера очень тяжелая», — пугает правозащитник.


Попав туда, подросток пропитывается этой атмосферой. «Мы фактически готовим рецидивиста, — утверждает Борщев. — Да, среди малолеток есть те, кто совершает страшные преступления, но, как правило, они страдают серьезными психическими заболеваниями и нуждаются в психологической помощи. Никакая строгость наказания их от этого не излечит». По его словам, против детской и подростковой преступности должны использоваться методы профилактики, как более эффективные. Впрочем, с профилактикой в России также не все хорошо. Правозащитник напомнил, что до 1980 года все воспитательные колонии находились под юрисдикцией Министерства образования, а затем их передали в органы исполнения наказания — ныне ФСИН. По мнению Борщева, воспитательные колонии для малолетних следует вернуть обратно в систему образования и создать в них сеть серьезных медицинских учреждений, в которых будет оказываться психологическая помощь неблагополучным подросткам.

Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов также выступает против предложения снизить возраст уголовной ответственности, считает его необоснованным и чрезмерным. «Мы не создали условий для помощи оступившимся детям, профилактика правонарушений несовершеннолетних находится на низком уровне.

Воспитательная колония (ВК) - учреждение для несовершеннолетних заключенных, осужденных к лишению свободы. В ВК содержатся несовершеннолетние (от 14 до 18 лет), приговоренные судом к лишению свободы.

По новому УК РФ суд может направить в ВК и осужденных возрастной группы от 18 до 20 лет. Кроме того, при хорошем поведении администрация может оставлять в колонии воспитанников, возраст которых не превышает 21 года. Количество заключенных в одной ВК от 200 до 700 человек.

Территория ВК огорожена забором, несколькими рядами колючей проволоки, между ними - вспаханная полоса земли ("запретка"). Массивные двойные ворота для въезда автотранспорта, между воротами тамбуром - площадка, на которой останавливают для досмотра и проверки машины. Вышки (правда, охранники не как у взрослых - без автоматов), сигнализация и другие устройства для предупреждения побегов. Внутри колония разбита на несколько разгороженных участков. Два главных - промзона (производственные помещения) и жилая зона. Между ними тоже забор и колючая проволока. Жилзона, в свою очередь, разделена заборами на локальные участки: школа и ПТУ за забором, баня за забором, заборами ограждены общежития (заключенные называют их "бараками"), в каждом из которых располагается от 70 до 150 воспитанников. На территории жилой зоны обычно имеется столовая, клуб, библиотека, амбулатория (медчасть), иногда небольшой стационар (на 10-30 человек), штаб, в котором расположены помещения для административных работников. Дом свиданий, для краткосрочных (от 2 до 4 часов) и длительных (от 1 до 3 суток) свиданий.

В некоторых ВК имеются спортивные площадки. Как и в лагере для взрослых, на малолетке есть внутренняя тюрьма - ДИЗО (дисциплинарный изолятор) - для нарушителей дисциплины: полутемные, сырые камеры с голыми стенами, окном с рядом решеток и шконкой.

Спальные комнаты в общежитиях рассчитаны на 20-50 человек. Кроме спальных комнат в общежитии на каждые 70-100 человек ("отряд") предусмотрены: комната для хранения личных вещей; раздевалка (для верхней одежды); комната для приема пищи (с устройством для кипячения воды, шкафами для продуктов); "красный уголок" (прежнее название - "ленинская комната"), где обычно проводятся политзанятия и культурно-массовые мероприятия, установлены столы, полки для книг, радиодинамик, телевизор (если он имеется); в тех случаях, когда в ВК есть канализация - туалет.

Новым уголовно-исполнительным кодексом (действует с 1.07.97) для ВК установлена норма жилой площади 3,5 кв.м на одного человека (у взрослых - 2 кв.м). В дневное, свободное от работы и мероприятий время заключенные имеют право выходить из общежития на "локальную зону" - небольшую, огражденную забором площадку перед общежитием.

