Почетный адвокат России, лауреат Золотой медали им.Ф.Н.Плевако адвокат Амасьянц Э.А. Все виды юридической помощи в области российского и международного права. Ведение уголовных и гражданских дел любой сложности. Защита и представительство в суде.Телефон горячей линии адвоката: +7(495)504-81-90
 


Адвокат по трудовой миграции. ФМС России

Адвокат по трудовой миграции. ФМС России
Адвокат о производстве уголовных дел иностранных граждан
Адвокат по депортации
О видах, условиях и порядке выдачи виз в Российской Федерации
ПОМОЩЬ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАННАМ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
Производство предварительного следствия по уголовным делам с участием иностранных граждан
Трудовые и миграционные права
Уведомление о втором гражданстве или наличии вида на жительство
Разрешение на временное проживание
ФМС: миграционные вопросы
Приглашение на въезд
Вид на жительство
Порядок оформления и продления российской визы
Миграционный учет иностранных граждан
Памятка иностранным гражданам
Памятка работодателю, привлекающему к трудовой деятельности иностранных работников
Иностранные граждене, лица без гражданства
Отмена решения о депортации из РФ
Новые законы для мигрантов в 2015 году
Правила въезда для граждан СНГ
Юридическая помощь мигрантам
Помощь мигрантам
Как получить гражданство России (РФ)?

 

Иностранные граждене, лица без гражданства. Права, ответственность, защита.

                                          

                   

1. Правила пребывания (проживания), статус. После принятия Федерального закона 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» можно говорить о двух категориях иностранных граждан и апатридов - иностранные граждане и лица без гражданства государств, входивших в состав СССР и так называемого дальнего зарубежья. 
Иностранные граждане и лица без гражданства в принципе равны в правах и обязанностях с гражданами Российской Федерации. Они только обязаны в трехдневный срок зарегистрироваться по месту своего пребывания в территориальном органе федерального органа исполнительной власти. Но есть такие территории, организации и объекты, которые закрыты для свободного посещения, и въезжать туда можно только по специальным разрешениям. В этом состоит ограничение.
Правовое положение постоянно проживающих, временно проживающих и временно пребывающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства различно. Их права на постоянное проживание в РФ, на свободный выезд и въезд подтверждает вид на жительство. Для лица без гражданства он одновременно удостоверяет  личность. Вид на жительство выдается по заявлению, сроком на пять лет, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел. Продлевать его можно сколько угодно раз.
Для регулирования процессов въезда и пребывания в РФ временно проживающих иностранных граждан и лиц без гражданства Правительством РФ ежегодно утверждаются квоты. Разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо выдается отдельным  документом. Срок его действия -  три года.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства, родившимся на территории РСФСР и имевшим в прошлом гражданство СССР или родившимся на территории РФ, разрешения на временное проживание выдаются без учета квоты.
Временно пребывающие иностранные граждане и лица без гражданства обязаны выехать из РФ по истечении срока действия визы. Если таковая отсутствует - в течение девяноста суток, если на момент истечения срока ими не получено разрешение на продление срока пребывания.
Некоторые особенности трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ устанавливает ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». По общему правилу, чтобы трудоустроить таких граждан, необходимо получить специальное разрешение. Однако оно не требуется, например, если: иностранный гражданин или лицо без гражданства постоянно или временно проживает в РФ; является аккредитованным в РФ журналистом; обучается в РФ и выполняет работы в течение каникул или работает в свободное от учебы время в составе учебно-вспомогательного персонала в том образовательном учреждении, в котором обучается.
Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют право избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти,  а также участвовать в референдумах РФ. На них не распространяется всеобщая воинская обязанность.
Дееспособные иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие восемнадцати лет и претендующие на приобретение в полном объеме правового статуса гражданина РФ, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ. Для тех, кто прибыл к нам после 1 июля 2002 г., обязательно условие: нужно непрерывно проживать  на территории РФ в течение пяти лет со дня получения вида на жительство.
Это правило не распространяется на и лиц:
имеющих хотя бы одного родителя-гражданина РФ, проживающего на территории РФ;
имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, не получивших гражданства этих государств и оставшихся в результате этого лицами без гражданства;
родившихся на территории РСФСР и имевших гражданство бывшего СССР;
состоящих в браке с гражданином РФ не менее трех лет;
нетрудоспособных и имеющих дееспособных, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами РФ сына или дочь.
Разумеется, заявитель обязан соблюдать законодательство РФ, иметь законный источник доходов, отказаться от имеющегося у него иного гражданства и владеть русским языком.
Решения по вопросам гражданства принимает Президент РФ в срок до одного года со дня подачи заявления.
А вышеперечисленные категории граждан вправе приобрести гражданство РФ в упрощенном порядке, то есть  по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти  без обязательного соблюдения всех условий в течение шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.
К ветеранам Великой Отечественной войны, имевшим гражданство бывшего СССР и проживающим на территории РФ, есть только одно условие - обязательно соблюдать Конституцию и законодательство РФ.
Без соблюдения каких-либо условий, только по заявлению родителя, опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ, получают гражданство РФ дети и недееспособные лица, считающиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства. 
Лицам, имевшим гражданство СССР, прибывшим в РФ из государств, входивших в состав СССР и зарегистрированным по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившим разрешение на временное проживание в РФ или вид на жительство, предоставлена возможность обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ без соблюдения условий о сроке проживания, источнике существования и языке. Этим правом можно воспользоваться до 1 января 2008 г.

