Почетный адвокат России, лауреат Золотой медали им.Ф.Н.Плевако адвокат Амасьянц Э.А. Все виды юридической помощи в области российского и международного права. Ведение уголовных и гражданских дел любой сложности. Защита и представительство в суде.Телефон горячей линии адвоката: +7(495)504-81-90
 


Защита несовершеннолетних

Защита несовершеннолетних
Особенности уголовной ответственности лиц до 18 лет
Защита по делам несовершеннолетних
Особенности защиты по делам несовершеннолетних
Адвокат по делам несовершеннолетних для их защиты
Органы опеки и попечительства
О производстве применении принудительных мер медицинского характера
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Правовые и психологические особенности несовершеннолетних
Психиатрическая экспертиза несовершеннолетних
ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Если ты попал в полицию
Преступления против семьи и несовершеннолетних
Производство по делам несовершеннолетних
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Права несовершеннолетних детей
Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика
«Защита прав ребенка в России: пространства взрослой жестокости»
Какими правами наделен ребенок?
Какие права связаны с правом на образование?
Защита прав ребенка в суде
Особенности деятельности защитника на предварительном следствии по делам несовер-шеннолетних
Адвокат по делам о несовершеннолетних

                          Анимация Сердитый парнишка в брюках сидит на старом стуле и качает ногой (Я зла не держу, но осадок остался.) (© озерчанка), добавлено: 07.06.2015 15:21 

    

СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Выделение экспертизы несовершеннолетних в самостоятельный раздел судебной психиатрии диктуется особым правовым положением подростков, связанным с возрастными особенностями их психики, а также с тем, что психические нарушения в этом возрасте, а соответственно и их судебно-психиатрическая оценка имеют свою специфику.

По уголовному законодательству, подростки, не достигшие 14-летнего возраста, не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Подростки в возрасте 14-16 летпривлекаются лишь за определенные виды преступлений, предусмотренные ст. 20 УК РФ (убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбой, кража).Полная уголовная ответственность начинается после исполнения 16 лет.Несовершеннолетние в возрасте 16-18 лет привлекаются к ответственности по всем статьям УК, но в случае их осуждения к лишению свободы отбывают наказание, как и подростки 14-16 лет, в особых учреждениях, где получают соответствующие воспитание и обучение. Если несовершеннолетний обвиняется в преступлении, не представляющем большой общественной опасности, он может быть освобожден от уголовной ответственности. Вместе с тем к этому несовершеннолетнему могут быть применены принудительные меры воспитательного характера.

Подростковый возраст, или возраст от 14-18лет, является возрастомотносительной уголовной ответственности. У несовершеннолетних часто оказывается недостаточной способность к осознаванию и понимаю юридически значимых событий, когда они действуют без борьбы мотивов, не задумываясь над последствиями своих противоправных поступков, не понимая внутреннего смысла поведенческих актов.

Дисгармония созревания у некоторых подростков может быть выражена очень значительно, в таких случаях говорят о патологическом пубертатном кризе. Этот патологический возрастной криз характеризуется разнообразными поведенческими нарушениями, склонностью к колебаниям настроения, расстройствам влечений. Для права и судебной психиатрии важным является положение о том, что в этот период может быть ускорение физиологического созревания и некоторое запаздывание созревания психических функций.

Задержка психического развития у детей и подростков встречается чаще, чем ускоренное развитие. Психическая незрелость может проявляться в эмоциональной, волевой, интеллектуальной, поведенческой сферах. У таких подростков наблюдается значительное несоответствие между реальными показателями психической деятельности и теми, которые должны быть в норме в их возрасте. Решение вопроса возрастной отсталости, соответствия паспортному возрасту требует специальных познаний в области детской и подростковой психологии, поэтому закон предусматривает назначение комплексных экспертиз с участием психиатров и психологов. Эти комплексные психолого-психиатрические экспертные комиссии могут давать заключение о соответствии уровня психического развития подростка его фактическому возрасту.