По остальной территории колонии заключенные могут передвигаться только колонной (строевым шагом, иногда с песней) или, при получении разрешения от администрации, строем в несколько человек. Виды ВК и условия содержания: общего режима - для подростков, осужденных к лишению свободы впервые; для девушек (независимо от того, впервые или нет); усиленного режима - для подростков, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. В ВК и общего, и усиленного режимов воспитанники разделены  на 4 категории, каждая из которых содержится в разных условиях: обычные, облегченные, льготные, строгие. Они отличаются по режиму, количеству посылок, передач, свиданий и т.п.

По новому УИК право на условно-досрочное освобождение имеют только воспитанники, которые находятся на льготных условиях содержания. Согласно УИК воспитанники льготного режима могут проживать в общежитиях за пределами ВК. Но пенитенциарная система не располагает средствами, чтобы это право несовершеннолетних соблюдалось в полном объеме. Зато для создания строгих условий содержания (запираемые помещения, куда изолируются от остальных воспитанников "злостные нарушители режима содержания") необходимые средства почти всегда находятся.

                       

       "ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Важным и сложным участком повседневной практической деятельности адвокатов является защита прав и законных интересов, привлеченных к уголовной ответственности несовершеннолетних.

Как известно, сам законодатель, учитывая возрастные и связанные с ними психо-физиологические и биологические, особенности несовершеннолетних, установил ряд особенностей правового положения подростков, предопределяющих необходимость их знания и учета при осуществлении функции защиты.

"Никто из нас, - отмечает Дубинин Н.П.,- не может освободиться от генетической информации, полученной от родителей:Нельзя забывать, что каждый человек, располагает уникальной генетической информацией, обладает своей нормой реакции, т.е. единственным в своем роде личным способом реагировать на социальные и физические влияния среды".

В связи с этим, успешная и эффективная защита несовершеннолетних не возможна без углубленного изучения условий их жизни и воспитания, без учета их индивидуальных особенностей, их соматических, половых, возрастных и иных характеристик.

Известный физиолог Павлов И.П. писал: " Глупо было бы отрицать субъективный мир. Само собой разумеется, он конечно есть. Психология, - как формулировка явлений нашего субъективного мира совершенно законная вещь. И нелепо было бы с этим спорить. На этой основе мы действуем, на этом складывается вся социальная и личная жизнь".

Таким образом, эффективная защита несовершеннолетних требует от защитников высокой эрудиции, знания психо-физиологических, и возрастных особенностей подростков, добросовестного отношения к работе, безукоризненного знания законов и настойчивого их применения в своей повседневной деятельности.

Цель настоящего методического пособия и состоит в том, чтобы ознакомить адвокатов с основными особенностями дел о преступлениях несовершеннолетних, на которые необходимо обращать внимание при ведении уголовных дел этой категории.

       Психо-физиологические особенности несовершеннолетних

Известно, что организм человека на протяжении всей его жизни претерпевает изменения и в целом процесс развития человеческого организма представляет собой смену определенных этапов, именуемых возрастными.

Наукой установлено, что в своем развитии человеческий организм последовательно преодолевает три критические фазы, первая из которых наступает в возрасте 3-4 лет, вторая в 7-8 лет и третья в 14-18 лет.

Возраст с 14 до 18 лет, именуемый специалистами "пубертатным" (от лат. Pubertas-половая зрелость), признан наиболее важной и сложной критической фазой, сопровождающейся половым и психическим созреванием. Глубокая биологическая перестройка, претерпеваемая организмом в этот период, сопровождается бурным психическим повзрослением. Ведущая роль в указанной перестройке принадлежит нервной системе. Процесс психического созревания может протекать более спокойно или бурно, критически, в зависимости от целого ряда дополнительных факторов (патологическая наследственность, инфекционные и органические заболевания в детстве, тяжелые условия жизни и воспитания ребенка, психические травмы и пр.).

Современная наука исходит из того, что течение пубертата (т.е. фазы с 14 до 18 лет) в настоящий период характеризуется ускоренным физиологическим созреванием (акселерация) и несколько замедленным психическим созреванием (ретардация).

В этот период могут начинаться или обостряться хронические психические заболевания (шизофрения, эпилепсия и др.). Пубертат имеет решающее значение для закрепления приобретенных отклонений характера ребенка и превращения их в стойкие, патологические свойства личности.

