Почетный адвокат России, лауреат Золотой медали им.Ф.Н.Плевако адвокат Амасьянц Э.А. Все виды юридической помощи в области российского и международного права. Ведение уголовных и гражданских дел любой сложности. Защита и представительство в суде.Телефон горячей линии адвоката: +7(495)504-81-90
 
Как себя вести в общении с полицейским?
Инструкция для граждан по общению с сотрудниками полиции

                                                   Права гражданина при задержании и аресте   

Ложь открывает тому, кто умеет слушать,
не меньше, чем правда. А иногда даже больше!
Агата Кристи

Инструкция для граждан по общению с сотрудниками полиции
 

Один из важнейших принципов уголовного процесса - презумпция невиновности. Его формулировка содержится в ч.1 ст.49 Конституции РФ: “Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда”. Данный принцип провозглашен в ст.11 Всеобщей декларации прав человека, которая принята Генеральной Ассамблеей ООН, а также в ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

 

Инструкция для граждан по общению с сотрудниками милиции

Эти рекомендации для тех случаев, когда Вы не совершали каких-либо правонарушений.

Однако помните, что совершенное Вами правонарушение не является основанием нарушения Ваших прав со стороны сотрудников полиции.

 

К Вам подошел человек в форме

Прежде чем выполнять какие-либо требования человека в полицейской форме (предъявлять ему Ваши документы, показывать Ваши вещи и т.д.) необходимо попросить его представиться, назвать свою должность и предъявить Вам свое удостоверение. Он обязан это сделать по Вашей просьбе (п. 93 Устава ППС - Патрульно-постовой службы).

Отказывайтесь отвечать на его вопросы, пока он не сообщит свою фамилию, место работы (ОВД) и не покажет Вам свое удостоверение.

По-возможности перепишите его ФИО, звание, № жетона, название ОВД, в котором он работает. Утратив анонимность, сотрудник полиции будет вести себя аккуратнее, более того, его данные могут Вам пригодиться позже.

Учтите, что наряд патрульно-постовой службы обязан нести патрулирование только на строго отведенном маршруте, таким образом, сотрудник ОВД «Медведково» не вправе заниматься патрулированием в районе Чистых прудов.

 

Сотрудник полиции просит Ваши документы

После того, как Вы уточнили данные сотрудника полиции, обратившегося к Вам, уточните причину его обращения. Беспричинная проверка документов незаконна. Кроме федеральных законов существует Приказ ГУВД Москвы № 98 от 22 февраля 2003 г., прямо запрещающий такие действия сотрудников полиции (п.1.1).

Сотрудник полиции имеет право проверить у Вас документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать Вас в совершении преступления или административного правонарушения или полагать, что Вы находитесь в розыске.

Помните, что во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник полиции обязан сообщить ему основания и повод для такого ограничения, а также возникающие в связи с эти его права и обязанности (ст.5 Закона РФ «О полиции»).

Важно показать сотруднику полиции знание законов, перехватить инициативу. Пусть он обосновывает свои действия, это его прямая обязанность.

 

Сотрудник полиции указывает законное основание для проверки Ваших документов.

Предъявите ему паспорт или другой документ удостоверяющий Вашу личность (ксерокопия паспорта, карточка ученика, студенческий билет, водительские права и т. п.) из Ваших рук. Не отдавайте паспорт и другие важные документы сотруднику полиции! Отдавая ему паспорт, Вы попадаете в зависимость от него. Недобросовестный сотрудник полиции может использовать его в качестве залога и способа Вас удержать на нужное ему время. Изъятие паспорта – прямое нарушение ст.19.17 Кодекса об административных правонарушениях (КоАп РФ). Изъятие паспорта допускается только в строго определенных случаях, например, при заключении под стражу в ходе уголовного дела.

 

Если у Вас нет с собой паспорта.

Не волнуйтесь, Вы не обязаны носить паспорт с собой. Сошлитесь на то, что по закону Вы обязаны бережно хранить паспорт (п. 17 Положения о паспорте гражданина РФ) и поэтому храните его дома. Никакой закон не обязывает Вас носить паспорт с собой. Предъявите сотруднику полиции любое другое удостоверение личности (лучше всего ксерокопию паспорта, которую желательно всегда носить с собой) либо просто продиктуйте ему свои данные.

 

Сотрудник полиции хочет провести досмотр Ваших вещей.

