Почетный адвокат России, лауреат Золотой медали им.Ф.Н.Плевако адвокат Амасьянц Э.А. Все виды юридической помощи в области российского и международного права. Ведение уголовных и гражданских дел любой сложности. Защита и представительство в суде.Телефон горячей линии адвоката: +7(495)504-81-90
 
Если к Вам пришли с проверкой?
Уголовный адвокат. Звонят-откройте дверь!
Если к Вам пришли из налоговой службы?
Если у Вас проверка с МВД?
Если ОБЭП и полиция пришли к вам с проверкой?
Проведение налоговой проверки?
Защита при проверках МВД
Памятка подростку "Если ты попал в полицию"
Полицейские проверки
Смягчающие и отягчающие обстоятельства по уголовному делу
Особенности общения с сотрудниками полиции
Незаконные действия должностных лиц

 Фотографии с анимацией (28 штук)             ДОСТУП ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ НА ТЕРРИТОРИЮ ИЛИ В ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ 

Согласно ст. 25 Конституции Российской Федерации, жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в него вопреки воле проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или же на основании судебного решения.

Одним из таких случаев является, предусмотренный ст. 91 НК РФ, доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки.

Как известно из п. 1 ст. 89 НК РФ, выездные налоговые проверки проводятся на территории (в помещении) налогоплательщика. При этом, налогоплательщик обязан обеспечить  доступ должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, на свою территории (в помещение).

Единственным исключением, которое адвокат по налоговым спорам рассмотрит далее, является недопущение проведения данного действия в жилых помещениях.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается исключительно в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках, либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

В соответствии со ст. 91 НК РФ, рассматриваемый доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, участника консолидированной группы налогоплательщиков, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Адвокат по налоговым делам рекомендует обратить внимание на следующие особенности. Первое, на чем стоит остановиться, это то, что указанные должностные лица налоговых органов перед доступом на соответствующую территорию или помещение обязаны предъявить свои служебные удостоверения. В данных удостоверениях должны быть указаны должность, фамилия, имя и отчество предъявителя, его фотография и срок действия удостоверения.

Затем, должно быть предоставлено решение руководителя налогового органа или его заместителя о проведении выездной налоговой проверки, в рамках которой и проводится данное процессуальное действие. При этом, в нем должны быть указаны следующие данные:

- должностные лица, проводящие проверку;

- вид налога (налогов), по которому проводится проверка;

- период, который охватывает данная налоговая проверка;

- иные данные в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации", Положением о Федеральной налоговой службе.

Формы документов применяемых должностными лицами при проведении выездных налоговых проверок (в том числе и при осмотре помещений и территорий налогоплательщика), должны соответствовать формам, предусмотренным Приказом Федеральной налоговой службы от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки", а также Приказом Федеральной налоговой службы от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".

Налоговый адвокат обращает внимание на то, что должностные лица налогового органа вправе осмотреть не любые территории и помещения проверяемого лица, а только те, которые используются налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности, либо объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.

Необходимо отметить, что под осмотром понимается проводимое с участием понятых визуальное ознакомление с помещениями, территориями, используемыми для предпринимательской деятельности, а также находящимися на них объектами налогообложения, по результатам которого составляется соответствующий протокол.

Важно, что при производстве осмотра, должностные лица налогового органа осуществляют осмотр с выездом непосредственно на место. Рассматриваемое право на осмотр помещений налоговые органы достаточно часто используют для подтверждения факта отсутствия юридического лица по месту нахождения, указанному в его правоустанавливающих (учредительных) документах.

Налоговый адвокат обращает внимание на то, что ст. 91 НК РФ предусмотрены действия, в случае воспрепятствования доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещения. В таких случаях, руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, который подписывается им и проверяемым лицом. На основании данного акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно (т.е. без данных осмотра объектов налогообложения) определить сумму налога, подлежащую уплате; учесть, оценить и определить объекты налогообложения и налоговую базу с учетом имеющихся у него данных, либо же исходя из сведений об аналогичных объектах (имеющихся как у данного лица, так и у других налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов), а также исчислить сумму налога (пени, недоимки).

