Перечень общих наиболее часто встречаемых вопросов, которые могут быть поставлены перед экспертами для проведения экспертизы в рамках уголовного или гражданского производства
Возможные вопросы для экспертов при назначении однородных или комплексных психолого-психиатрических экспертиз.
- При назначении КСПЭ для определения аффекта у обвиняемого
- Комплексная судебная сексолого-психиатрическая экспертиза
- При назначении КСПЭ психического состояния (стресс, фрустрация и др.) лица, окончившего жизнь самоубийством
- При назначении КСПЭ индивидуально-психологических особенностей личности, способных существенно влиять на юридически значимое поведение
- При назначении КСПЭ способности потерпевшей по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с ней действий или оказывать сопротивление
- При назначении КСПЭ способности осознавать действия несовершеннолетнего обвиняемого с отставанием в психическом развитии
- При назначении КСПЭ по делам о сделках, совершенных с пороками воли
- При назначении КСПЭ по спорам о проживании ребенка, порядке общения, назначении опекунства
- При назначении КСПЭ определения морального вреда
- При назначении КСПЭ свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства и давать о них правильные показания
- При назначении КСПЭ преступной группировки
- При назначении КСПЭ исследований фонограмм и видеозаписей
- Другие вопросы при назначении КСПЭ экспертизы
- Вопросы к психологу при различных видах экспертиз
– При назначении судебно-психологической экспертизы аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения инкриминируемых ему деяний:
- Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
- Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в психическом (эмоциональном) состоянии (психическая напряженность, стресс, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность в юридически значимой ситуации;
- Страдал ли обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния (деяний) психическим расстройством, которое делало обвиняемого неспособным в тот период осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? (ч.1 ст.21 УК РФ).
- Страдал ли обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния (деяний) психическим расстройством, которое делало обвиняемого неспособным в тот период в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? (ч.1 ст.22 УК РФ).
- Не страдает ли обвиняемый психическим расстройством, которое делает его неспособным ко времени производства по уголовному делу понимать характер и значение уголовного судопроизводства и своего процессуального положения либо к самостоятельному совершению действий, направленных на реализацию процессуальных прав и обязанностей?
- Не страдает ли обвиняемый психическим расстройством, которое делает его неспособным ко времени производства по уголовному делу осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? Когда началось это психическое расстройство и не заболел ли обвиняемый после совершения им преступления в состоянии вменяемости (ч.1 ст.81 УК РФ)? Не вышел ли обвиняемый из указанного болезненного состояния и если да, то в какое время?
- Связано ли психическое расстройство обвиняемого с возможностью причинения им существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц?
- Нуждается ли обвиняемый в применении к нему принудительных мер медицинского характера, и если да, то в каких именно (ч.2 ст.21, ч.2 ст.22, ч.1 ст.81, ч.1 и 2 ст.97 и ст.99 УК РФ)?
- Если обвиняемый страдает психическим расстройством, при котором сохраняется способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими, то не относится ли данное психическое расстройство к категории психических недостатков, препятствующих самостоятельному осуществлению права на защиту?
- Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого? Оказали ли они существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?
- Находилась ли обвиняемая во время совершения инкриминируемого ей деяния в состоянии повышенной эмоциональной напряженности, вызванной психотравмирующей ситуацией?
- Имеется ли у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством? При наличии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, можно ли заключить, что во время совершения общественно опасного деяния он не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими?
- Комплексная судебная сексолого-психиатрическая экспертиза:
- Имеются ли у обвиняемого признаки каких-либо аномалий сексуальности (в том числе расстройств сексуального влечения), которые оказали влияние на его поведение в (такой-то) ситуации? Если таковые имеются, то в какой степени их влияние на поведение было выражено, носят ли они болезненный, патологический характер и лишали ли они обвиняемого возможности осознавать фактический характер и значение своих действий либо руководить ими во время совершения инкриминируемого ему деяния?
- Нуждается ли обвиняемый в применении к нему принудительных мер медицинского характера с учетом возможной патологии сексуальной сферы и связанной с данными расстройствами его общественной опасностью?
- Имеются ли у обвиняемого какие-либо болезненные расстройства сексуальной (или психической) сферы, препятствующие совершению им полового акта?