Сообщите ему, что при проведении досмотра он обязан составить протокол в присутствии двух понятых (это должны быть не сотрудники полиции). При этом если производится личный досмотр, то полицейский и понятые должны быть того же пола, что и досматриваемый (ст.27.7 КоАП РФ). Если причина обращения полицейского к Вам лежит вне поля закона, то, столкнувшись с таким требованием, он вряд ли продолжит разговор.

Важно: в присутствии понятых Вам ничего не подбросят. 

 

Сотрудник полиции просит Вас пройти с ним в отделение

Выясните причину и основания такой просьбы. Уточните, в чем именно Вас подозревают. После этого позвоните родителям, родным или кому-нибудь из своих друзей и продиктуйте ФИО, должность и № жетона, задержавшего Вас полицейского, а также, адрес, по которому Вы находитесь в данный момент, и в какое отделение полиции Вас направляют.

 

В отделении полиции

В отделении ведите себя спокойно, но время от времени звоните своим близким и сообщайте, что Вы еще в отделении. Если Вам еще нет 18 лет, требуйте от сотрудников полиции официально сообщить Вашим родителям или другим родственникам, где Вы находитесь (ст. 5 Закона «О полиции»).

Сотрудники полиции не любят, когда о происходящем знают люди извне, даже если они у Вас отнимут телефон, важно, если о Вашем местонахождении уже стало известно. Просите своих близких или знакомых звонит в это ОВД и выяснять основания и предполагаемый срок Вашего задержания. В соответствии со ст.27.5 КоАП РФ срок задержания по большинству статей КоАП РФ не должен превышать 3 часов (однако, если Вас задержали за правонарушение, по которому одной из мер наказания является административный арест, Вас могут задержать на срок до 48 часов).

Если Вас задержали и привезли в отделение полиции без законных оснований, помните, что регистрировать Вас, снимать отпечатки пальцев (дактилоскопировать), фотографировать и снимать на видео без предъявления обвинения сотрудники полиции не имеют права. Эти действия производятся только в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, при невозможности установления их личности (ст.11. п.14 Закона «О полиции»).

В иных случаях дактилоскопирование проводится только с добровольного согласия гражданина на эту процедуру, которое должно быть дано в письменной форме (ст.5 Закона «О полиции»). Если Вам нет 18 лет, то такое согласие может дать только Ваш родитель или опекун.

 

Сотрудники полиции часто ссылаются на статью 19.3 КоАп РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудников полиции…»

За это правонарушение предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей или административный арест сроком до 15 суток. Эта статья касается только ЗАКОННЫХ распоряжений и требований сотрудников полиции. Если их требования незаконны, Вы не обязаны их выполнять. Более того, незаконные распоряжения и требования сотрудников полиции необходимо обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Другие статьи КоАп РФ, которые важно знать, чтобы не стать правонарушителем

 

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Штраф от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.

Штраф от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до 15 суток.

 

Статья 20.3. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики

1. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения

Штраф от пятисот до одной тысячи рублей либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики.

 

Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

1. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях.

Штраф от ста до трехсот рублей.

2. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (в том числе указанных в части 1 настоящей статьи), за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив.

Штраф от трехсот до пятисот рублей.

3. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах -

Штраф от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

За хранение определенного объема наркотических веществ, а также за их распространение предусмотрена уголовная ответственность.

 

Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Штраф от ста до пятисот рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Если Вы просто идете нетрезвым по улице – это не нарушение закона.

 

Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах.

Штраф на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей.

 

 

Приложение

 

Выдержки из законов, используемых в данной инструкции

 

Приказ ГУВД Москвы № 98 от 22 февраля 2003 г.

 

1. Руководителям служб и подразделений ГУВД Москвы:

 1.1. Довести до каждого сотрудника, что милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство гражданина, беспричинной проверке документов, удостоверяющих личность и наличие регистрации в г. Москве. В соответствии с законом сотрудник милиции обязан защищать и уважать человека независимо от его гражданства, места жительства, социального,   имущественного и должностного положения, расовой и национальной   принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

 

Закон «О полиции»

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

 1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

 

Статья 13. Права полиции

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

4) в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации; при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;

5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

6) патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;

7) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

9) производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия;

10) проводить оперативно-разыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации;

11) применять в процессе контроля (надзора), осуществляемого в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, предусмотренные федеральным законом меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

12) вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений;

13) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, - с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона;

14) доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

15) доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

16) осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;

17) истребовать для проведения экспертиз по письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз; проводить исследования предметов и документов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния; проводить экспертизу (исследование) изъятых у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения, и по результатам такой экспертизы (исследования) возвращать эти документы и вещи владельцам, либо приобщать их в качестве доказательств по делу, либо уничтожать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо передавать по назначению в установленном порядке;

18) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;

19) производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом;

20) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

21) требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, не прошедших обязательного технического осмотра, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом, - со снятием государственных регистрационных знаков до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог;

22) проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов; согласовывать требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием; устанавливать порядок проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации, и участвовать в проверке таких знаний и навыков в этих организациях; проводить проверки мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях; по результатам проверок выдавать гражданам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств; изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части к ним и специальные средства; ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ "Об оружии"; участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V класса;

23) устанавливать достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для принятия решения о выдаче лицензий либо разрешений, предусмотренных пунктами 20 и 23 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе путем проведения собеседования с соискателем лицензии либо разрешения, а также путем направления запросов в соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие, надзорные и иные государственные органы; продлевать и переоформлять выданные лицензии и разрешения, отказывать в выдаче лицензий и разрешений при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом; при выявлении нарушений принимать меры по приостановлению действия лицензий и разрешений, их аннулированию, а также иные меры, предусмотренные федеральным законом; продлевать срок действия, принимать решение о приостановлении срока действия или об аннулировании удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника;

24) входить беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в помещения, занимаемые частными детективами и частными охранными организациями, а также в помещения образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций, в целях выполнения возложенных на полицию обязанностей по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; осматривать места хранения специальных средств и огнестрельного оружия; проверять организацию охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам; получать письменную и устную информацию о частных детективах, частных охранных организациях, частных охранниках и об образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций; проверять частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

25) требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах; осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов; проверять условия хранения имущества на охраняемых объектах; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий; беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов, осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, и при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вносимого (выносимого), ввозимого (вывозимого) имущества и для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде;

26) выдавать руководителям и должностным лицам организаций, объекты которых охраняются полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а в соответствии с законодательством Российской Федерации - руководителям и должностным лицам иных организаций предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан; выдавать в ходе инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иное не установлено федеральным законом, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в их охранной деятельности, в сфере оборота оружия и обеспечении сохранности государственной и муниципальной собственности;

27) проводить при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности в области гражданской авиации проверки соблюдения правил предполетного досмотра, пропускного и внутриобъектового режимов; запрашивать и получать от руководителей организаций, служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов, авиационных предприятий, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций необходимые документы и информацию; выдавать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний; при наличии информации о возможном нарушении требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета; задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к перевозке воздушными судами;

28) участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации;

29) получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, составляющие налоговую тайну;

30) применять на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

31) применять в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции меры и временные ограничения, установленные федеральными конституционными законами и федеральными законами;

32) получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать в соответствии с законодательством Российской Федерации дактилоскопическую информацию и геномную информацию;

33) использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное;

34) привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам; поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей; привлекать для консультаций в установленном порядке специалистов государственных и муниципальных органов, организаций с сохранением за ними заработной платы (денежного содержания) по основному месту работы (службы);

35) использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях установления обстоятельств совершения преступлений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести;

36) беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, не терпящих отлагательства, - средствами связи, принадлежащими негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам;

37) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях - транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба.

2. Право осуществлять действия, предусмотренные пунктами 20 и 21 части 1 настоящей статьи, предоставляется специально уполномоченным сотрудникам полиции.

3. Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).

 

Устав ППС

п.93. Сотрудник милиции в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих их честь и достоинство.
Патрульный (постовой) при обращении к гражданину должен поздороваться с ним, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. В случае обращения граждан патрульный (постовой), выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать и принять меры по их заявлениям, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
По требованию должностных лиц и граждан патрульный (постовой) обязан назвать свою фамилию, место работы и предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук.
В разговоре с гражданами сотрудники милиции обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях руководствоваться личными неприязненными чувствами.

п.100
- проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

 

Положение о паспорте гражданина РФ

17. Гражданин обязан бережно хранить паспорт. Об утрате паспорта гражданин должен незамедлительно заявить в орган внутренних дел.
До оформления нового паспорта гражданину по его просьбе выдается органом внутренних дел временное удостоверение личности, форма которого устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации. 

22. Запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Кодекс об административных правонарушениях (КоАп РФ)

Статья 27.2. Доставление

1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (милиции) при выявлении административных правонарушений.

2. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

3. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

 

Статья 27.3. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

 

Статья 27.4. Протокол об административном задержании

1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

 

Статья 27.5. Сроки административного задержания

1-3. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, когда в качестве одной из мер административного наказания предусмотрен административный арест, тогда гражданин может быть подвергнут административному задержанию на срок не более 48 часов.

4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

 

Статья 27.6. Место и порядок содержания задержанных лиц

3. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.

 

Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

У каждого полицейского есть свой ареал обитания и свои обязанности. Чтобы адекватно общаться с сотрудником полиции, желательно знать, к какому «подвиду» он относится, где обычно «обитает» и какие права в отношении вас имеет.
С какими полиционерами вам, скорее всего, придется общаться на улицах города? Ниже приведена авторская, то есть моя, классификация. Она не официальная, тем не менее, на мой взгляд, довольно честно и явственно отражает суть вещей, а также то, с кем и как часто вы можете встретиться. Классификация ранжирована по частоте возможных встреч — от более частых, к менее.
Во-первых, чаще всего вам могут встретиться сотрудники патрульно-постовой службы (ППС).


Именно они в основном будут подходить к вам на улице с проверкой документов, содержимого карманов и сумок. Обычно сотрудники ППС ходят вдвоем или втроем, одеты обязательно в униформу, при себе имеют оружие и спецсредства (наручники, резиновую палку). Иногда имеют нагрудные номерные жетоны или бляхи. Старший патруля, как правило, носит при себе сумку- планшетку с документами.

Иногда в качестве патрулей на улицы выходят ребята из батальона армейской полиции (внутренние войска МВД). От сотрудников ППС бамовцы отличаются нашивкой на плече с аббревиатурой БАМ или белым изображением какого-либо зверя или птицы на черном фоне, меньшим уровнем знаний и ответственности, поэтому с ними желательно держать ухо востро.
Сотрудники ППС обычно люди молодые, недавно после армии или учебного заведения, поэтому в их глазах у них прав много, а у вас наоборот, мало. Знают хорошо они только наказы начальства и ведомственные инструкции, поэтому на все ваши конституционные права им, как это ни прискорбно, по большему счету наплевать.

Придираются сотрудники ППС преимущественно к молодежи, людям уголовного и «нерусского» вида, людям в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Сотрудники ППС могут спросить документы, удостоверяющие личность, могут попросить продемонстрировать содержимое сумок и карманов, могут попросить проследовать с ними в отдел полиции.
Общаться с ними нужно корректно, но уверенно, зная свои и их реальные права и обязанности.


Во-вторых, в метро, на вокзалах и станциях железной дороги, в аэропортах и иных транспортных узлах, а также в поездах несут службу сотрудники линейных органов внутренних дел (ЛОВД), они же транспортная полиция.


Обычно это один-два полиционера, стоящие или прогуливающиеся по подведомственной им территории, либо сидящие в специальном штабном вагоне (чаще это первое или второе купе). Одеты в униформу, на груди может быть жетон или бейджик.
Люди эти весьма спокойные и без лишней нужды к вам не подойдут. Главное — соблюдать правила нахождения в метро, аэропорту, на вокзале, в поезде, которые, как правило, висят где-нибудь на видном месте.


В-третьих, участковые уполномоченные.
За каждым участковым закреплен определенный участок города — несколько улиц и домов, где он исполняет свои обязанности. В основном они заключаются в контроле несовершеннолетних правонарушителей, людей, освободившихся из мест лишения свободы, буянов, наркоманов и алкоголиков. Также в его функции входит розыск пропавших людей и призывников-уклонистов, разборки с соседями, а также взятие на заметку торговцев краденым и наркотиками.


Если вы не подпадаете ни под одну из вышеперечисленных категорий, скорее всего, вы со своим участковым никогда не встретитесь. По инструкции участковый обязан раз в полгода делать поквартирный обход своей территории, но на практике такой обход почти никогда не делается.

 

Тем не менее со своим участковым желательно познакомиться и поддерживать с ним- хорошие отношения. Это пригодится в случае, если вашим соседом оказался кто-нибудь из перечисленных выше категорий, Более того, в случае уголовного дела (трижды сплюньте, но в сторону!) хорошая характеристика от вашего участкового может повлиять на суд в лучшую для вас сторону.

В-четвертых, оперативные уполномоченные (опера, оперативники).
Люди они, как правило, довольно квалифицированные и знающие. Больше их компетентны только следователи. Чаще всего если вы не виновны, то выявляется это на стадии общения с опером, не доходя до следователя.


Преимущественная сфера деятельности оперативников — проведение оперативно-розыскных мероприятий, сиречь сбор и оформление доказательств при расследовании уголовных преступлений.


