Почетный адвокат России, лауреат Золотой медали им.Ф.Н.Плевако адвокат Амасьянц Э.А. Все виды юридической помощи в области российского и международного права. Ведение уголовных и гражданских дел любой сложности. Защита и представительство в суде.Телефон горячей линии адвоката: +7(495)504-81-90
 
Права гражданина при задержании и аресте
ПЕРВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ
Что делать при заключении под стражу?
Что нужно знать и как вести себя при задержании, аресте
Что следует знать при задержании по подозрению в причастности к преступлению
Если ребенка задержала полиция?
Арест и иные меры пресечения
Первые обязательные действия

 

 

                                      ПЕРВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ

 

В ст. 19 Конституции РФ закреплено равенство граждан перед законом. В нашем случае - перед законом, регламентирующим состав преступления (иного правонарушения), процедуру привлечения лица к ответственности и компетенцию правоохранительных органов  в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.  (ч. ч. 2 и 3 ст. 19 Конституции РФ).

     Правоохранительные органы должны с одинаковым вниманием относиться ко всем лицам, вовлеченным в сферу их деятельности, обеспечить им возможность реального осуществления прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать нормы, гарантирующие защиту прав и свобод человека и гражданина. Граждане равны перед законом. Равенство граждан перед законом гарантируется прежде всего отсутствием в нашем государстве законов, касающихся какой-либо привилегированной части общества. У нас один УК РФ, КоАП РФ и т.п. Если кто-либо нарушил требования нормы УК РФ (КоАП РФ), то независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств он будет отвечать за совершение преступления (административного правонарушения), предусмотренного именно данной нормой. Правоохранительные органы в пределах своей компетенции должны принимать меры к привлечению данного нарушителя к законной ответственности. Равенство граждан перед законом, не  ограничено лишь равенством перед УК РФ и КоАП РФ. Граждане равны и перед всеми иными законами. К числу таковых относятся нормативно-правовые акты, содержащие нормы как материального, так и процессуального права.

На основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом, работниками правоохранительных органов  может быть осуществлено ограничение как прав, так и отдельно взятых свобод гражданина. Если действия (решения)  работников правоохранительных органов   ограничивают и права, и свободы, они также допустимы лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных нормами права.

Работник правоохранительных органов  во всех случаях перед тем или непосредственно после ограничения прав и (или) свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, правовое (процессуальное) положение гражданина (если таковое в связи с ограничением прав и (или) свобод у гражданина изменилось), а также весь комплекс появившихся в связи с этим ограничением у гражданина прав и обязанностей.

Иногда в отдельной специальной статье закона дается неисчерпывающий перечень прав и обязанностей, которые возникают у лица после ограничения его прав и (или) свобод. Данное обстоятельство не снимает с сотрудника  правоохранительных органов  возложенной на него  обязанности разъяснить гражданину не только перечисленные в специальной статье закона права и обязанности, но и весь комплекс его прав и обязанностей, которые у гражданина появились после ограничения  его прав и (или) свобод. Например, дознаватель - сотрудник милиции на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом, произвел задержание лица в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ. Он тем самым ограничил права и свободы гражданина. После чего гражданин стал подозреваемым (п. 2 ч. 1 ст. 46 УПК РФ). Согласно ч. 1 ст. 92 УПК РФ подозреваемому разъясняются права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ. Но в указанной статье перечислены не все, а лишь основные права подозреваемого. Содержание же ч. 4 комментируемой статьи, как, впрочем, в нашем случае и ч. 1 ст. 11 УПК РФ, возлагает на дознавателя - сотрудника милиции обязанность разъяснить такому подозреваемому все его, а не только перечисленные в ст. 46 УПК РФ права и обязанности.

Имело место или нет "ограничение гражданина в его правах и (или) свободах", в большинстве случаев ясно. Однако на практике вполне могут быть ситуации, когда правоохранительные органы будет считать, что осуществляемое сотрудником действие (принимаемое решение) не сопровождается "ограничением прав и (или) свобод" лица, а сам гражданин придерживается совершенно противоположного мнения. При таких обстоятельствах, а также во всех других случаях, когда у кого-либо может возникнуть мнение, что действия (решения) , работников  правоохранительных органов  сопряжены с ограничением граждан в их правах и (или) свободах, данные действия (решения) должны производиться (приниматься) только лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом, после чего гражданину должны быть разъяснены основание и повод ограничения его прав и (или) свобод, а также права и обязанности, которые у него возникли.