– При назначении судебно-психологической экспертизы психического состояния (стресс, фрустрация и др.) лица, окончившего жизнь самоубийством:
- В каком психическом состоянии находился суицидант в период, предшествовавший его смерти?
- Находился ли суицидант в период, предшествующий смерти, в психическом состоянии, предполагающем к самоубийству?
- Имеется ли у суициданта в период предшествующий смерти, состояние, предрасполагающее к самоубийству, и чем оно могло быть вызвано?
- Существует ли причинно-следственная связь между отношениями суициданта с (ФИО) и его психическим состоянием в период, предшествовавший его смерти?
- Имеются ли у суициданта возрастные и индивидуальные особенности, способные повлиять на его поведение при указанных обстоятельствах?
– При назначении судебно-психологической экспертизы индивидуально-психологических особенностей личности, черт характера (например, повышенной внушаемости), способных существенно влиять на юридически значимое поведение:
- Имеются ли у подэксперного возрастные и индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
- Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности (например, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы), которые могли существенно повлиять на ее(его) поведение в исследуемой ситуации, и если да, то каким образом они повлияли?
- Какие свойства психики личности (вспыльчивость, замкнутость, крайняя осторожность, безрассудность, лживость, жестокость и т.д.) носят ярко выраженный характер и могут оказывать существенное влияние на поведение подэксперного?
- Какова общая психологическая характеристика подэксперного (темперамент, характер, склонности, потребности)?
- Имеются ли у подэксперного признаки повышенной внушаемости?
- Свойственна ли подэксперному повышенная склонность к фантазированию?
- Учитывая психическое состояние испытуемого, его индивидуально-психологические особенности, а также обстоятельства дела, мог ли он точно соотносить свои оборонительные действия объективным требованиям ситуации?
- Имеются ли у подэксперного индивидуально-психологические особенности, которые могли ограничить способность субъекта правильно воспринимать обстоятельства дела, запоминать их и давать показания?
- Учитывая индивидуально-психологических особенностей подэкспертного и содержание исследуемой ситуации, находился ли он в момент совершения инкриминируемого преступления под психологическим давлением? Если да, то мог ли он действенно противостоять оказываемому на него психологическому давлению?
– При назначении судебно-психологической экспертизы способности потерпевшей по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с ней действий или оказывать сопротивление виновному:
- Имеются ли у испытуемой индивидуально-психологические особенности, которые могли повлиять на способность оказывать сопротивление?
- Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности потерпевшей и конкретные обстоятельства дела, могла ли испытуемая оказывать сопротивление обвиняемому?
- Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого (например, не связанное с психическим заболеванием отставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
- Учитывая психическое состояние, индивидуально-психологические особенности потерпевшей и конкретные обстоятельства дела, могла ли испытуемая она точно соотносить свои оборонительные действия объективным требованиям ситуации?
- Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности, а также конкретные условия, в которых происходило восприятие криминальной ситуации, мог ли потерпевший понимать характер и значение совершаемых с ним действий?
- Может ли подэкспертный давать правильные показания?
- Какие психологические факторы свидетельствуют в пользу достоверности показаний подэкспертной, а какие – против?
– При назначении судебно-психологической экспертизы способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими:
- Имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием? Если да, то в чем конкретно они выражаются?
- Имеются ли у несовершеннолетнего какие-либо возрастные и индивидуальные особенности, способные повлиять на объективность показаний?
- Учитывая состояние психического развития, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер своих действий в момент совершения инкриминируемых ему деяний?
- Мог ли несовершеннолетний в силу своего психического развития руководить своими действиями?
- Имеются ли у несовершеннолетнего признаки повышенной внушаемости?
- Свойственна ли несовершеннолетнему повышенная склонность к фантазированию?
- В каком эмоциональном состоянии находился несовершеннолетний в момент совершения преступления?
- Учитывая психическое состояние несовершеннолетнего в момент совершения общественно опасных деяний, мог ли он запоминать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания?
– При назначении судебно-психологической экспертизы по делам о сделках, совершенных с пороками воли:
- Учитывая индивидуально-психологические особенности, эмоциональное состояние подэкспертного и конкретные условия, в которых происходило событие, мог ли он понимать характер и значение своих действий и руководить ими?
- Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имелось ли у подэкспертного адекватное представление о существе сделки?
- Находился ли подэкспертный в момент заключения сделки или подписания др. документа в таком состоянии, когда он не был способен осознавать фактическое содержание своих действий и руководить ими?