Формальное понимание противоправности и наказуемости, знание моральных запретов и этических норм еще не является условием того, что подростки в своих юридически значимых действиях будут руководствоваться установленными общими правилами. Подростки в силу естественной возрастной психической и социальной незрелости не могут в полной мере осознавать усложняющиеся законы и правила поведения в обществе, логически обосновывать свои действия. Они недостаточно знают правовые нормы и не всегда правильно ими пользуются. У них также отмечаются незрелость волевых функций, несформированность критических способностей (оценка и самооценка) и способностей адекватно прогнозировать последствия своих действий. Поэтому, при любых сомнениях в психической полноценности подростка-правонарушителя, его необходимо направить на судебно-психиатрическую или комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

В связи с тем, что клиническая картина психических расстройств у подростков может быть выражена гораздо менее ясно, чем у взрослых, судебно-психиатрическая экспертиза чаще производится в психиатрическом стационаре. Необходимость и предпочтительность стационарного освидетельствования подростков обусловлены и тем обстоятельством, что первое впечатление о психическом состоянии несовершеннолетнего обвиняемого может быть искаженным. Это связано не только с особенностями оформления у них структуры и динамики тех или иных психических расстройств, но и с неумением или нежеланием в этом возрастном периоде рассказывать о своих жалобах, связно и последовательно защищать себя. Некоторые подростки ведут себя с неуместной бравадой, они склонны к вымыслам, у них имеется тенденция к психологически понятной интерпретации любых поступков, они плохо корригируют свое поведение.

Можно констатировать наличие преимущественных для данного возраста форм психических заболеваний. При этом чаще всего встречаются подростки с остаточными явлениями раннего органического поражения головного мозга, реже - с признаками психопатий, шизофрении, олигофрении, инфантилизма и еще реже - с признаками эпилепсии.

Одной из основных особенностей всех этих заболеваний у подростков является стертость, неразвернутость, фрагментарность симптоматики и превалирование в клинической картине характерологических, невротических и поведенческих нарушений.

В экспертной практике редко приходится видеть у подростков острые психозы или состояния глубокого психического дефекта. Патологические процессы в этом возрасте часто развиваются исподволь, постепенно и отличаются вялым течением, медленным нарастанием симптоматики.

В практике судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних наиболее часто встречаются формирующиеся психопатии(расстройства личности)и психопатоподобные состояния, обусловленные перенесенными в детском возрастетравмами мозга и инфекционными заболеваниями (энцефалиты, менингиэнцефалиты).

Личностные расстройства у подростков с формирующейся психопатиейразрозненны, нестойки, очень динамичны.Преобладают различные поведенческие реакции: протест, отказ, агрессия, попытки самоубийства, отказ от подчинения.

Наиболее часто встречаются формирования расстройств личности типа неустойчивых, истерических, эксплозивных. Эти типы имеют и большое судебно-психиатрическое значение.

Ведущее место среди подростков, направляемых на судебно-психиатрическую экспертизу, занимают лица с повышенной возбудимостью или эксплозивностью,у которых в пубертатном периоде появляются грубость, непослушание, раздражительность. Реже встречаются замкнутые (аутичные) подростки, у которых пубертатный период проявляется в повышенной склонности к мудрствованию, резонерству, философствованию, а также психастенические личности с повышенной тревожностью, мнительностью, боязнью заболеть, умереть, с обидчивостью, ранимостью, с легко возникающим состоянием подавленности и раздражительностью. В условиях судебно-психиатрической экспертизы можно выявить и различные типы раегирования подростков с формирующейся психопатией. У одних подростков может быть усиление фантазирования, склонности к вымыслам. У подростков с возбудимостью часты реакции протеста, диагностируются дисфорические (тоскливо-злобные) колебания настроения. Подростки с преобладанием психастении обнаруживают невротические состояния с навязчивостями. Состояния заторможенности, адинамии, вялости, пассивности преобладают у подростков с ведущими психастеническими проявлениями.

Наиболее часто речь идет о подростках с повышенной возбудимостью, неустойчивостью или истерическими проявлениями.

Основанием для признания психопатического подростка невменяемым является только такая степень выраженности личностных нарушений, которая исключает способность подростка отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Показателями глубины психопатии являются: 1) выраженная психическая и социальная незрелость (патологическая внушаемость, несформированность высших волевых функций, легкость включения в любую затею без продуманности и борьбы мотивов, неумение соотносить свои поступки с реальной обстановкой и пр.); 2) резко очерченная дисгармоничность психики (сочетание внушаемости и упрямства вплоть до негативистических форм поведения, черствое или даже холодное отношение к другим и легкость возникновения сверхценного отношения к ущемлению своих интересов, частые столкновения с окружающими и неумение приобретать от межличностных отношений и т.д.); 3) некорригируемость поведения; 4) тотальная неадаптированность; 5) недостаточность критики; 6) склонность к частым декомпенсациям; 7) склонность к спонтанным утяжелениям психопатической симптоматики. Патологический характер динамических сдвигов (частые, тяжелые реакции, декомпенсации, появление элементов патологического развития личности и пр.) также может быть основанием психопатологического подростка невменяемым.

