Почетный адвокат России, лауреат Золотой медали им.Ф.Н.Плевако адвокат Амасьянц Э.А. Все виды юридической помощи в области российского и международного права. Ведение уголовных и гражданских дел любой сложности. Защита и представительство в суде.Телефон горячей линии адвоката: +7(495)504-81-90
 
Судебная экспертиза
Психолого-психиатрическая экспертиза
Закон об экспертизе
Производство экспертизы (процесс экспертизы)
Таможенный кодекс Таможенного союза об экспертизе
АПК РФ об экспертизе (выдержки)
Уголовно-процессуальный кодекс РФ об экспертизе (выдержки)
Кодекс об административных правонарушениях РФ об экспертизе (выдержки)
Налоговый кодекс РФ об экспертизе (выдержки)
Судебно – психологическая экспертиза (СПЭ)
Назначение судебной экспертизы
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ О судебной экспертизе по уголовным делам
Обжалование заключений судебных экспертиз
Судебная работа адвоката с материалами экспертизы
Судебно-психиатрическая экспертиза
Вопросы, которые ставятся перед экспертами при проведении судебно-психиатрической экспертизы
Судебная строительная экспертиза
Производство судебной экспертизы
Назначение суддебной экспертизы
Судебная экспертиза в уголовном процессе
ПОНЯТИЕ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Компьютерная экспертиза

     Судебно – психологическая экспертиза (СПЭ)

 

       

    Экспертиза индивидуально – психологических особенностей личности обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний.

 

Задачей такого вида СПЭ является создание объективного «психологического портрета», способствующего выявлению механизмов поведения обвиняемого, психологических мотивов его противоправных поступков.

 

На разрешение эксперту ставится следующий вопрос:

 

1.Имеются ли у обвиняемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

 

Экспертиза аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения инкриминируемых ему деяний.

 

Целью СПЭ физиологического аффекта является диагностика наличия или отсутствия последнего у обвиняемого в момент совершения преступления. Кроме аффектного состояния на сознание и деятельность человека могут оказать существенное влияние такие эмоциональные состояния, как стресс (стойкое состояние нервно-психической напряженности), фрустрация (хроническая неудовлетворенность потребностей), которые также являются экспертизой аффекта.

Поводами для назначения судебно-психологической экспертизы аффекта могут служить:

  • сведения о реально существовавших условиях, способствовавших накоплению отрицательных эмоциональных переживаний, возникновению стойких состояний стресса или фрустрации;
  • данные о конфликтном характере ситуации, в частности, о том, что действия потерпевшего или иных лиц препятствовали реализации ведущих мотивов поведения обвиняемого, затрагивали его наиболее значимые интересы;
  • показания свидетелей об изменениях внешнего вида, голоса, моторики у обвиняемого;
  • факты частичного нарушения целесообразности действий обвиняемого;
  • факты частичного забывания обвиняемых отдельных элементов ситуации преступления, резкий упадок физических сил после преступления.

 

При назначении СПЭ аффекта и иных  эмоциональных состояний могут быть поставлены следующие вопросы:

 

  1. Находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемых ему действий в состоянии физиологического аффекта?
  2. Находился ли испытуемый  в момент совершения инкриминируемого ему деяния в эмоциональном состоянии (психическая напряженность, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
  3. Учитывая психическое состояние испытуемого, его индивидуально-психологические особенности, а также обстоятельства дела, мог ли он точно соотносить свои  действия  с объективным требованиям ситуации?
  4. Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

 

Экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.

            

Целью этого вида СПЭ является установление способности несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и руководить ими, если имеются признаки отставания в психическом развитии исследуемых подростков, не связанного с психическим заболеванием.

На возможность отставания в развитии психически здорового подростка могут указывать    следующие признаки:

  • данные  о его педагогической запущенности;
  • инфантильность поведения;
  • легкомысленное отношение к своим противоправным поступкам или действиям;
  • несоразмерность объективного содержания поведения с субъективно преследуемыми подростком целями;
  • наличие сенсорной недостаточности (слабого развития зрения или слуха);
  • свидетельские показания, указывающие на заметное отличие подростка от массы сверстников.

При назначении данного вида СПЭ могут быть поставлены следующие вопросы:

 

  1. Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, и если да, то в чем конкретно они выражаются?
  2. Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значение своих действий?
  3. Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего, в какой мере он мог руководить своими действиями?

 

 Экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать

обстоятельства, имеющие значения для дела, и давать о них правильные показания.

 

Цель СПЭ свидетелей и потерпевших - выявление способности свидетелей и потерпевших правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них верные показания.

Поводами для назначения СПЭ свидетелей и потерпевших могут служить:

  • данные о малолетнем возрасте испытуемого, его низком интеллектуальном уровне развития, недостаточном овладении активной речью, особенностях характера;
  • сомнения в способности конкретного лица воспринимать те или иные обстоятельства, основанные на анализе условий восприятия, таких, как быстротечность событий, психическое и физическое состояние субъекта в момент восприятия, множественность раздражителей, одновременно действующих на субъекта и т.д.;
  • данные о характере воспринимавшегося сигнала (сила - слабость);
  • принципиальное несовпадение содержания показаний свидетеля (или потерпевшего) с другими материалами дела, причиной которого может являться наличие у субъекта (преимущественно у детей и подростков) особого вида зрительной памяти (эйдетической), позволяющей ему длительное время сохранять яркие образы со всеми мельчайшими подробностями и с абсолютной точностью воспроизвести воспринятую ранее информацию.

