Почетный адвокат России, лауреат Золотой медали им.Ф.Н.Плевако адвокат Амасьянц Э.А. Все виды юридической помощи в области российского и международного права. Ведение уголовных и гражданских дел любой сложности. Защита и представительство в суде.Телефон горячей линии адвоката: +7(495)504-81-90
 


Адвокат по наркотикам

Адвокат по наркотикам. Провокации при проверочной закупке
Адвокат по наркотикам в Москве и подмосковье
ПРАВОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ДЕЛАМ,СВЯЗАННЫМ С НАРКОТИКАМИ
Судебная экспертиза наркотических средств
Понятие и виды спайса
Новые спайсы – современное поколение убийц
Крупный и особо крупный размеры наркотических средств
Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ
Задержали по факту хранения, а обвиняют в сбыте
Если вас задержали за наркотики
Квалификация действий посредника в приобретении и сбыте наркотиков
Что нужно знать о наркотиках
Адвокат по делам о наркотиках

      Санкции, предусмотренные  ст. 228 и 228.1 УК РФ существенно ужесточены, и теперь быть привлеченным к уголовной ответственности по данной категории преступлений - автоматически означает длительное пребывание в колонии либо в тюрьме.                Перспектива провести 5-10 лет в тюрьме по причине обвинения в хранении или сбыте наркотических средств зачастую побуждает людей к эмоциональным и необдуманным действиям, связанным с неправильным поведением на стадии предварительного следствия или в суде, особенно при наличии давления со стороны следствия. Не повторяйте чужих ошибок, обратитесь к профессиональному адвокату. Консультация вас ни к чему не обязывает. Вот уже почти сто лет как то, что называют наркотиками, превратилось в глобальную правовую проблему. Явление социальное, медицинское, культурное, стало предметом законодательных, правоохранительных, судебных и адвокатских хлопот.

    С наркотиками как юридической проблемой люди сталкиваются в разнообразных ситуациях. Когда лечатся ими или подавляют боль. Когда развлекаются. Когда страдают наркоманией. Или сострадают страданиям своих близких, подсевших на иглу. Когда получают справки в наркодиспансере. Или изображают семилистник конопли на банданах.
    А также, когда их шмонают, кладут на пол в ночном клубе, направляют на освидетельствование, вынимают из кармана подброшенный сверток с белым порошком, сажают, судят, отказывают в лечении, лишают родительских прав, выгоняют с работы.
    Люди сталкиваются с законом или беззаконием. Становятся жертвами недоброкачественных законов или их извращенного применения.
    Этот сайт задуман как онлайновый пункт правозащитной помощи. Наша задача - помочь советом, научить технологиям защиты, подсказать верный шаг, показать, как может работать закон, оценить перспективы. Мы защищаем права, свободы и законные интересы каждого человека, руководствуясь Конституцией России, принципами и нормами международного права.
Уголовные дела, связанные с незаконным оборотом наркотических или психотропных средств относятся к категории наиболее сложных дел, несмотря на их кажущуюся простоту, так как лицо, у которого обнаружены наркотические средства, является потенциальным преступником и его мотивы уже никому не интересны. Система МВД по данной категории уголовных дел предусмотренных ст. 228.1 УК РФ делает основные показатели и рапортует Президенту и Правительству РФ об успешной борьбе с преступностью- (за такой то квартал такого то года, пресечена незаконная деятельность участников организованных преступных групп причастных к незаконному обороту наркотических или психотропных средств, что является на 110% более чем за аналогичный период прошлого года!). Но мы с вами знаем, что чаще всего в места не столь отдаленные отправляются лица страдающие от наркотической зависимости и лица у которых не нашлось денежных средств, для того чтобы заключить соглашение с хорошим адвокатом. Очень важно чтобы адвокат начал осуществлять профессиональную защиту на самых ранних стадиях. Как правило, в течение первых суток с момента задержания и возбуждения уголовного дела, собирается наибольший объем доказательств, которые в последующем ложатся в основу обвинения. Адвокат на данном этапе предварительного следствия должен проявить максимальное профессиональное мастерство и принципиальность в отстаивании и построении линии защиты. Также очень важно помнить, что согласно ст. 51 Конституции РФ, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Если вы, или ваши близкие попали в беду, необходимо знать следующее:-         

Статья 5 ФЗ об «ОРД» от 05.07.1995 г. содержит прямой запрет органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий, т.е. осуществлять в отношении граждан провокационные действия.