- Находилось ли данное лицо в момент совершения сделки в состоянии, которое может быть отнесено к порокам воли?
- Если данное лицо находилось в момент совершения сделки в состоянии порока воли, то чем это состояние могло быть вызвано?
- Свойственна ли подэкспертному повышенная внушаемость?
- Понимал ли подэкспертный, вступая в договорные отношения займа, подписывая завещание и др., значение своих действий, мог ли руководить при этом своими действиями?
– При назначении судебно-психологической экспертизы по фактам бракоразводных дел для определения постоянного места проживания ребенка и порядка участия родителей в воспитании; по фактам назначения опекунства над малолетними детьми, оставшимися без родителей:
- Каковы специфические особенности взаимоотношений ребенка с матерью, отцом или другими родственниками, ответчиками по настоящему делу?
- Какова наибольшая совместимость и предрасположенность ребенка с семьей матери или с семьей отца?
- Какова степень положительного влияния на воспитание ребенка матери и отца?
- Имеется ли отрицательное влияние на ребенка со стороны ответчиков по настоящему делу?
- В семье кого из родителей хочет проживать несовершеннолетний ребенок?
- Может ли повлиять на психику ребенка перемена его места жительства?
- Как ребенок относится к обоим своим родителям, кому из них отдает предпочтение?
- С кем из родителей, исходя из интересов ребенка, ему наиболее предпочтительно проживать?
- Учитывая индивидуально-психологические особенности детей, сложившуюся семейную ситуацию, установить: с кем из родителей с психологической точки зрения предпочтительнее проживать несовершеннолетним детям – с матерью или с отцом?
- Насколько сильна эмоциональная связь между детьми, и как может повлиять на их взаимоотношения и личностное развитие их раздельное проживание (девочки – с матерью, а мальчика – с отцом)?
- Является ли позитивным восприятие ребенком семьи, в которой он проживает в настоящее время?
- Каковы индивидуальные личностные особенности матери - ФИО
- Каковы индивидуальные личностные особенности отца - ФИО
- Каковы индивидуальные личностные особенности несовершеннолетнего ребенка - ФИО
- Страдает ли кто-то из родителей психическим расстройством? Если да, то, каким?
- Страдает ли ребенок психическим расстройством? Если да, то, каким?
- Каково отношение несовершеннолетнего к отцу, к матери?
- Имеет ли место негативное воздействие на ребенка со стороны отца или матери? Если да, то какое?
- Имеются ли индивидуально-психологические особенности, ограничивающие способность матери, отца к осуществлению родительских прав и обязанностей в отношении несовершеннолетнего ребенка, если да, то какие.
- Каковы возможные последствия для дальнейшего психо-эмоционального развития детей при оставлении их с отцом, с матерью?
- Дать экспертную оценку мнения ребенка о ситуации, связанной с общением с отцом с учетом особенностей и уровня его возрастного психического развития.
- Дать прогностическую клинико-психологическую оценку развития ребенка с учетом индивидуально- психологических черт каждого родителя, особенностей их стиля воспитания.
– При назначении судебно-психологической экспертизы морального вреда:
- Имеются, а если имеются, то какие индивидуально-психологические особенности личности подэксперного, которые могли оказать существенное влияние на глубину и интенсивность негативных субъективных переживаний (страданий) им действий и высказываний ответчика?
- В какой мере отразились действия и высказывания ответчика на основных показаниях психического состояния и деятельности подэкспертного?
- Затронута ли иерархия основных жизненных ценностей и отношений истца, нанесен ли ей ущерб?
- Имеются ли признаки иных неблагоприятных изменений в личности истца, а если имеются, то в чем они заключаются?
- Если таковые изменения обнаружены, состоят ли они в причинной связи с действиями ответчика?
- Были ли вызваны нравственными страданиями в связи с обстоятельствами дела нарушения психического здоровья истцов?
- Существует ли причинно-следственная связь между нарушениями психического здоровья и данными обстоятельствами?

– При назначении судебно-психологической экспертизы свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания:
- Учитывая уровень развития познавательной сферы потерпевшей (ФИО), а также конкретные условия, в которых происходило восприятие криминальной ситуации, могла ли потерпевшая правильно воспринимать обстоятельства исследуемой ситуации, сохранять их в памяти и давать о них адекватные показания?