Так, административно задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Таким образом, основными законодательными актами, регулирующими  права граждан  при задержаниях и арестах являются Кодекс об административных правонарушениях РФ  и уголовно-процессуальный кодекс РФ, базирующиеся   и находящиеся в неразрывной связи  с Конституцией РФ.

 

Административное и уголовно-процессуальное задержание – правовые основы

 

        Под задержанием понимается не только задержание, предусмотренное ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, но и задержание лица в порядке ст. 27.3 КоАП РФ.

Уголовно-процессуальное задержание (задержание, предусмотренное ст. ст. 91 и 92 УПК РФ) - это мера уголовно-процессуального принуждения, носящая неотложный характер и состоящая в помещении в ИВС (Изолятор Временного Задержания) лица, подозреваемого в совершении преступления, сроком до 48 часов в целях проверки его причастности к совершению преступления и решения вопроса о его аресте.

 Административное задержание - это кратковременное ограничение свободы физического лица. Оно может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ).

 

Органы, правомочные производить задержания и аресты

Обязанности органов и права граждан

 

         Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (милиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (милиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции - при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации;

4) военнослужащие пограничных органов и пограничных войск, должностные лица органов внутренних дел (милиции) - при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

6) должностные лица таможенных органов - при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

8) должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.63 настоящего Кодекса рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 83 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях.

(п. 8 введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Первой из обязанностей правоохранительных органов, обусловленных произведенным задержанием, законодатель называет необходимость предоставления задержанным лицам возможности реализовать установленное законом их право на юридическую помощь.

      Согласно ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому физическому лицу гарантируется право на получение квалифицированной платной, а в предусмотренных законом случаях - и бесплатной юридической помощи. Юридическая помощь оказывается как в уголовном процессе, так и по делам об административных правонарушениях. Лица, оказывающие юридическую помощь, выступают в качестве представителей, защитников либо лиц, объясняющих порядок составления (составляющих) юридически значимых документов. Соответственно разновидностями юридической помощи являются:

а) дача консультаций и справок по правовым вопросам (консалтинг) как в устной, так и в письменной форме;

б) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

в) участие в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

г) участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях (ст. 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" ).

д) защита прав и законных интересов гражданина при оказании ему психиатрической помощи (ч. 3 ст. 7 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании");

е) оказание иной юридической помощи.

Предоставляя возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь, работник правоохранительных органов, который произвел задержание, обязан допустить к участию в производстве по уголовному делу или делу об административном правонарушении защитника с момента фактического задержания.

 Допуск защитника с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, о котором идет речь в п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК РФ, означает, что последнему возможность иметь защитника должна быть предоставлена сразу после доставления в правоохраните6льные органы. Уже с этого момента, вне зависимости от того, составлен или нет протокол о задержании лица в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, подозреваемый вправе требовать приглашения защитника и свидания с ним наедине и конфиденциально.

 Предоставление возможности задержанному в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ реализовать свое право на юридическую помощь означает, что  работник правоохранительных органов, которым было произведено задержание (от имени которого составляется протокол задержания), не вправе мешать защитнику осуществлять защиту задержанного подозреваемого - реализовывать предусмотренные УПК РФ права.

 В этой связи работник правоохранительных органов  должен:

а) представить защитнику для ознакомления протокол задержания, постановление о применении меры пресечения, протоколы следственных действий, произведенных с участием подзащитного подозреваемого, иные документы, которые предъявлялись либо должны были предъявляться задержанному;

б) сообщить защитнику, в чем подозревается его подзащитный;

в) принять и в пределах своей компетенции разрешить заявленное защитником ходатайство или отвод (самоотвод);

г) принять и направить в компетентный орган (в суд или прокурору) жалобу защитника на осуществленные сотрудником милиции действия и (или) принятые решения;

д) допустить защитника к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения специальных проверочных мероприятий, если он участвует в деле, связанном с подобного рода сведениями (ч. 1 ст. 21.1 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне");

е) предоставить защитнику возможность:

- представить доказательства. Защитник вправе представлять предметы и документы, имеющие значение для дела. Представленные им справки о проведенном исследовании, объяснения опрошенных лиц могут быть приобщены к делу в качестве "иного документа";

- свидания с подзащитным наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности. Защитнику должна быть предоставлена возможность свидания с подзащитным до первых допросов последнего в качестве подозреваемого. Свидания подозреваемого с его защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику милиции видеть их, но не слышать;

- участвовать при допросе подзащитного, а также в иных следственных действиях, производимых с участием подозреваемого либо по его ходатайству или ходатайству самого защитника в порядке, установленном УПК РФ. Допущенный к участию в деле защитник вправе присутствовать при производстве любого следственного действия, в котором принимает участие его подзащитный, и заявлять ходатайство об уведомлении его о таковых ( Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 15 мая 1996 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 8.)