 

 В этой связи на разрешение эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:

 

  1. Учитывая психическое состояние испытуемого в момент восприятия, мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие)?
  2. Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?
  3. Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?
  4. Может ли испытуемый (при выявленном у него уровне развития речи) давать правильные показания?
  5. Каковы основные индивидуальные особенности познавательной и эмоционально-волевой деятельности данного свидетеля или потерпевшего?

 

 Экспертиза способности потерпевших по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление виновному.

 

В компетенцию данного вида экспертного исследования входит установление способности психически здоровых потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление.

Наиболее распространенными поводами для назначения этой экспертизы являются:

  • данные о пассивном поведении потерпевшей в криминальной ситуации;
  • отсутствие глубоких эмоциональных реакций на случившееся;
  • предположение относительно не связанного с психическими заболеваниями отставания потерпевшей в психическом развитии;
  • сведения о некоторых характерологических особенностях потерпевшей, таких, как вялость, пониженная уверенность в себе, застенчивость, замкнутость, низкая устойчивость к фрустрирующим воздействиям и т.д.;
  • сведения о неблагоприятных условиях общего воспитания (в частности, систематическое подавление родителями самостоятельности ребенка);
  • недостатки полового воспитания в семье и школе.

Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

  1. Имеются ли у испытуемой индивидуально-психологические особенности (например, не связанное с психическими заболеваниями отставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы), которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?
  2. Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли она понимать характер и значение совершаемых с нею действий?
  3. Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли испытуемая оказать сопротивление?


Экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством.


Такое исследование назначается в случаях, если следственные органы располагают сведениями о совершении определенными людьми действий, провоцирующих самоубийство (доведение до самоубийства), а также при возникновении предположения относительно инсценирования самоубийства, и устанавливают наличие или отсутствие у лица, в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.

 

Содержание вопросов:

 

  1. В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествующий самоубийству?
  2. Какие индивидуально-психологические особенности подэкспертного могли оказать существенное влияние на его поведение в момент совершения самоубийства?
  3. Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествующий самоубийству?

 

 

 

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ.


К компетенции СПЭ в гражданском судопроизводстве относится:

  • установление   степени   понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, его способности принимать осознанные решения;
  • выявление у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности;
  • установление психической совместимости супругов, возможности снятия эпизодических конфликтов;
  • установление психологической совместимости детей с каждым из двух родителей, усыновителей, опекунов;
  • определение возможностей конкретных лиц по обеспечению воспитания детей;
  • установление способностей свидетелей правильно воспринимать имеющие значение для дела события и давать о них правильные показания.


СПЭ по фактам бракоразводных дел для определения постоянного места проживания ребенка и порядка участия родителей в его воспитании; по фактам назначения опекунства над малолетними детьми, оставшимися без родителей.


Задачей СПЭ при рассмотрении указанных дел является психологический анализ личности всех заинтересованных в процессе лиц (ребенка, отца, матери), их иерархии ценностей, системы эмоциональных отношений (в том числе, друг к другу), на основании которого даются рекомендации эксперта психолога относительно места проживания ребенка и участия родителей в процессе воспитания. При этом данный порядок должен свести к минимуму психотравмирующие для ребенка последствия развода родителей, обеспечить гармоничное и разностороннее развитие личности.

На разрешение эксперта можно поставить следующие вопросы:

:

  1. Каков тип взаимоотношений ребенка с его матерью, отцом, или др. родственниками, ответчиками по настоящему делу?
  2. Имеется ли отрицательное воздействие на ребенка со стороны всех вышеназванных  лиц?
  3. С кем из родственников в настоящее время, по мнению специалистов, ребенок будет чувствовать себя более комфортно лучше?


 СПЭ по определению факта причинения морального вреда.


СПЭ данного вида возможно назначать в тех случаях, когда истец утверждает, что действиями ответчика ему нанесен моральный вред. Задача СПЭ заключается в установлении морального вреда, т.е. негативных изменений в психической сфере человека, выражающихся в претерпевании последним физических и нравственных страданий .

На разрешение данного вида экспертизы рекомендуется ставить следующие вопросы:

  1. Имеются, а если имеются то каковы  индивидуально-психологические особенности личности подэкспертного, которые могли оказать существенное влияние на глубину и интенсивность субъективных переживаемых им действий и высказываний ответчика?
  2. В какой мере отразились действия и высказывания ответчика на основных показаниях психического состояния и деятельности подэкспертного?
  3. Затронута ли иерархия основных жизненных ценностей подэкспертного, на нанесен ли ей ущерб?
  4. Имеются ли признаки иных неблагоприятных изменений в личности подэкспертного, а если имеются то в чем они заключаются?
  5. Если таковые изменения обнаружены, состоят ли они в причинно-следственной связи с действиями ответчика?