В тех случаях, когда при судебно-психиатрической экспертизе выявляются выраженные расстройства личности, исключающие возможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, имеются основания для признания подростка невменяемым. При этом клиническими критериями судебно-психиатрических оценок глубины личностных расстройств являются патологическая внушаемость, неумение использовать опыт интерперсональных отношений, некорригируемость поведения, невозможность адаптации, склонность к частым ухудшениям состояния с усугублением психопатических проявлений, расстройства критических способностей (отсутствие борьбы мотивов и адекватной оценки и самооценки, невозможность соотносить поступки с реальностью).

От психопатий (расстройств личности) следует отличать психопатоподобное поведение подростков с педагогической и социальной запущенностью. При педагогической или социальной запущенности полноценная адаптация к социальной среде нарушена не вследствие болезненных или личностных расстройств. Адаптация в большинстве случаев нарушена к среде, которая предъявляет к подростку определенные требования. В отношении авторитетных для подростка лиц из определенной микрогруппы он проявляет уважение, любовь, привязанность. В то же время этот подросток холоден, равнодушен, может проявить агрессию к родственникам, соседям, учителям. В случае необходимости эти подростки могут вести себя в полном соответствии с общепринятыми принципами морали. Для лиц с психопатией такая гибкость поведения не характерна. Подростки с педагогической запущенностью учитывают внешние обстоятельства, ведут себя в зависимости от обстановки, в своей микрогруппе они активны, инициативны, общительны, могут быть лидерами, не бывают одиночками. Они склонны к немедленному удовлетворению своих потребностей, любят развлечение, праздность, риск, авантюры, приключения. Такие подростки могут обнаруживать реакции протеста, но у них не выявляется невротических проявлений, колебаний настроения.

Важное значение в судебно-психиатрической клинике имеют также расстройства влечений у подростков-правонарушителей. Сюда относятся стремления к бродяжничеству, поджогам, сексуальным извращениям, злоупотребление психоактивными веществами (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты). Расстройства влечений обычно формируются в течение длительного времени. На неустойчивую психику ребенка большое влияние оказывает окружающая среда. В дальнейшем, при повторении тех или иных действий, влечение к ним закрепляется по механизму патологически стойкой условной связи.

Собственно психозы составляют небольшой процент среди проходящих судебно-психиатрическую экспертизу подростков. Шизофрения встречается редко. Казалось бы, это противоречит положению о частоте возникновения шизофрении в пубертатном периоде.

При диагностике шизофрении в подростковом возрасте принимается решение о невменяемости, поскольку в таких случаях установление диагноза шизофрении - это и констатация медицинского критерия невменяемости. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что по истечении подросткового возраста, в случае значительного улучшения психического состояния и формирования стойкой ремиссии (практическое выздоровление), при совершении новых правонарушений возможны экспертные заключения о вменяемости.

В судебно-психиатрической клинике подросткового возраста сравнительно редко встречается эпилепсия. Для эпилепсии детского возраста характерны ночные страхи, снохождения и сноговорения, а также побеги из дома в состоянии дисфории. Во время таких побегов могут совершаться общественно опасные действия. Пароксизмальные состояния (припадки) в отличие от пароксизмов у взрослых часто протекают атипично и не развернуто. Предвестники пароксизмов или ауры часто носят соматический характер в виде болей в области живота, тошноты, сами же припадки проявляются в виде сгибания туловища по типу приветствия. Дисфории характеризуются возбуждением, беспокойством.

Очень часто при судебно-психиатрических экспертизах несовершеннолетних психиатры имеют дело с органическими поражениями мозга и среди них с последствиями энцефалитов, иногда врожденным сифилисом, остаточными явлениями травм мозга, психопатоподобными состояниями органического генеза. Все эти органические заболевания головного мозга накладывают большой отпечаток на развитие и формирование личности подростка, при них нередко образуется глубокий изъян психики, что следует учитывать при судебно-психиатрической экспертизе.

Изменения психики проявляются в виде интеллектуальных и личностных нарушений. При интеллектуальных нарушениях отмечаются снижение памяти, внимания, замедленность, торпидность мышления. Со стороны эмоционально-волевой сферы чаще отмечаются вялость, апатия, ограниченность интересов.