- Учитывая психическое состояние подэкспертного в момент восприятия, мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие)?
- Имеются ли у подэкспертного признаки повышенной внушаемости?
- Свойственна ли подэкспертному повышенная склонность к фантазированию?
- Имеются ли у испытуемого признаки эйдетической памяти?
- Учитывая уровень развития речи (психических процессов) подэкспертного, может ли он давать правильные показания?
- Каковы основные индивидуальные особенности познавательной деятельности подэкспертного?
– При назначении судебно-психологической экспертизы преступной группировки:
- Учитывая индивидуально-психологические особенности перечисленных лиц (указать конкретно), а также обстоятельства совершенного ими деяния, кто из них мог быть лидером преступной группировки?
– При назначении судебно-психологических исследований фонограмм и видеозаписей:
- Имеются ли на аудио (видео) записи признаки психического воздействия на испытуемого со стороны допрашивающего либо третьих лиц?
- Имеются ли в показаниях подэкспертного, данных им в ходе допроса с применением видеозаписи от 14 мая 2014 года, признаки психологического воздействия, внушаемости, психологического давления, заученности, фантазирования, которые могли бы свидетельствовать о недобровольности либо несамостоятельности дачи показаний?
- Содержится ли в представленных на экспертизу информационных носителях (указать точно каких) информация, оказывающая негативное психологическое воздействие на несовершеннолетних?
- Каково психическое (эмоциональное) состояние испытуемого во время производства видеозаписи при осмотре места происшествия с его участием и при производстве видеозаписи во время беседы испытуемого с сотрудниками полиции?
– При назначении комплексной психолого-психиатрической экспертизы:
- Учитывая состояние психического здоровья испытуемого и особенности исследуемой ситуации, в какой мере мог он руководить своими действиями?
- Учитывая состояние психического здоровья испытуемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он полностью осознавать значение своих действий?
- Выявляет ли испытуемый признаки пограничных проявлений нормы и психопатологии, и если да, то в чем конкретно они выражаются?
- Выявляет ли подэкспертный такую степень влияния характерологических особенностей, которая могла бы оказать существенное влияние на реализацию противоправного поведения?
- Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемых ему действий в состоянии аффекта?
- Вопросы к психологу при различных видах экспертиз:
- Учитывая индивидуальные и возрастные особенности обследуемого и конкретные условия, в которых происходило событие, мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие именно)?
- Учитывая психическое состояние обследуемого в момент конкретного события, мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие именно)?
- Обладает ли испытуемый абсолютной чувствительностью зрительного, слухового (или иного) анализатора, достаточной для восприятия раздражителя (указать какого)?
- Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?
- Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?
- Имеются ли у испытуемого признаки эйдетической памяти?
- Находился ли обследуемый в момент совершения преступления в состоянии физиологического аффекта?
- Находился ли обследуемый в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его сознание и деятельность?
- Находился ли обследуемый в момент инкриминируемых ему деяний в психическом состоянии, которое могло оказать существенное влияние на качество выполнения профессиональных функций?
- Мог ли обследуемый, учитывая его индивидуально-психологические особенности, правильно оценить ситуацию (или ее отдельные компоненты), принять правильное решение и реализовать его?
- Соответствует ли психологический уровень сформированности у обследуемого профессиональных навыков требованиям конкретной ситуации?
- Имеются ли у обвиняемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
Дополнительные вопросы к психологу по ст. 177 ГК РФ:
- В каком психическом состоянии находился подъэкспертный во время совершения сделки?
- Каковы индивидуально-психологические особенности подэкспертного?
- Мог ли он понимать значение своих действий или руководить ими во время совершения сделки?
Дополнительные вопросы к психологу по ст.178 ГК РФ:
- Имеются ли у подэкспертного индвидуально-психологические особенности (в том числе и обусловленные психическим расстройством), сенсорные дефекты, которые могли оказать существенное влияние на смысловое восприятие и оценку существа сделки?
- Находился ли подэкспертный в таком психическом (эмоциональном) состоянии, которое могло оказать существенное влияние на смысловое восприятие и оценку существа сделки?
- Могло ли у подэкспертного сформироваться ошибочное мнение относительно содержания и сути данного документа, в том числе по последствиям сделки с учетом его интеллектуального уровня и индивидуально-психологических особенностей.