2. Решение о нежелательности пребывания (проживания). Иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию РФ с нарушением правил или уклоняющиеся от выезда после окончания срока пребывания (проживания), а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию РФ, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, признаются незаконно находящимися на территории РФ и несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. За это могут сократить срок пребывания, аннулировать разрешение на временное проживание или вид на жительство, депортировать. За административное правонарушение иностранные граждане или лица без гражданства подлежат выдворению за пределы России
Основанием для депортации и последующего отказа во въезде в РФ является решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ. (Постановление Правительства РФ  7апреля 2003 г. № 199).Такое решение может быть вынесено как в отношении незаконно находящихся граждан на территории РФ, так и законно пребывающих (проживающих), в случае если они создают реальную угрозу безопасности государства.

3. Депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ (п. 1 ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Депортацию производит федеральный орган исполнительной власти. Оплачивает процедуру сам  депортируемый. Если у него нет денег или он был принят на работу с нарушениями законодательства, платит пригласившая организация, или дипломатическое представительство, или консульское учреждение государства, гражданином которого считается депортируемый.
Граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо в специальных учреждениях. 

4. Административное выдворение как вид административного наказания применяется исключительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
Административное выдворение
возможно только за административные правонарушения и назначается судьей. Бывает, что приглашающую сторону установить не удается. Тогда выдворение осуществляется за счет средств федерального бюджета. Если нарушена государственная граница или пограничный режим в пунктах пропуска, депортацией занимаются пограничные органы, а в случае нарушения режима пребывания (проживания) в РФ, осуществления трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу и нарушения иммиграционных правил  - органы внутренних дел.
Административное выдворение  относится к наиболее серьезным мерам по сравнению с другими видами административных взысканий, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства.
В связи с усилением ответственности за незаконную миграцию и за нарушение миграционных правил внесены изменения в законодательство Российской Федерации. В частности, в Уголовный кодекс включена ст. 322.1, в соответствии с которой установлена уголовная ответственность за организацию незаконного въезда в страну иностранных граждан или лиц без гражданства, их пребывания или транзитного проезда через территорию РФ. Если эти действия совершены организованной группой либо в преступных целях, применяется та же статья.

5. Выдача преступников (экстрадиция) применяют к тем, кто обвиняется в совершении преступления.
Выдача совершивших преступление иностранных граждан  и лиц без гражданства иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания производится в соответствии с международным договором РФ или на основе принципа взаимности.
Иностранные граждане совершившие преступление в каком-либо другом государстве, привлекаются к уголовной ответственности  на территории нашей страны  только в случае, если преступление направлено против интересов РФ.
Экстрадиция граждан преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением, не допускается (ст. 63 Конституции).
Если преступление совершено иностранным гражданином на территории РФ, а процессуальные действия  невозможны из-за того, что обвиняемый находится за пределами страны, Генеральная прокуратура РФ может направить материалы  дела в компетентные органы иностранного государства для совершения уголовного преследования.
Нормы внутригосударственного права РФ (ст. 462 УПК РФ) предусматривают возможность выдачи в следующих случаях:
1) если уголовный закон предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;
2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;
3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что данное лицо будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию этого государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия РФ.
Среди международных договоров заслуживает внимания Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г., подписанная государствами-членами Совета Европы. Она вступила в силу для России 9 марта 2000 г. Положения Конвенции регулируют вопросы выдачи лиц, в отношении которых одна из договорившихся сторон совершает  судопроизводство в связи с каким-либо преступлением или которые разыскиваются для приведения в исполнение приговора или постановления об аресте.
Однако в выдаче может быть и отказано, если:
преступление рассматривается как политическое или просьба о выдаче была сделана вследствие обычного уголовного преступления с целью судебного наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью;
компетентные органы запрашиваемой стороны ведут в отношении лица судебное преследование в связи с преступлением или преступлениями, по поводу которых запрашивается выдача либо вынесли окончательное решение, в том числе о прекращении судебного преследования;
требуемое лицо в соответствии с законом запрашивающей стороны не может быть подвергнуто судебному наказанию в связи с истечением срока давности;
 преступление наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей стороны и если в отношении такого преступления смертная казнь не предусматривается законом запрашиваемой стороны, а запрашивающая сторона не предоставит гарантий, что смертный приговор не будет приведен в исполнение;
 преступление полностью или частично  совершено лицом на территории или в месте, рассматриваемом в качестве территории запрашиваемой стороны.
Когда преступление было совершено за пределами территории запрашивающей стороны, в определенных случаях в выдаче может быть отказано.
Ряд оговорок, сделанных Российской Федерацией при ратификации Конвенции, изменил юридическое действие некоторых ее положений и закрепил дополнительные основания для отказа в выдаче иностранных граждан.
В частности, Россия оставляет за собой право отказать в выдаче, если:
 лицо выдается для привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо для исполнения вынесенного ими приговора;
имеются серьезные основания полагать, что лицо было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения, а также когда имеются основания полагать, что его выдача может повлечь серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.
Кроме того, Российская Федерация оставляет за собой право не выдавать лиц, выдача которых может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам страны.