Большое значение в судебно-психиатрической экспертизе несовершеннолетних имеют психопатоподобные состояния при органических поражениях головного мозга. Эти состояния, как правило, отличаются двигательной расторможенностью, эмоциональной возбудимостью, импульсивностью поступков, гиперсексуальностью, расторможенностью влечений. Клиническая характеристика психических расстройств у этой группы подэкспертных имеет много общего с характеристикой формирующейся психопатии по неустойчивому и возбудимому типу. При этих же психических расстройствах может отчетливо диагностироваться дефект, характерный для того или иного перенесенного заболевания головного мозга в виде признаков задержки психического развития, снижения памяти, насильственных смехе и плаче, вспышек ярости или раздражительности. Компенсация нарушенных функций у таких лиц развиваются гораздо с большим трудом, чем у подэкспертных с расстройствами личности (собственно психопатии).

У этих же подростков примерно в каждом четвертом случае констатируется становление алкоголизма и, соответственно, совершение правонарушений в состоянии алкогольного опьянения. Характерным для раннего юношеского алкоголизма является пристрастие и влечение к приему алкогольных напитков. Подростки употребляют алкоголь и другие психоактивные средства часто и в больших количествах, они не помнят, что с ними происходило в состоянии алкогольной или иной интоксикации, у них отсутствует контроль над количеством потребляемого психопактивного вещества. Быстрое формирование алкоголизма в свою очередь утяжеляет структуру и динамику психических нарушений, часто способствует совершению общественно опасных действий.

Психопатоподобные состояния с очерченными интеллектуальными нарушениями следует рассматривать как болезненные в рамках органического поражения головного мозга. У таких больных в условиях судебно-психиатрической экспертизы встречаются так называемые реакции протеста. К их числу относят реакции возбуждения со вспышками гнева и актами агрессии в отношении окружающих, которые возникают в ответ на неудовлетворение какого-либо требования или нанесенную обиду.

Судебно-психиатрические оценки психических расстройств у подростков с органическими поражениями головного мозгане отличаются существенно от экспертных оценок собственно личностных расстройств в рамках формирующихся психопатий.

Существенное значение в практике судебно-психиатрической экспертизы подростков имеет умственная отсталость.Чаще это лица с дебильностью, которые в качестве пассивных правонарушителей используются взрослыми или психически здоровыми подростками. Это происходит в связи с повышенной внушаемостью и пассивной подчиняемостью лиц с дебильностью, которая более усиливается у подростков возрастной незрелостью. Важно учитывать и то обстоятельство, что умственно отсталый подросток может хорошо усвоить общеизвестные нормы права и морали, но более сложную ситуацию он усваивает плохо и не разбирается в ней.

При экспертизе несовершеннолетних обвиняемых с дебильностью важно учитывать такие обстоятельства, связанные с особенностями их психики, какусуглубление их интеллектуальной неполноценностив условиях судебно-следственной ситуации и в период экспертизы. С другой стороны, в этих же условияхярко проявляется тенденция умственно отсталых лиц преувеличивать свою психическую неполноценность.

При судебно-психиатрической экспертизе следует в первую очередь оценивать повышенную внушаемость и пассивную подчиняемость, нарушение мотивации, неспособность правильно корригировать поведение, нецеленаправленность поступков, импульсивность.

Большие трудности при судебно-психиатрической экспертизе могут возникнуть при экспертизе несовершеннолетних с психофизическим инфантилизмом.Экспертиза таких лиц приобретает особое значение, поскольку установленный законом возраст наступления уголовной ответственности (14 лет) уменьшается. Так, например, подросток в 14 лет может по своему психическому и физическому развитию соответствовать десятилетнему при отсутствии выраженной дисгармонии в психическом развитии. Способность отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими может быть нарушена вследствие незрелости психики, как бы снижающей возраст подростка. Соответственно, с учетом степени незрелости, решается вопрос о возможности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

В некоторых случаях психиатрам-экспертам приходится давать экспертные заключения о психическом состоянии подростков-потерпевших, реже свидетелей и их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. В этих случаях при судебно-психиатрической экспертизе объектом экспертизы является не достоверность показаний подростка, а он сам - свидетель или потерпевший, который уже дал показания или которому предстоит еще давать показания.