Эти нормы закона обязательны для исполнения должностными лицами, которые подготавливают и проводят оперативно-розыскные мероприятия. Если обратиться к материалам судебной практики, то без особых усилий можно установить, что фактические обстоятельства якобы совершенных лицом преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, в виде сбыта этих средств и веществ, как близнецы братья похожи друг на друга. Эти обстоятельства, как правило, выражаются следующим образом. Провокатор, зависящий от правоохранительных органов и употребления наркотиков, «добровольно» обращается с заявлением в правоохранительные органы с целью изобличить другое лицо в совершении преступления в виде сбыта наркотических средств. В этом случае проведение ОРМ и задержание лица за сбыт наркотиков при данных обстоятельствах должно рассматриваться как совершение провокационных действий, о чем прямо было указано в Постановлениях Европейского суда по правам человека («Ваньян против Российской Федерации» жалоба № 53203/99 постановление ЕСПЧ от 15.02.2005 г., «Худобин против Российской Федерации» жалоба № 59696/00 постановление ЕСПЧ от 23.10.2006 г. и др.).
О признаках провокации в неоднократных ОРМ «проверочная закупка»

К одному из видов противоправной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков относится сбыт, который заключается в совершении незаконной сделки купли –продажи наркотиков, либо, например,  сделки по оказанию услуг, где формой расчетов значатся наркотики.

Обнаружение и  фиксация подобных сделок невозможна без использования предусмотренных законом методов и способов, к которым согласно п. 2 ст.6 ФЗ «Об ОРД» относится такое распространенное  по данной категории дел ОРМ, как «проверочная закупка».

Проведение «проверочной закупки», как правило, обусловлено  необходимостью выявление лица, занимающегося незаконной реализацией наркотических средств, а также документирования его противоправной деятельности. Для проведения указанного ОРМ требуются данные, свидетельствующие о незаконной деятельности лица, в отношении которого планируется провести закупку, а также следует закрепить эти данные, придать им такую профессиональную форму, которая позволит в будущем признать их доказательствами по делу (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27.06.2012г.).

Если одним из видов сделки по сбыту наркотиков является  купля-продажа, то в таком мероприятии должны участвовать не менее двух человек (сбытчик и приобретатель). Последний при ОРМ участвует не как самостоятельный приобретатель, а под видом приобретателя, действия которого контролируются оперативными сотрудниками.

Посредством такого лица оперативные службы получают информацию о подготавливаемом преступлении, устанавливают способы, место и время  совершения сбытчиком преступных действий, определяют круг участников сделки и роль   каждого в момент ее проведения, получают информацию о виде и наименовании наркотика, его количестве и стоимости, устанавливают источник   происхождения наркотика.

Участие такого лица в ОРМ  и его действия при покупке наркотиков у сбытчика являются притворными.

Следовательно, сама сделка купли-продажи наркотиков с участием такого лица в качестве приобретателя, контролируемая оперативными службами, является мнимой.

Здесь следует сказать о том, что целенаправленно созданные условия для совершения  мнимой сделки купли-продажи наркотика не означают совершение оперативными службами провокационных действий в отношении сбытчика.

Необходимо отграничивать законные действия оперативных служб от провокации.

Пленум Верховного Суда РФ  № 14 от 15.06.2006г. (в ред. от 23.12.2010 N 31).определил, что результаты оперативно-розыскного мероприятия могут быть положены в основу приговора, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у виновного умысла на незаконный оборот наркотических..., сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, а также о проведении лицом всех подготовительных действий, необходимых для совершения противоправного деяния.

Таким образом, при проведении ОРМ «проверочная закупка» недопустимо создавать такие условия, при которых заподозренное в сбыте лицо лишается возможности избирательного поведения.

Кроме этого, необходимо установить, что инициатива к  совершению сделки исходила исключительно от предполагаемого сбытчика, а не от оперативных служб или лица, участвующего в таком ОРМ со стороны последних.

Побуждение к совершению преступных действий, т.е. вызов решимости у предполагаемого сбытчика совершить конкретные противоправные действия, которые в иной ситуации, без вмешательства иных лиц, он не совершил бы и не мог совершить, являются провокацией, что исключает привлечение спровоцированного к уголовной ответственности.

Аналогичные признаки могут присутствовать и в тех случаях, когда первичное ОРМ «проверочная закупка» было проведено в соответствии с требованиями закона, а второе и последующие с признаками провокации. Это так называемые  неоднократные оперативно-розыскные мероприятия, проводимые оперативными службами в отношении одного и того же лица.