- задать вопросы допрашиваемому подзащитному, сделать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе допроса задержанного, дополнить протокол следственного действия, в котором он лично принимал участие, и внести в него уточнения, удостоверить правильность записи показаний в протоколе того следственного действия, в котором он принимал участие;

- сделать заявления на своем родном языке или на языке, которым он владеет;

- пользоваться услугами переводчика;

- использовать иные не запрещенные УПК РФ средства и способы защиты.

 Аналогично уголовно-процессуальному задержанию решается вопрос о допуске защитника по делам об административных правонарушениях. Согласно ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ в случае административного задержания гражданина в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

После производства административного задержания должностное лицо правоохранительных органов   обязано допустить к участию в производстве по делу об административном правонарушении защитника. После чего защитник вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу и др. (ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ).

Законом закреплена обязанность правоохранительных органов   сообщать по просьбе задержанного (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о его задержании родственникам, администрации по месту работы или учебы.

        Кому из родственников должно быть сообщено, законодатель не определяет. Поэтому данный вопрос работникам правоохранительных органов  следует согласовывать с задержанным. Рекомендуется прежде всего принимать меры к уведомлению о задержании тех родственников, с которыми задержанный вместе проживает.

Рассматриваемое правило в полной мере касается лишь задержания, осуществленного по делу об административном правонарушении (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 96 УПК РФ лицо, которое произвело уголовно-процессуальное задержание, уведомляет о задержании вне зависимости от того, поступила к нему от задержанного или нет соответствующая просьба. Сотрудник правоохранительных органов , которым произведено задержание в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, не позднее 12 часов с момента задержания должен уведомить об этом кого-либо из близких родственников задержанного, и только при их отсутствии - других родственников. Задержанному может быть представлена возможность самому уведомить родственников о своем задержании.

В связи с таким установленным законом непродолжительным промежутком времени, в течение которого должно состояться уведомление, лицо, осуществившее задержание  может произвести уведомление по телефону. Однако сообщение по телефону не освобождает сотрудника правоохранительных органов   от обязанности составить письменное уведомление и отправить его в адрес вышеуказанных родственников. Копия такого письменного уведомления, на котором фиксируются дата отправления и исходящий номер, подшивается в материалы уголовного дела.

К числу близких родственников, меры по уведомлению которых принимаются в первую очередь, относятся супруг, супруга, родители, усыновители, дедушка, бабушка, совершеннолетние дети, усыновленные, родные братья и родные сестры, внуки (п. 4 ст. 5 УПК РФ).

 Другими родственниками являются все остальные лица, состоящие с задержанным в родстве (п. 37 ст. 5 УПК РФ). Соответственно к родственникам задержанного следует относить: племянников и племянниц, полнородных и неполнородных братьев и сестер родителей задержанного (дядь и теть), двоюродных братьев и сестер подозреваемого, прадедушек и прабабушек, детей родных племянников и племянниц задержанного (двоюродных внуков и внучек) и родных братьев и сестер его дедушек и бабушек (двоюродных дедушек и бабушек), детей двоюродных внуков и внучек подозреваемого (двоюродных правнуков и правнучек), детей его двоюродных братьев и сестер (двоюродных племянников и племянниц), детей его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродных дядь и теть) и других родственников задержанного.

Родственника несовершеннолетнего задержанного сотрудник правоохранительных органов   обязан уведомить вне зависимости от поступившего от задержанного ходатайства и по делам об административных правонарушениях, и по уголовным делам.

О произведенном уголовно-процессуальном задержании военнослужащего уведомлению подлежит командование воинской части, о такого же рода задержании гражданина или подданного другого государства - посольство или консульство этого государства (ч. ч. 2 и 3 ст. 96 УПК РФ).

 Уведомление родственников совершеннолетних задержанных о произведенном уголовно-процессуальном задержании в случае (и в порядке), предусмотренном ч. 4 ст. 96 УПК РФ, может не производиться. Речь идет о ситуациях, когда факт задержания в интересах предварительного расследования следует сохранить в тайне.