Отношение несовершеннолетних к процессу предварительного следствия и суда различно. Подростки, которых обвиняют, преимущественно защищаются, отрицаю инкриминируемые им правонарушения. Несовершеннолетние потерпевшие откровенны, хотя безусловно могут заблуждаться вследствие возрастной неосведомленности, их показания связаны с особенностями личности и с той конкретной обстановкой, в которой происходило событие, о котором приходится давать показание, отношением к нему окружающих, разговорами, возникающими вокруг этого события.

Таким образом, выяснение того, насколько несовершеннолетние потерпевшие понимали характер и значение действий обвиняемых, должно включать в себя определение как осведомленности, так и способности к смысловой оценке противоправных действий.

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

Психологическая экспертиза, в последнее время, все чаще внедряется в практику деятельности правоохранительных органов и имеет существенное значение для решения задач, стоящих перед уголовно-процессуальным законодательством. Поскольку работа адвокатов непосредственно связана с установлением объективной истины по каждому уголовному делу необходимо знать основные направления этой экспертизы применительно к повседневной деятельности адвокатов и задач стоящих перед ними.

Как известно ст.53 УПК РФ обязывает защитников "использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность:"

Такими обстоятельствами нередко бывают и те, которые устанавливаются путем проведения различного рода экспертиз, которые в соответствие со ст. ст.73, 74, 80 УПК РФ являются самостоятельным средством доказывания.

Закон (ст.196 УПК РФ) предусматривает случаи обязательного проведения экспертиз, в том числе для установления:
1. причины смерти;
2. характера и степени вреда, причиненного здоровью;
3. психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
4. психического или физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
5. возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение;
и в других необходимых случаях.

Таким образом, закон (ст.196 УПК РФ) предусматривает обязательное назначение и проведение следующих видов экспертиз:
- судебно-медицинской
- судебно-психиатрической
- судебно-психологической (или комплексной психолого-психиатрической) с привлечением соответствующих специалистов: медиков, психологов, психиатров.

Для того, чтобы адвокат мог активно участвовать в решении вопросов назначения и проведения, необходимых по делу судебных экспертиз и, в частности, судебно-психологической экспертизы, чтобы он мог реально представлять себе современные возможности судебно-психологической экспертизы он должен знать о новейших достижениях в данной области научных знаний, о новых методах судебной экспертизы, знать систему государственных экспертных учреждений, научно-исследовательских институтов, не входящих в систему государственной экспертизы, для того, чтобы грамотно и аргументированно ставить вопрос о необходимости назначения и проведения данного вида экспертиз. Специальные знания в этой области, необходимы адвокату и для адекватного понимания заключений эксперта, сделанных им выводов, оценки методов исследования, научности данного заключения и его доказательственной значимости.

Все это свидетельствует о том, что профессионально необходимыми качествами адвоката должны быть в нынешних условиях: эрудиция, широкий кругозор, научная любознательность, чувство ответственности за каждое проводимое дело.

 

В этой работе автор определил круг задач, стоящих перед психологической экспертизой и круг примерных вопросов, на которые она может дать научно-обоснованные ответы, с помощью которых можно и нужно устанавливать объективную истину по уголовным делам.

 

Психология представляет собой самостоятельную отрасль научных знаний и необходимость применения психологических знаний в процессе расследования и судебного рассмотрения уголовных дел возникает довольно часто. Вопросы психологического характера, возникающие при расследовании и рассмотрении уголовных дел не могут быть разрешены путем применения других отраслей знаний, использования иных видов экспертиз и в частности судебно-психиатрической.

Психиатрия "изучает нарушения в нервно-психической сфере и разрабатывает методы их лечения и предупреждения". Психиатрия исследует патологические состояния, ": возникновение и развитие которых связано с врожденными или приобретенными нарушениями психики".

Психология же исследует закономерности психической деятельности в норме. Судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование непатологических явлений психики и поэтому проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей.

Поэтому вопрос о назначении и проведении судебно-психологической экспертизы адвокатами должен ставиться тогда, когда психическая полноценность подзащитного не вызывает у них сомнений или подтверждена судебно-психиатрической экспертизой. Если психическое состояние подзащитного вызывает сомнение, то вопрос должен ставиться или о назначении судебно-психиатрической экспертизы или о проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Комплексная психолого-психиатрическая экспертизы - это исследования, затрагивающие пограничные между психологией и психиатрией проблемы. Особенностью этого вида экспертизы является применение специфических методов, сложившихся в психологии и психиатрии, интеграция данных психологического и психиатрического исследования.