В соответствии с ч.3 ст.1 УПК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным Кодексом, то применяются правила международного договора.

Согласно п.1 ст.6 Конвенции от 4 ноября 1950 г. "О защите прав человека и основных свобод", ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон N 54-ФЗ от 30 марта 1998 г.) каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона.

В силу изложенного справедливость судебного разбирательства предполагает и справедливый способ получения доказательств по уголовному делу.

Между тем, согласно п.4 ст.6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ (в редакции от 28 декабря 2010 г.) "проверочная закупка" предусмотрена как один из видов оперативно-розыскных мероприятий, проводимых при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

В силу ст.7 указанного Закона основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

  1. Наличие возбужденного уголовного дела.
  2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
    1. признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
    2. событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
    3. лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
    4. лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Таким образом, необходимыми условиями законности проведения оперативно-розыскного мероприятия "проверочная закупка" являются соблюдение оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст.7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", и выполнение требований ч.7 ст.8 указанного Федерального закона, в соответствии с которым проверочная закупка веществ, свободная реализация которых запрещена, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Результаты оперативно-розыскного мероприятия могут быть положены в основу приговора, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у виновного умысла на незаконный оборот наркотических средств, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, а также о проведении лицом всех подготовительных действий, необходимых для совершения противоправного деяния.

Кроме того, исходя из положений ст.2 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
  • установление имущества, подлежащего конфискации.

Из требований справедливого суда согласно ст.6 Конвенции от 4 ноября 1950 г. "О защите прав человека и основных свобод" вытекает, что общественные интересы в борьбе против наркоторговли не могут оправдать использование доказательств, полученных в результате провокации органов полиции.

Согласно ст.75 УПК РФ доказательства, полученные с нарушением требований данного Кодекса, являются недопустимыми.

Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания обстоятельств, перечисленных в статье 73 УПК РФ.

В обзоре судебной практике  Верховный Суд РФ рекомендовал учитывать, что проведение очередной «проверочной закупки» у одного и того же лица, должно быть  обосновано и мотивировано, в том числе новыми основаниями и целями, и с обязательным вынесением нового мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Целями повторного ОРМ могут являться пресечение и раскрытие организованной преступной деятельности и установление  всех ее участников, выявление преступных связей участников незаконного оборота наркотических средств, установление каналов поступления наркотиков, выявление производства при наличии оперативно-значимой информации по данным фактам.

Кроме того, это могут быть случаи, когда в результате проведенного ОРМ не были достигнуты цели мероприятия, например, сбытчик наркотического средства догадался о проводимом оперативном мероприятии.

В каких же случаях вторая и последующие «проверочные закупки» будут являться провокационными.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об ОРД» задачами оперативно-розыскной деятельности являются, в частности, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

В соответствии с требованиями указанного закона, если при проведении первого ОРМ «проверочная закупка», оперативные сотрудники установили факт сбыта наркотика, т.е. событие, которое бы фиксировало, что продавец передал наркотик покупателю и получил за это деньги, то в таком случае оперативные сотрудники обязаны  пресечь совершаемое преступление (распространение наркотического средства), и задержать сбытчика сразу же на месте преступления с поличным – полученными от закупщика  денежными средствами.

Если же  оперативные сотрудники не предприняли никаких предусмотренных законом мер для пресечения выявленного  преступления, которое они обнаружили во время проведения контролируемого ими ОРМ «проверочная закупка»,  и в последующем с этим же закупщиком в отношении одного и того же продавца наркотиков стали  проводить вторую, третью и т.д. «проверочные закупки», то подобные действия будут подпадать под  нарушение ст.5 ФЗ «Об ОРД», согласно которой органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация).

Заблуждением является обоснование проведения второй и следующих  за ней «проверочных закупок» со ссылками на ст.7 ФЗ «Об ОРД», согласно которой основаниями проведения ОРМ являются, в частности, ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о признаках подготовляемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Ссылка оперативных служб при проведении повторных  «проверочных закупок» на отсутствие достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при проведении первичной «проверочной закупки» легко проверяется материалами уголовного дела. Если таковое было возбуждено, в том числе, и по результатам проведения первичной «проверочной закупки», а при проведении второй, третьей и т.д. «проверочных закупок» отсутствовали основания для их проведения и таковые были проведены с целью последующего увеличения объема  обвинения и количества статей уголовного закона в предъявленном обвинении, то в таких случаях вторая и следующие за ней «проверочные закупки» будут являться незаконными и подлежащими исключению из обвинения по признаку провокационных действий со стороны оперативных служб. 