Наряду со скачком в физическом развитии, в этот период происходит скачок и в развитии психическом. Физические изменения переживаются и в известной мере сознаются подростком, он начинает чувствовать и считать себя более сильным, уверенным. Это порождает у него потребность занять новое положение в семье, школе. Он не хочет больше считаться "маленьким", стремится к расширению своих прав, к большей самостоятельности.

В этот же период происходят изменения в эмоциональной сфере, поднимается на новый уровень и интеллектуальные способности. Все это приводит к новому отношению подростка к себе, к своему положению. Однако, вместе с тем, подросток объективно остается в том же положении ребенка, которым управляют в школе и которого опекают в семье.

Более высокий уровень самосознания свойственный этому периоду характеризуется потребностью самоанализа и самооценки, однако возможности подростка в этом плане еще ограничены. Не умея по-настоящему разобраться в себе, ребенок в этом возрасте становится излишне чувствительным к мнению о нем окружающих, отсюда ранимость подростка, несдержанность, часто бурные, беспричинные, казалось бы, реакции на самые пустяковые, с точки зрения взрослого, обстоятельства.

Факты неуспеха, если они приводят к необходимости снизить самооценку, порождают острые, аффективные переживания. Именно в этих случаях ребенок становится "трудным", у него появляется целый ряд особенностей: обидчивость, недоверчивость, упрямство.

Важная особенность подросткового возраста - формирование своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает относиться к самому себе как к взрослому. Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности. Отсюда их чувствительность к оценке взрослых, их острая реакция на попытки взрослых, (зачастую кажущиеся), умалить их достоинство.

Следует помнить и о таких особенностях несовершеннолетних, как недостаточное обнаружение инстинкта самосохранения, приводящее к риску из-за пустяков, беззаботности о последствиях своих поступков и свойственной этому возрасту природной дисгармонии, выражающейся в том, что желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера и это приводит к тому, что подросток не всегда способен подавить некоторые чрезмерные и лишние стремления и желания.

Недостаточный жизненный опыт, несформировавшиеся должным образом воля и сила характера нередко приводят к тому, что подростки бывают сильно подвержены влиянию более взрослых людей, что нередко, при отрицательном влиянии взрослых, приводит к совершению преступлений.

Отмеченные особенности подросткового периода, предполагают в деятельности адвоката необходимость установления полноты сведений собранных по делу о данном конкретном подростке и, в случае необходимости, заявления соответствующих ходатайств о восполнении пробелов следствия, сборе дополнительной информации об особенностях характера подростка, условиях его жизни и воспитания, ведущих мотивов его поведения и конкретных мотивов совершения данного правонарушения.

С другой стороны, вышеизложенные особенности черт личности подростков предполагают необходимость, на основе изученный материалов дела, при беседе с подростком выявить имеющиеся у него особенности характера, установить необходимый психологический контакт с подростком для создания доверительных отношений с подростком, выявления дополнительной информации о личности подростка, могущей быть полезной для выработки правильной правовой позиции по делу и эффективного осуществления защиты прав и законных интересов подростка.

Как известно, исключительно важную роль при оценке содеянного, а, следовательно, и квалификации, имеет правильное установление направленности умысла и мотива поведения правонарушителя. В практике деятельности правоохранительных органов всегда была и остается сложной оценка явлений относящихся к психическим и психологическим процессам. Следовательно, тем более важным является необходимость знания возрастных и психо-физиологических особенностей несовершеннолетних, для правильной оценки действительных причин и мотивов их поведения, направленности их умысла, для правильного определения их дальнейшей судьбы.

Нередко в практике деятельности адвокатов для установления объективного психологического портрета несовершеннолетнего подзащитного, установления мотивов его поведения, возникает необходимость обращения к помощи специалистов в соответствующих областях знаний.


1

8 (499) 40-999-33











© 2014 Амасьянц Эдуард Акопович 8(499)40-999-33, 8(925)504-81-90, Email: eduard@amasyants.ru