Юристами, психологами и психиатрами высказывается мысль о целесообразности проведения комплексной экспертизы в отношении несовершеннолетних, страдающих олигофренией в степени дебильности; несовершеннолетних с признаками психического инфантилизма; несовершеннолетних страдающих неврозами, т.е. функциональными нарушениями высшей нервной деятельности, при которых наблюдаются специфические изменения личности, выражающиеся, в частности, в недостаточной способности к произвольной регуляции поведения. Случаем, при котором необходима постановка вопроса о проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы, является и диагностика аффекта у психических больных, когда необходимо четко разграничить в состоянии испытуемого специфические признаки аффекта и проявления заболевания. По общепризнанному мнению специалистов в области судебной психиатрии и психологии экспертиза аффективных состояний (физиологический аффект) требует знаний в области психологии и, "психиатр - эксперт не может, не выходя за пределы своей компетенции, оценить характер, глубину не болезненного аффекта, влияние его на поведение обвиняемого при совершении правонарушения".

Принципиальное отличие комплексной психолого-психиатрической экспертизы от судебно-психологической состоит в том, что первая из них, проводится в отношении лиц, СТРАДАЮЩИХ НЕКОТОРЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, а вторая, - только в отношении психически здоровых людей, у которых особенности психической деятельности, в том числе и признаки умственной отсталости или задержек в психическом развитии, имеют не болезненное происхождение.

К задачам судебно-психологической экспертизы российскими психологами отнесены:

1) Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

Поводами для назначения в этих случаях психологической экспертизы могут служить данные: о малолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития, недостаточном овладении активной речью, характерологических особенностях соответствующего лица, условия восприятия (быстротечность событий, множественность раздражителей одновременно воздействующих на субъект, состояние психической напряженности в момент восприятия и др.); несоответствие показаний определенного лица другим материалам дела (некоторые люди, преимущественно дети и подростки, обладают особой формой памяти - эйдетической, которая позволяет им с абсолютной точностью воспроизводить воспринятую ранее информацию, вследствие чего их показания могут вызвать недоверие в силу исключительной детализированности).

При объективной, вытекающей из дела необходимости, постановка адвокатами вопроса о необходимости назначения и проведения психологической экспертизы в вышеназванных случаях, рекомендуются следующие вопросы:
а) учитывая индивидуальные и возрастные особенности испытуемого и конкретные условия, в которых происходило событие, (следует указать какое) мог ли испытуемый правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие) ?
б) учитывая психическое состояние испытуемого в момент восприятия мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие) ?
в) обладает ли испытуемый абсолютной чувствительностью зрительного, слухового (или иного, в зависимости от обстоятельств дела ) анализатора, достаточной для восприятия раздражителя (указать какого) ?
г) имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию
д) имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости ?
е) имеются ли у испытуемого признаки эйдетической памяти ?

Перечень предложенных вопросов - не исчерпывающий и по каждому конкретному делу зависит от обстоятельств подлежащих выяснению и экспертной оценки.

2) Установление способности психически здоровых потерпевший по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.

Поводами для назначения психологической экспертизы в указанных случаях, как правило, являются : данные о пассивном поведении субъекта в определенной ситуации; отсутствие глубоких эмоциональных реакций на случившееся; сведения о некоторых характерологических особенностях (вялость, пониженная активность, неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость и пр.) или о неблагоприятных условиях общего воспитания (систематическое подавление родителями самостоятельности ребенка, излишнее ограждение от трудностей) и недостатках полового воспитания в семье и в школе.

Рекомендуются следующие вопросы для постановки перед экспертами:
а) Имеются ли у испытуемой индивидуально-психологические особенности (например, не связанные с психическими заболеваниями отставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы), которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации ?
б) Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли испытуемая понимать характер и значение совершаемых с нею действий ?
в) Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли испытуемая оказывать сопротивление ?