На практике это выражается в допросах потерпевших, подозреваемых и свидетелей; беседах с различными лицами, которые могут иметь интересующие опера сведения; проведении обысков и осмотров.

То есть помимо места преступления, скорее всего, встретиться с опером вы мокрее только в отделении полиции либо (реже) он может посетить вас дома или на работе.

Оперативники одеваются неформально, то есть могут и не носить униформу. Основная среда рабочего общения оперов — уголовники, наркоманы и прочие околокриминальные элементы. Поэтому неудивительно, что зачастую оперативники становятся внешне очень похожи на подведомственный контингент. Главное тут, как говорится, не перепутать.

В-пятых, вневедомственная охрана.
Люди эти всегда одеты в униформу и чаще всего передвигаются исключительно на автомобиле, так что пешеходу повстречаться с ними не так-то легко.

Основные обязанности вневедомственной охраны — охрана квартир, дач, магазинов и офисов; сопровождение ценных грузов. Следовательно, вероятность встречи с ними повышается возле квартир, магазинов, офисов и подобных объектов, но только в том случае, если данные объекты, как говорится в сводках, «подверглись противоправным посягательствам».

В иных случаях сотрудники вневедомственной охраны почти безобидны, однако для полноты картины следует отметить, что вневедомственную охрану привлекают также при операциях перехвата угнанных машин, сбежавших с места преступления подозреваемых и тому подобных случаях.


В общем, некая летучая гусарская конница — никогда не знаешь, где с ними столкнешься. Впрочем, для законопослушного гражданина вневедомственная охрана довольно безопасна.

В-шестых, госавтоинспекция МВД России (ГИБДД, ДПС).
В первую очередь это гроза автомобилистов, и об этом аспекте их жизни написано очень много. Поэтому остановлюсь только на их взаимоотношениях с пешеходами.

Пешеход может встретить инспектора ДПС преимущественно в трех случаях: в случае ДТП, при переходе — Проезжей части на красный или в неположенном месте и, как ни странно, в общественном транспорте (автобусе).


Если с первым и вторым все понятно, то с третьим ситуация следующая. На некоторых постах ДПС, особенно в районах, урожайных растениями, используемыми для изготовления наркотических средств (конопля, мак), периодически устраиваются выборочные проверки мимо проезжающего общественного транспорта


На практике это выглядит следующим образом: инспектор ДПС останавливает взмахом волшебной палочки автобус, проходит по салону и, выбрав наметанным глазом все ту же молодежь, людей уголовного и «нерусского» вида, в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, просит их пройти в помещение поста, где предлагает продемонстрировать содержимое карманов и сумок.


В молодости мне доводилось несколько раз таким образом общаться с сотрудниками ДПС. Если соблюдать основные правила, о которых ниже, абсолютно ничего страшного в таком общении нет.


Про просьбу показать содержимое сумки и досмотр, а также про разницу между ними будет далее, поэтому подробно на этом я останавливаться не буду.

В-седьмых, горячо любимый митингующими отряд полиции особого назначения (ОМОН).

Встреча с сотрудниками ОМОНа чаще всего возможна только во время разнообразных торжеств, общегородских мероприятий и праздников, митингов, а  также в случае введения оперативных планов типа «Перехват», «Вулкан» и так далее.

Как ни банально, но с сотрудниками ОМОНа лучше не общаться вообще. А в случае вашего присутствия на каком-либо уличном празднике или митинге необходимо отслеживать краем глаза их местонахождение или местонахождение автобусов и крытых брезентом грузовиков, где ОМОН «обитает» до начала беспорядков.


В случае нездоровой активности со стороны ОМОНа — аккуратно, но быстро двигайтесь в противоположную сторону. Спецсредство ПР (палка резиновая) бьет очень больно, проверено. А омоновцы люди такие, что сначала вас «успокоят» и поместят в автобус для задержанных, а разбираться даже не будут, за них это будут делать другие сотрудники внутренних органов.

В-восьмых, есть масса других сотрудников полиции, работающих в структурах с такими «страшными» названиями, как: УБЭП, УБОП, ОПДН, а также следователи и дознаватели, эксперты-криминалисты и так далее. Вероятность их встречи со среднестатистическим гражданином в обыденных условиях чрезвычайно мала, а основные принципы общения с ними едины, поэтому отдельно я их не описываю


1

8 (499) 40-999-33











© 2014 Амасьянц Эдуард Акопович 8(499)40-999-33, 8(925)504-81-90, Email: eduard@amasyants.ru