Адвокат по налоговым делам обращает внимание на то, что именно в связи с такой возможностью определить сумму налогового обязательства, налоговым законодательством не предусмотрено налоговой ответственности за отказ в доступе должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территории (в помещение) налогоплательщика.

В случае, если проверяемое лицо отказывается подписать акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица, в нем делается соответствующая запись.

При этом, существенное значение играет именно то, является       ли воспрепятствование целенаправленным, умышленным действием проверяемого лица. Неуместно говорить о воспрепятствовании в случае, если доступ стал невозможен по техническим причинам (утерян ключ, заклинило дверь и т.д.).

Форма акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица предусмотрена Приказом Федеральной налоговой службы от 6 марта 2007 г. N ММ-3-06/106@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Немаловажным является, по мнению адвокатов по налоговым спорам, и то, что законодателем уделено отдельное внимание тому, что доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.

Данная норма гарантирует соблюдение положения Конституции Российской Федерации о неприкосновенности жилища. Аналогичное положение дублируется и в ст. 3 ЖК РФ (Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения), а также ст. 12 УПК РФ (Неприкосновенность жилища).

Адвокатам по налоговым делам представляется необходим остановиться на том, что , как уже указывалось ранее, налоговым законодательством установлены следующие ограничения доступа в жилое помещение запрещение:

- помимо воли проживающего в нем налогоплательщика;

- помимо воли любых других проживающих в помещении лиц. При этом, адвокат по налоговым делам обращает внимание на то, что не имеет значения, является ли жилое помещение собственностью налогоплательщика или он занимает его на правах нанимателя. Главное, что данное помещение является местом его проживания. В таком случае, сумма налога будет определяться расчетным путем;

- если иное не предусмотрено федеральным законом или не основано на решении суда.

Помимо вышеизложенного, адвокат по налоговым делам рекомендует в случае, если в каких-либо документах налогового контроля, предоставляемых для подписания, после его заполнения остаются незаполненные строчки, просить должностное лицо налогового органа проставить в них прочерки. Налоговый адвокат рекомендует также в ходе проведения налоговых проверок в их протоколах и актах не допускать неясных, нечетких, позволяющих двоякое толкование формулировок. Кроме того, в случае, если данные документы составляется без применения технических средств (компьютера), от руки, обратите внимание на то, чтобы почерк должностного лица налогового органа был разборчивым, не вызывал каких-либо сомнений при его прочтении, не допускались исправления. В случае неудовлетворения таких просьб, соответствующие замечания, в том числе и по почерку, а также дополнения и уточнения могут быть занесены участниками процессуального действия  в данный документ.

Налоговый адвокат напоминает, что  согласно ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Гражданин, реализуя свое конституционное право, на получение квалифицированной юридической помощи, заключает Соглашение об оказании юридической помощи с адвокатом.

Реализация права на помощь адвоката, как и права на квалифицированную юридическую помощь в целом, в том числе при осуществлении мероприятий налогового контроля,  даче показаний в процессе  оперативно-розыскных, следственных и иных действий, предполагает создание условий, позволяющих гражданину сообщить необходимую информацию по делу, а адвокату  по налогам - оказать своему доверителю консультативную помощь и согласовать с ним действия по защите его прав и законных интересов.

Адвокат по налоговым преступлениям  - это опытный юрист, который вправе оказывать юридическую помощь гражданам по уголовным делам  и владеет тактикой и методикой ее оказания, он  поможет гражданам в решении  возникших  проблем.

Адвокат по налоговым делам рекомендует в случае проведения налоговых проверок обращаться за квалифицированной юридической помощью

 

 

 


1

8 (499) 40-999-33











© 2014 Амасьянц Эдуард Акопович 8(499)40-999-33, 8(925)504-81-90, Email: eduard@amasyants.ru