 Процессуальное решение о необходимости сохранения в интересах предварительного расследования тайны задержания путем неотправления уведомления об имевшем место задержании оформляется постановлением. На данном постановлении прокурором ставится отметка о санкционировании данного решения.

Если прокурор не дает санкции на принятие указанного решения, он должен письменно отразить свое решение на постановлении дознавателя. Данное постановление должно быть подшито к материалам уголовного дела.

В случае, если, работником правоохранительных органов   отказывается в предоставлении возможности уведомить вышеназванных лиц о проведенном задержании, задержанному требуется в спокойной форме требовать приглашения для беседы и подачи жалобы дежурного работника  органов прокуратуры  и предоставления возможности написать  жалобу на имя  территориального прокурора. Причем вызов дежурного прокурора производится через лиц, доставших задержанного к месту составления административного материала и обеспечение данного права  возложена на этих лиц через дежурные части отделов внутренних дел. Одновременно,  необходимо использовать возможность уведомления органов надзирающих за деятельностью  нижестоящих   подразделений органов дознания, (к каковым относится милиция, ФСБ). Таковыми  являются  созданные при главках УВД крупных городов и областей(краев) «телефоны доверия» и телефоны Управлений собственной безопасности ( УСБ). Возможность дозвониться на круглосуточные телефоны доверия и телефоны УСБ и сообщить  вышестоящему руководству о произволе правоохранительных органов на местах могут использовать родственники  и знакомые задержанного в любом случае, т.к.  в большинстве своем  действия местных работников правоохранительных органов носят  именно «местнический» характер и руководство этих органов на областном уровне не в курсе о конкретных действиях подчиненных правоохранительных структур.

        Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

     Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

   Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3  статьи 27.5 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

 Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2  Кодекса об административных правонарушениях, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

 

        Досмотр  граждан  при задержании  Личный досмотр лиц, досмотр находящихся при них вещей должны быть осуществлены по правилам, предусмотренным для названных действий КоАП РФ.

Основания и порядок производства личного досмотра лица и досмотра находящихся при нем вещей урегулированы ст. 27.7 КоАП РФ. Согласно данной норме права указанные действия могут быть осуществлены в целях обнаружения не только предметов административного правонарушения, но и орудий его совершения.

Обязательное условие правомерности производства личного досмотра - производство его лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

 Исключения из данного правила закон не предусмотрел. Между тем данное требование не распространяется на досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Он может быть произведен отдельно от личного досмотра. Соответственно его вправе произвести , работник правоохранительных органов   другого по отношении к владельцу вещей пола. Безразлично также, какого пола были понятые, участвующие в досмотре вещей. Данное правило действует вне зависимости от того, какие вещи понятыми были досмотрены.

 КоАП РФ устанавливает правило, позволяющее в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, производить без понятых. Но и в этом случае сотрудник правоохранительных органов, осуществляющий личный досмотр, должен быть одного пола с лицом, которое подвергнуто личному досмотру.

 При производстве личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, в случае необходимости разрешено применение фото- и киносъемки, видеозаписи, а также любых иных способов фиксации вещественных доказательств. Данное правило распространяется и на случаи производства личного досмотра, сопряженного с обнажением. Получать согласие лица, которое подвергнуто личному досмотру, на применение фото- и киносъемки, видеозаписи, а также любых иных способов фиксации вещественных доказательств, закон не требует. На практике факт видеофиксации  « играет» не в пользу лиц, производящих задержания, т.к. кроме «голых» объяснений обстоятельств задержания, «выгодных» лицам этот задержание производящее видеоматериал  показывает истинную картину происходящего.

 О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

Протокол подписывается сотрудником правоохранительных органов его составившим, лицом, подвергнутым личному досмотру, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, а также понятыми. В случае отказа лица, подвергнутого личному досмотру, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

 В рассматриваемом протоколе сотрудник правоохранительных органов   обязательно указывает на то обстоятельство, что в процессе производства досмотра им или иным лицом были применены фото- и (или) киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и (или) киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, сотрудник правоохранительных органов   должен приложить к составленному протоколу.

 В соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ в процессе личного досмотра граждан, досмотра находящихся при них вещей сотрудник милиции вправе изъять оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения.

 Данный вид изъятия должен производиться в присутствии двух понятых.