О незаконности неоднократных проверочных закупок в отношении одного и того же лица свидетельствует и то, что сотрудники оперативных служб при проведении первой проверочной закупки заранее предполагают, что в нарушение ст.2 ФЗ «Об ОРД» они не будут пресекать преступные действия сбытчика, задерживать его и изымать переданные за наркотики деньги, о чем могут свидетельствовать неоднократные постановления о проведении «проверочных закупок» с однотипным содержанием.

При установлении по материалам уголовного дела отсутствие новых оснований для проведения повторного оперативно-розыскного мероприятия, все доказательства, полученные в результате такого мероприятия требуют признания недопустимыми, поскольку первое оперативно-розыскное мероприятие уже было проведено с целью выявления  преступной деятельности, которая и была выявлена, но не пресечена, как того требуют ст. ст. 2, 7 ФЗ «Об ОРД». 

Если в отношении одного и того же лица оперативные службы проводят несколько проверочных закупок, то в каждом постановлении о  проведении такого мероприятия должны быть указаны не просто основания, а установленные при проведении предшествующей закупки сведения о получении оперативно значимой информации, свидетельствующей о невозможности выполнить требования ст.2 ФЗ «Об ОРД», а именно пресечь преступную деятельность  и задержать сбытчика, а также сведения, которые требуют дополнительной проверки при проведении повторного ОРМ. Отсутствие таких сведений в последующих постановлениях о проведении ОРМ «проверочная закупка» является основанием и поводом признать вторую и последующие «проверочные закупки» незаконными.

Кроме этого, в постановлении о проведении второй, третьей и т.д.  «проверочной закупки» должны быть указаны цели  проведения таковых, т.е. конкретный результат, к достижению которого стремятся оперативные службы при проведении неоднократных ОРМ в отношении одного и того же лица.

Отсутствие оснований и целей подтверждающих обоснованность повторной «проверочной закупки» является причиной признать таковую незаконной.

Необходимо заметить, что  когда оперативные службы при проведении «проверочной закупки» выявили факт сбыта  наркотика, но не пресекли преступную деятельность, а посредством неоднократных «проверочных закупок» провоцировали заподозренного в торговле наркотиками на дальнейшую продажу, то такие действия фактически предоставляют возможность сбытчикам наркотиков  длительное время заниматься преступной деятельностью, что никак не свидетельствует о выполнении лицами, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, возложенных на них  задач по предупреждению и пресечению преступлений.

Здесь же надо добавить еще и о том, что подобные действия оперативных служб по проведению неоднократных проверочных закупок в отношении одного и того же лица направлены на незаконное финансирование преступной деятельности, поскольку каждый раз за наркотические средства сбытчику передаются деньги, полученные оперативными сотрудниками из бюджета правоохранительного органа для проведения ОРМ, лицо не задерживается, переданные за наркотик денежные средства остаются при нем. И именно эти денежные средства идут впоследствии на закупку наркотиков для последующего сбыта.

Преступления, совершаемые в сфере незаконного оборота наркотиков, занимают первое место по количеству зарегистрированных на территории России. Уголовная ответственность за такие преступления может достигать максимальных размеров, то есть вплоть до пожизненного лишения свободы. Тяжесть наказания зависит от квалификации действий виновного, на которую, в свою очередь, влияют количество наркотического вещества, оборот которого ему вменяется, а также намерения относительно его использования.

 

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ИСКЛЮЧАЮЩИХ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении № 14 от 15.06.2006 года разъяснил, что в силу примечания 1 к ст. 228 УК РФ освобождение лица от уголовной ответственности за совершение преступления предусмотренного ч. 1 или ч. 2 статьи 228 УК РФ, возможно при наличии совокупности двух условий, добровольной сдачи лицом наркотических средств и его активных действий, которые способствовали раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем.

Как правильно оформить добровольную сдачу наркотиков? В данном случае протокол обыска или личного досмотра не может быть подписан или составлен заново. Необходимо после окончания составления протокола обыска или личного досмотра, обратиться к полномочному лицу, следователю или действовавшему по его поручению сотруднику правоохранительного органа с заявлением о добровольной сдаче наркотика. Это заявление в обязательном порядке должно быть оформлено в письменном виде, принято и удостоверено должностным лицом правоохранительного органа. В этом случае данное следственное действие не может рассматриваться в качестве исключающего обстоятельства, при котором в силу примечания 1 к ст. 228 УК РФ не признается добровольная сдача наркотиков, поскольку лицо, добровольно заявившее о сдаче наркотиков представителям власти, действует не вынуждено и не под угрозой разоблачения.