 СПЭ по делам о сделках, совершенных с пороками воли.


Как правило, данная экспертиза проводится комплексно с экспертами-психиатрами в тех случаях, когда лицо, заключившее ту или иную сделку, утверждает, что в тот период находилось в состоянии (соматическое заболевание, переживание психотравмы, стресс, фрустрация, подверженность психическому влиянию со стороны третьих лиц), которое предшествовало адекватному пониманию значения своих действий, их правовых и имущественных последствий. Часто истцами по таким делам являются люди преклонного возраста, страдающие сосудистой патологией. При рассмотрении данной категории дел возможно назначение посмертной экспертизы.

На разрешение данного вида экспертизы рекомендуется ставить следующие вопросы:

  1. Находился ли подэкспертный, в момент заключения сделки или подписания др. документа в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий и руководить ими?
  2. Понимал ли подэкспертный, вступая в договорные отношения займа, подписывая завещание и др., значение своих действий мог ли руководить при этом своими действиями?

 

КОМПЛЕКСНАЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА


 Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.


Объектом КСППЭ являются проходящие по делу лица, проявляющие признаки пограничных состояний: легкие степени олигофрени и, различные психопатические состояния, психопатии, акцентуации характера. На разрешение КСППЭ могут  бьггь поставлены следующие задачи:

  1. Квалифицировать психическое состояние подэкспертного лица - определить тип и вид его психической аномалии.
  2. Определить, имеются ли у него такие особенности умственной деятельности, которые могут препятствовать осознанию им значения противоправных действий и руководить своими действиями в ситуации совершения правонарушения.
  3. Определить степень влияния характерологических особенностей обследуемого лица на реализацию противоправного поведения.
  4. Диагностировать состояние аффекта у психопатических личностей.


 Комплексная судебная психолого-искусствоведческая экспертиза.


Целесообразность проведения данного вида экспертизы возникает, в частности, в том случае, когда необходимо установить направленность и степень воздействия произведения искусства на сознание и/или бессознательную сферу личности или населения в целом. На разрешение КСППЭ здесь можно поставить следующий вопрос:

  1. Носят ли представленные на экспертизу видеофильмы, журналы, книги и т.п. порнографический (садистский, провоцирующий особую жестокость и пр.) характер?


 Психолого-автороведческая экспертиза.


Назначается в тех случаях, когда участник процесса (ответчик, истец, свидетель) отказывается от своих собственноручных показаний, утверждая, что написал их под влиянием или при участии третьих лиц.

Данный вид экспертизы является комплексным и назначается психологам и автороведам.

Перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы:

  1. Учитывая уровень интеллектуального развития, особенности устной и письменной речи, индивидуально-психологические особенности и конкретные обстоятельства дела исследуемого текста, является ли испытуемый автором исследуемого текста?
  2. Содержатся ли в исследуемом тексте признаки какого-либо необычного состояния?

 

ИНЫЕ ВИДЫ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


.Судебно-психологическое исследование преступной группировки.


Как показывает экспертная практика, подобное исследование проводится в тех случаях, когда преступление совершено группой лиц (от двух и более человек) и обвиняемые дают противоречивые сведения о роли каждого в совершении инкриминируемого им деяния, о том, кто является  лидером группировки.

В процессе исследования решается следующий вопрос:

  1. Учитывая индивидуально-психологические особенности перечисленных лиц (указать конкретно), а также обстоятельства совершенного ими деяния, кто из них мог быть лидером преступной группировки?

Судебно-психологические исследования фонограмм и видеозаписей


В данном случае имеется в виду психологическое исследование фонограмм и видеозаписей допросов и иных следственных действий для установления факта психического воздействия на допрашиваемого со стороны следователя или третьих лиц. Как правило, подобные экспертные исследования проводятся в тех случаях, когда допрашиваемый утверждает, что непосредственно в процессе допроса на него оказывалось давление, и поэтому он сообщил информацию, выгодную следствию.

Основной задачей судебно-психологической экспертизы в таком случае является установление наличия или отсутствия признаков психического воздействия на испытуемого именно в процессе допроса.

На разрешении экспертизы ставится вопрос:

  1. Имеются ли на аудио (видео) записи признаки психического воздействия на испытуемого со стороны допрашивающего либо третьих лиц?

 

Судебно-психологические исследования на транспорте и производстве.

 

На разрешение экспертизы мы рекомендуем ставить следующие вопросы:

  1. Находился ли испытуемый в момент совершения аварии в психическом состоянии, которое могло оказать существенное влияние на качество выполнения профессиональных функций?
  2. Мог ли испытуемый, учитывая его индивидуально-психологические особенности и психическое состояние, правильно оценить ситуацию (или ее отдельные элементы), принять правильное решение и реализовать его?
  3. Соответствует ли психический уровень сформированности у испытуемого профессиональных навыков требованиям конкретной ситуации?

1

8 (499) 40-999-33











© 2014 Амасьянц Эдуард Акопович 8(499)40-999-33, 8(925)504-81-90, Email: eduard@amasyants.ru