 Об изъятии вышеуказанных вещей сотрудник милиции обязан составить протокол либо сделать соответствующую запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе об изъятии вещей фиксируются сведения о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств или психотропных веществ, а также о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.

 При изъятии могут применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, о чем в протоколе об изъятии вещей делается соответствующая запись. Материалы, полученные при изъятии оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств или психотропных веществ с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к указанному протоколу.

 В случае необходимости изъятые оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества упаковываются и опечатываются на месте изъятия.

 Протокол об изъятии вещей подписывается сотрудником правоохранительных органов, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи, и понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, или его законному представителю.

  При рассмотрении  данного вопроса  очень актуальным является  возможная фальсификация сотрудниками правоохранительных органов   доказательств, путем подброса улик (наркотических средств, оружия, боеприпасов).  Здесь очень важно  при проведении досмотра постоянно приковывать внимание понятых к осмотру  Вашей  одежды и личных вещей, требовать присутствия независимых понятых (прохожих , соседей, знакомых). В любом случае  очень важную роль играет возможность сделать собственноручную запись в протоколе  досмотра о всех нарушениях, имевших место  при его проведении  и в том числе и об отказе пригласить независимых понятых. Хотелось бы предупредить  одну из возможностей фальсификацию такого доказательства, как обнаружение отпечатков пальцев задержанного на запрещенных в  гражданском обороте предметах. Работники  правоохранительных органов  доброжелательно   предлагают выпить воды из стакана, со стенок которого потом будут изъяты и перенесены на дактопленку  Ваши отпечатки  пальцев. При рукопожатии  с работником правоохранительных органов   возможно опачкивание  ладоней Ваших рук как  в люминесцентное вещество, так и  наркотическое вещество, уже имеющееся на руке работника правоохранительных органов,   в связи с чем  в последствии при производстве смывов с Ваших  рук, возможно  получить «нужные» доказательства . При общении  с работниками правоохранительных органов применяющих в отношении задержанного меры процессуального принуждения следует соблюдать крайнюю осторожность, быть выдержанным , спокойным  своим внешним видом показывать  что Вам все известно  о Ваших правах и что Вы непременно   добьетесь их защиты в  прокуратуре  и в суде. Грамотно доказать наличие фальсификации в суде  позволит именно Ваше « немолчание» на стадии сбора административного материала и активное Ваше участие  производстве записей в  составляемых с Вашим участием протоколах, путем внесения в  них сведений о Вашем несогласии с произведенными  незаконными действиями. Судьи исходят из того , что человека не могут заставить сделать ту или иную запись  в протоколах и именно активное противодействие на стадии сбора административного материала или материалу первичной проверки при наличии признаков уголовного преступления  будет свидетельствовать  суду  о незаконности действий работников правоохранительных органов   по сбору доказательств Вашей « виновности». 

 

Вызов и доставление граждан в правоохранительные органы

Правоохранительные органы вправе вызывать граждан и должностных лиц по любым делам и материалам, находящимся в  их производстве. Данный вызов может быть и устным. Однако обязанность явиться в милицию у гражданина или должностного лица возникает лишь после их письменного приглашения к конкретному сотруднику правоохранительных органов, в конкретное время и место (с указанием адреса и номера кабинета служебного помещения).

Работникам правоохранительных органов  рекомендуется оформлять вызов (письменное уведомление о вызове) в виде повестки. В этом процессуальном документе рекомендуется указывать фамилию, имя, отчество (как минимум инициалы) и адрес места жительства лица, которое вызывается в милицию, в каком качестве лицо вызывается, должность, организацию, фамилию и инициалы сотрудника милиции, который вызывает гражданина или должностное лицо, а также сотрудника милиции, к которому он приглашается, по какому адресу и в какой кабинет должен прийти гражданин или должностное лицо, день и час (минуты) явки, а также последствия неявки.

 Если гражданин или должностное лицо вызываются по уголовному делу, в повестке рекомендуется указывать право лица прийти на допрос с адвокатом, т.к. адвокат  имеет право принять участие  на допросе (опросе) также и у потерпевшего и у свидетеля.

. Повестку рекомендуется вручать гражданину или должностному лицу под расписку с указанием даты и времени вручения. Но иногда повестку принесли, а гражданина (должностного лица) по месту его жительства (работы) не оказалось. В такой ситуации повестка для передачи гражданину (должностному лицу) вручается под расписку кому-либо из проживающих совместно с ним совершеннолетних членов семьи, сотруднику жилищно-эксплуатационной организации или администрации по месту его работы либо представителю поселковой (сельской или иной по месту жительства) администрации (руководителю учреждения, где работает должностное лицо) или иным лицам. Вышеуказанные лица обязаны передать повестку вызываемому гражданину (должностному лицу).