В случае возбуждения в отношении вас или вашего близкого человека уголовного дела, незамедлительно позвоните мне. В моей практике имеется множество успешных примеров защиты по уголовным делам любой сложности, успешная адвокатская защита в делах по наркотикам, это реальность.

Верховный суд дал понятие полицейской провокации                        

Верховный суд разъяснил, как выявить провокации спецслужб.

Верховный суд России потребовал от людей в мантиях не поддаваться на полицейские провокации: если тайные агенты буквально толкают человека на преступления, судить его за это нельзя.

Такие рекомендации содержатся в опубликованном высшей судебной инстанции обзоре судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Еще одна новость с полей невидимого фронта: по мнению Верховного суда России, даже если спецслужбам надо "всего лишь" "пробить" человека по номеру или узнать, где "бродил" сотовый телефон, они должны получить судебное решение. Иначе обвинения будут бездоказательны.

                                   Родина слышит, Родина знает

Некоторые эксперты утверждают, мол, сегодня спецслужбы могут подключиться к чему угодно - телефону, компьютеру, да хоть телевизору. Так что говорить по сотовому дескать то же самое, что кричать на улице. Потенциальных слушателей на трубке может оказаться гораздо больше, чем можно себе представить.

Так или нет, кто же из нас, простых смертных, знает. Технические возможности спецслужб - тайна за семью печатями. И не только у нас, везде рыцари секретного образа предпочитают хранить молчание по поводу своих возможностей. Как бы то ни было, не стоит недооценивать и бюрократию секретных служб. Любая информация у них заносится в дело, а дело должно быть соответствующим образом оформлено. И если где-то положено подшивать решение суда с разрешением, значит, такое решение будет подшито.

К тому же любая информация, если по-хорошему, рано или поздно должна быть как-то реализована. А если прослушка получена в обход суда, как доказательство ее не примут. Еще нюанс: технические возможности специального ведомства  не означают, что любой лейтенант там, щелкнув пальцем, может включить большие уши.

Следователям же процедура обязательна тем более. В каком бы они ни были звании. И здесь возникает принципиальный вопрос: может ли правоохранитель прийти в сотовую компанию, показать корочку, и забрать, скажем, данные по соединениям абонента? Или просто узнать фамилию человека по номеру сотового телефона….

Высшая судебная инстанция, изучив правовую ситуацию, сделала однозначный вывод: даже в таких казалось бы  "мелочах" решение суда обязательно. Ведь "получение данных сведений связано с вторжением в личную жизнь и влечет ограничение конституционных прав граждан на тайну телефонных переговоров".

Для справки, в прошлом году суды выдали 326 тысяч 195 разрешений на ограничении в рамках оперативно-розыскной деятельности конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи. Еще 140 тысяч 47 разрешений на контроль телефонных разговоров было выдано в рамках следственных действий. Здесь записи прямиком ложились в уголовное дело.

                                          Провокаторам отбой

Весьма болезненный вопрос - провокации спецслужб. Верховный суд страны постарался найти грань между обычной оперативно-розыскной деятельностью, когда преступника пытаются вывести на чистую воду, и провокаций. Это - когда под статью подводят фактически постороннего человека.

В обзоре судебной практики приведен пример подобной провокации. Некий гражданин, как потом он объяснял на суде, хотел купить компьютер ребенку. Но продавец - электроника покупалась с рук - решительно заявил, что отдаст компьютер только за наркотики. А денег ему не надо.

Покупатель - делать нечего - купил у цыган героин и отнес продавцу. Но вместо компьютера человек получил срок. Продавец, как выяснилось, работал на спецслужбе. А купля-продажа была чистейшей воды провокацией.

Как выяснилось, никогда раньше покупатель не был замечен в сбыте наркотиков.  "В приговоре не содержатся доказательства того, что Ф. совершил бы преступление без вмешательства сотрудников милиции, - говорится в обзоре Верховного суда. - Из этого следует, что действия Ф. по существу были спровоцированы сотрудниками милиции, фактически совершавшими подстрекательство к совершению Ф. сбыта наркотика. Подобное вмешательство и использование в уголовном процессе доказательств, полученных в результате провокации со стороны милиции, нарушают принцип справедливости судебного разбирательства. Действия Ф., совершенные в результате провокации со стороны милиции, не могут расцениваться как уголовно наказуемое деяние, что соответствует разъяснению, содержащемуся во втором абзаце пункта 14 постановления Пленума от 15.06.2006 № 14".