6. Ответственность иностранных граждан, пользующихся иммунитетами и привилегиями. В круг таких лиц входят, например, главы и члены дипломатических представительств, имеющие дипломатический ранг, члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 11 УК РФ, п. 3 ст. 401 ГПК РФ и п. 3 ст. 2.6. КоАП РФ вопрос об ответственности аккредитованных в РФ дипломатических представителях иностранных государств, других лиц, указанных в международных договорах РФ, решается в соответствии с нормами международного права. В частности, здесь применимы положения Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г., Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 г., Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.
Наделение привилегиями и иммунитетами дипломатического представительства и его персонала, имеющих дипломатический ранг, объясняется тем, что они олицетворяют собой суверенное государство, которое не может подчиняться власти другой страны. 
Главы представительств или члены дипломатического персонала представительства неприкосновенны. Они не подлежат аресту или задержанию. Государство, куда они прибыли, обязано относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу или достоинство. Помещения представительства и имущество, находящееся в них, а также средства передвижения не подлежат обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.
Однако в особых случаях международные договоры предусматривают освобождение от иммунитетов. Статья 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях допускает три изъятия из льготного режима членов дипломатического персонала и членов их семей.
Так, этим лицам можно предъявить вещный иск в отношении частного личного недвижимого имущества, находящегося на территории государства пребывания; иск, касающийся наследования, в отношении которого эти лица выступают в качестве исполнителей завещания, попечителей над наследственным имуществом, наследников или отказополучателей как частные лица; иск, относящийся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой ими в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.
На административно-технический персонал дипломатического представительства и членов их семей, если они не граждане государства пребывания или не проживают в нем постоянно, помимо вышеназванных трех исключений из привилегий распространяется и положение об освобождении их от иммунитета ответственности за действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей.
Консульское должностное лицо можно арестовать, только за совершение тяжкого преступления. При производстве уголовного дела ему необходимо оказывать уважение, предусмотренное его официальным положением (ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях).
Консульское должностное лицо или работник обслуживающего персонала могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Консульский служащий не может отказаться от дачи показаний. Однако, если он все-таки отказался, то к нему все равно не применяются меры принуждения или наказания.
Государство пребывания, в случае нарушения его законов, может в любое время уведомить аккредитующее государство, о том, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала признается persona non grata или что любой другой член дипломатического представительства или работник консульского персонала неприемлем. В этом случае аккредитующее государство должно отозвать это лицо или прекратить его функции. Если аккредитующее государство не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, государство пребывания может отказаться признать это лицо сотрудником дипломатического представительства или работником консульского персонала.
Иммунитеты или специальные процессуальные нормы, которые связаны с должностным положением лица, не должны препятствовать уголовной  ответственности физических лиц за преступления, вызывающие озабоченность всего международного сообщества - это преступления геноцида, против мира, безопасности, военные преступления и преступления агрессии.
Ответственность за эти преступления применяется ко всем лицам без исключения. В частности, должностное положение главы государства или правительства, члена правительства или парламента, избранного представителя или должностного лица правительства ни в коем случае не освобождает от ответственности и не может быть основанием для смягчения приговора.
В связи с развитием международных отношений проблема правового регламентирования сроков пребывания, выдачи и депортации и ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства приобретает для России все большую актуальность, поскольку она тесно связана с обеспечением государственной безопасности и правопорядка.
P.S. Когда верстался номер 18 июля 2006 года принят новый Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" № 109-ФЗ.  Таким образом, сформулирован единый базовый подход к обеспечению миграционного учета граждан, прибывающих в РФ, усовершенствуются методы более оперативного учета миграционных потоков граждан, максимально ускорен порядок прохождения регистрационного учета. Одновременно принят закон, дополняющий действующие положения Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».  Пока же до вступления их в силу - т.е. до 15 января 2007 года предстоят дополнения нормативно-правовой базы в целях практической реализации законов и изменения, касающиеся перераспределения функций органов исполнительной власти.


1

8 (499) 40-999-33











© 2014 Амасьянц Эдуард Акопович 8(499)40-999-33, 8(925)504-81-90, Email: eduard@amasyants.ru