Вызов гражданина или должностного лица, помимо того, может быть осуществлен путем направления телефонограммы, телеграммы или с использованием любых других средств связи.

  Правоохранительные органы вправе вызывать граждан и должностных лиц не только по находящимся в ее производстве делам (уголовным, делам об административных правонарушениях и др.), но и по находящимся в ее производстве материалам. Поэтому следует признать законным вызов в орган внутренних дел сотрудником милиции гражданина или должностного лица на стадии возбуждения уголовного дела. Уголовного дела на этом этапе уголовного процесса еще нет, но в распоряжении сотрудника милиции может быть материал проверки заявления (сообщения) о преступлении.

И такой вызов должен быть оформлен письменно. Его правовой основой будет п. 3 ст. 11 Закона РФ "О милиции", а не какая-либо статья УПК РФ. В УПК РФ отсутствует правовая основа такого вызова. Здесь говорится о вызове подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля. А таковые появляются лишь после возбуждения уголовного дела.

Отсутствие в УПК РФ правовой основы вызова лица в орган дознания на стадии возбуждения уголовного дела является препятствием для осуществления его последующего привода. Ни с позиций УПК РФ, ни тем более с точки зрения КоАП РФ гражданин (должностное лицо), не явившийся по осуществленному на стадии возбуждения уголовного дела вызову в милицию (в орган внутренних дел), не может быть законно подвергнут приводу.

Привод может быть осуществлен по уголовному делу (в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством) и по делу об административном правонарушении (в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях).

Порядок осуществления милицией привода регламентирован ст. 113 УПК РФ, ст. 27.15 КоАП РФ и Приказом МВД РФ от 21 июня 2003 г. N 438 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода"

      Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель по уголовному делу, физическое лицо либо законный представитель юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законный представитель несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетель по делу об административном правонарушении не явились по вызову (обычно дважды не явились) без уважительной причины, к ним может быть применен привод. Порядок исполнения привода органами внутренних дел следующий.

 Привод может быть осуществлен только при наличии к тому фактических и юридических оснований. Юридическим основанием привода признается поступившее в орган внутренних дел постановление органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора, вынесенные в соответствии с ч. 7 ст. 113 УПК РФ, либо определение судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 и п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ.

Фактическим основанием осуществляемого работниками правоохранительных органов   привода является совокупность доказательств, подтверждающих неявку подозреваемого (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и т.п.) без уважительных причин по вызову в орган, компетентный осуществлять данный вызов.

       Осуществляющие привод сотрудники милиции обязаны достоверно установить личность лица, подвергаемого приводу, на основании имеющихся в постановлении (определении) о приводе сведений (фамилия, имя, отчество, год рождения и место нахождения). Если в постановлении (определении) о приводе отсутствуют отдельные данные, позволяющие установить это лицо или место его пребывания, и восполнить их не представилось возможным, правоохранительные органы обязана немедленно известить об этом инициатора привода.

По установлению лица, подлежащего приводу, сотрудник милиции либо старший группы (наряда) сотрудников милиции объявляет ему под расписку постановление (определение) о приводе. В случае отказа от подписи лица, подлежащего приводу, сотрудником милиции либо старшим группы (наряда) сотрудников милиции, исполняющим привод, в постановлении (определении) о приводе делается соответствующая запись. Данная запись удостоверяется подписью сотрудника милиции либо старшего группы (наряда) сотрудников милиции.

Сотрудники милиции, осуществляющие привод, не должны допускать действий, унижающих честь и достоинство лица, подлежащего приводу.

 Привод не может производиться в ночное время, то есть в промежуток между 22 и 6 часами по местному времени, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации

 

                    Опросы граждан

 

Закон  наделяет милицию правом получать как письменные документы, так и устную информацию. Законодатель не ставит наличие данного права у милиции в зависимость от наличия в ее производстве дела или материала, а также поступления к ней заявления (сообщения) о правонарушении.