Поэтому Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации отменила приговор и последующие судебные решения по делу в части сбыта наркотического средства, а дело прекратила за отсутствием состава преступления. Однако этот же приговор в части осуждения Ф. за незаконное приобретение и хранение наркотиков остался в силе.

Как поясняет Верховный суд, значительное количество поступающих в суды уголовных дел в отношении лиц, обвиняемых в сбыте наркотических средств, возбуждается в результате оперативно-розыскных мероприятий (преимущественно проверочных закупок).

В каждом случае, когда в качестве доказательств по уголовному делу используются результаты оперативно-розыскной деятельности, суды обязаны оценивать возможность использования результатов данных мероприятий в качестве доказательств по уголовному делу. Иными словами, смотреть, законно ли действовали оперативники. Не перешли ли они где-то грань?

"Проведение проверочной закупки, как правило, обусловлено необходимостью выявления лица, занимающегося незаконной реализацией наркотических средств, а также документирования его противоправной деятельности, - говорится в обзоре. - Для проведения указанного ОРМ требуются данные, свидетельствующие о незаконной деятельности лица, в отношении которого планируется провести закупку, а также следует закрепить эти данные, придать им такую процессуальную форму, которая позволит в будущем признать их доказательствами по делу".

Провокация - одно из самых опасных нарушений, совершаемых оперативниками. По мнению высшей судебной инстанции, под ней судам следует понимать подстрекательство, склонение, побуждение в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий, направленных на передачу наркотических средств сотрудникам правоохранительных органов (или лицам, привлекаемым для проведения ОРМ). Не секрет, что некоторые правоохранители в прошлом не брезговали подбрасывать подозреваемым наркотики, оружие, боеприпасы. И если раньше подобные действия оборотней в погонах зачастую оставались безнаказанными, то теперь за подобную "самодеятельность" можно сразу лишиться погон и лет на 10 угодить за решетку. Напомним, статьей 5 Закона № 144-ФЗ органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий. Проще говоря, провоцировать человека.

Следует учитывать, что согласно Обзору судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 июня 2012 года, указывается, что под провокацией сбыта судам следует понимать подстрекательство, склонение, побуждение в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий, направленных на передачу наркотических средств сотрудникам правоохранительных органов или лицам, привлекаемым для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

И главное: в случаях, если до проведения оперативно-розыскного мероприятия проверочная закупка у правоохранителей не было оснований подозревать лицо в распространении наркотиков, да и сам сбыт зелья явился результатом вмешательства оперативных сотрудников, у судов имеются все основания для признания провокации с их стороны. Со всеми вытекающими для них последствиями.

Из требований справедливого суда согласно ст. 6 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» общественные интересы в борьбе против наркоторговли не могут оправдать использование доказательств, полученных в результате провокации правоохранительных органов.

Согласно ст. 75 УПК РФ доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК РФ.

Для справки

По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, судами общей юрисдикции в 2011 году за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих средств, по ст. 228-234 УК РФ осуждено 134 474 лица. Из них для 103580 лиц обвинение в этом преступлении являлось наиболее тяжким из вмененных составов обвинения. Еще 30 894 лица осуждены за совершение этих преступлений в совокупности с другим более тяжким преступлением. Количество осужденных за такие преступления в сравнении с 2010 годом практически осталось на прежнем уровне (снижение числа осужденных на 0,9 %).

Таблица размеров наркотических средств

Наркотические средства и психотропные вещества

Значительный размер (граммов свыше)

Крупный размер (граммов свыше)

Особо крупный размер (граммов свыше)

Гашиш (анаша, смола каннабиса)

2

25

10000

Героин (диацетилморфин)

0,5

2,5

1000

Кокаин

0,5*

5*

1500*

Каннабис (марихуана)

6**

100**

1000000**

          * Размер распространяется на смеси
          ** Количество наркотика определяется после высушивания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1

8 (499) 40-999-33











© 2014 Амасьянц Эдуард Акопович 8(499)40-999-33, 8(925)504-81-90, Email: eduard@amasyants.ru