Полномочие милиции по получению от граждан и должностных лиц необходимых объяснений, сведений, справок, документов и копий с них ограничивается лишь задачами и принципами деятельности милиции (ст. ст. 2 и 3 Закона РФ "О милиции"). Правоохранительные органы наделена правом, о котором идет речь в п. 4 ст. 11  Закона РФ « О милиции»  лишь во исполнение поставленных перед рассматриваемым учреждением задач, при строгом соблюдении принципов деятельности милиции.

89. Данное право продублировано и ведомственными нормативными актами МВД РФ. Так, согласно Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях (ч. 2 п. 24) сотрудники милиции, осуществляющие проверку зарегистрированного сообщения о преступлении и иной информации, без производства следственных действий могут истребовать необходимые материалы и получать объяснения. «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях: Приказ МВД РФ от 13 марта 2003 г. N 158 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 26.

                         Административный арест

 

.Административный арест назначается судьей в исключительных случаях и заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток.

 Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп (ст. 3.9 КоАП РФ).

 В соответствии с правилами ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ назначается административный арест соответствующим постановлением судьи. Исполнению он подлежит органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

 Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр, дактилоскопирование и фотографирование лица, подвергнутого административному аресту (ч. 2 ст. 32.8 КоАП РФ).

Арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке (Далее - специальные приемники.) Доставляются туда органом внутренних дел, производившим их задержание. В специальных приемниках арестованные содержатся в закрытых на замки камерах под постоянной охраной, обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями (на время сна).

 Вновь поступившие в специальный приемник арестованные проходят первичный медицинский осмотр, осуществляемый медицинским работником с целью выявления лиц, нуждающихся в медицинской помощи, и больных.

 Во время содержания в специальном приемнике арестованным разрешается получать передачи. Перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви и одежды, которые арестованные могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, определяются в порядке, утверждаемом МВД РФ.

 Арестованным разрешается прогулка в дневное время продолжительностью не менее одного часа на охраняемой территории специального приемника.

 При освобождении из специального приемника по отбытии срока ареста им выдается справка, в которой указываются срок нахождения под арестом и основания освобождения Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726 // СЗ РФ. 2002. N 40. «Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста».

Применение мер административного пресечения может предшествовать назначению административного наказания, они могут быть применены независимо от назначения административного наказания, например при исполнении принятого по делу постановления. Лица, уполномоченные применять меры административного пресечения, устанавливаются КоАП. ( сотрудников ФСБ РФ в этом перечне нет). В зависимости от вида избранной меры пресечения указанные лица определены ч. 1 ст. 27.2 (доставление), ч. 1 ст. 27.3 (административное задержание), ч. 2 ст. 27.7 (личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице), ч. 1 ст. 27.8 (осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов), ч. 2 ст. 27.9 (досмотр транспортного средства), ч. 1, 2 ст. 27.10 (изъятие вещей и документов), ч. 2 ст. 27.12 (отстранение от управления транспортным средством, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения), ч. 3 ст. 27.13 (задержание транспортного средства, запрещение эксплуатации транспортного средства), ч. 2 ст. 27.14 (арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения), ч. 2 ст. 27.15 (привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля).

Со стороны работников правоохранительных органов не допускаются действия (бездействия), унижающие человеческое достоинство, (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ), согласно которой никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

 

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИМЕНЕН ТОЛЬКО В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ, ПРИ НАЛИЧИИ ОТЯГЧАЮЩИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.

 

Согласно требований статьи 4.3. КоАП РФ «Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса об административных правонарушениях;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Эти обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

       В отличие от обстоятельств, смягчающих ответственность, признаки, отягчающие ответственность, зафиксированы в КоАП и не могут быть изменены (дополнены) законами субъектов Федерации или судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело (за исключением п. 6 ч. 1 вышеуказанной статьи). К таким обстоятельствам относятся только действия (бездействие) нарушителя - физического или юридического лица, способные увеличить общественно опасные последствия проступка. Для административных проступков физического лица с отягчающими признаками характерна вина в форме прямого умысла, при этом выявляются признаки противоправного умышленного действия. Последнее представляет собой мотивированный, с точки зрения правонарушителя, акт, следствием которого может быть причинение ущерба пострадавшему (телесного (физического), морального вреда или имущественного ущерба) либо государству. Правонарушитель (чаще всего при физическом воздействии на пострадавшего) осознает, что его действия противоречат не только нормам морали, но и правовым предписаниям. 


1

8 (499) 40-999-33











© 2014 Амасьянц Эдуард Акопович 8(499)40-999-33, 8(925)504-81-90, Email: eduard@amasyants.ru