В литературе описан случай, когда некий П. В состоянии опьянения встретил на улице 14-летнюю В., достал из кармана нож и, угрожая им, заставил ее следовать за собой. По дороге, когда появлялись встречные прохожие, П. вновь доставал нож и угрожал потерпевшей убийством, если она попробует позвать на помощь. Обвиняемый привел В. к себе домой, где находились его отец и мать. Однако он пригрозил, что любая попытка обратиться к ним "кончится для нее плохо". Он привел В. в свою комнату, предложил ей сесть на диван, пошел на кухню, приготовил чай и напоил им потерпевшую. После этого он совершил с В. насильственный половой акт. В. в течение нескольких часов находилась в доме обвиняемого, никакого активного сопротивления ему не оказывала, за помощью не обращалась. Следователь назначил судебно-психологическую экспертизу, поставил на ее разрешение следующий вопрос: "учитывая индивидуально-психологические особенности В., эмоциональное состояние во время совершения с ней указанных действий, содержание сложившейся ситуации, могла ли она оказать сопротивление обвиняемому?". В распоряжение эксперта были представлены материалы дела, содержащие в частности показания родителей, учителей, школьных подруг потерпевшей, характеристики. Эксперт также беседовал с ее родителями, учителями. В экспертном заключении говорилось, что сложившуюся ситуацию несовершеннолетняя потерпевшая воспринимала как реальную угрозу для своей жизни. Недостаток жизненного опыта, не сложившийся характер, пассивность, ослабленность волевых процессов, недостаточно развитые самостоятельность и активность мышления, состояние очень сильного испуга и растерянности - все это еще более усугубляло для потерпевшей сложившуюся ситуацию, делало для нее невозможным активное сопротивление. С учетом индивидуально-психологических особенностей В., ее эмоционального состояния во время совершаемых с нею действий и сложившейся ситуации она не могла оказывать сопротивление.

3) Установление способности отстающих в психическом развитии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение степени их способности руководить своими действиями.

На возможность отставания в развитии психически здорового подростка могут указывать данные:
- о его педагогической запущенности;
- "детскости" поведения;
- легкомысленном отношении к своим противоправным действиям;
- несоразмерность объективного содержания поведения субъективно преследуемым подростком целями;
- свидетельские показания, говорящие о заметном отличии от основной массы сверстников и др.

Рекомендуемые для постановки перед экспертизой вопросы:
а) Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, и, если имеются, в чем они конкретно выражаются ?
б) Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего мог ли он полностью сознавать значение своих действий ?
в) Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего в какой мере он мог руководить своими действиями ?

Эти вопросы прямо вытекают из постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 от 14 февраля 2000г. "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних", которое нацеливает экспертов-психологов на дифференциально-экспертную оценку способности подростков сознавать значение своих действий и руководить ими. Следуя этому постановлению Пленума, эксперт-психолог может, например, сделать вывод, что подросток "мог сознавать значение своих действий, но не полностью", "был способен руководить своими действиями, но не в полной мере" и т.д., что имеет существенное значение, во всяком случае, для назначения целесообразной и соразмерной меры наказания.

С другой стороны, психологическая экспертиза в отличие от психиатрической позволяет пользоваться не жесткой формулой: вменяем - не вменяем, а дать более тонкое и объективное определение степени способности подростка осознавать значение своих действий и меры способности руководить ими.

4) Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправного действия состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и деятельность.

Поводами для возбуждения ходатайства о назначении в этих случаях психологических экспертиз могут служить:
- сведения о реально существовавших условиях, способствовавших накоплению отрицательных эмоциональных переживаний;
- возникновению стойких состояний нервно-психической напряженности (стресса);
- хронической неудовлетворенности потребностей (фрустрация и т.п.) ;
- данные о конфликтном характере ситуации, в которой было совершено преступление, в частности, о том, что действия потерпевшего или иных лиц препятствовали реализации ведущих мотивов поведения обвиняемого, затрагивали его наиболее значимые интересы;
- показания свидетелей об изменениях внешнего вида, голоса, моторики у обвиняемого;
- факты частичного забывания обвиняемым отдельных элементов ситуации преступления.

5) Установление у обвиняемого индивидуально-психологических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных деяний.

Выяснение субъективной стороны преступления, как известно, нередко осложняется трудностями в раскрытии психологических механизмов поведения обвиняемого, психологических мотивов противоправных поступков. В подобных случаях особое значение приобретает создание объективного "психологического портрета" обвиняемого.

Для установления "психологического портрета" обвиняемого рекомендуется ставить следующий вопрос:
"Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять в исследуемой ситуации на его поведение ?"

Этот вопрос применительно к содержанию каждого уголовного дела должен быть конкретизирован в зависимости от того, какие именно психологические особенности обвиняемого интересует лицо, ходатайствующее о проведении экспертизы.

Таковы в общих чертах задачи судебно-психологической экспертизы, высказанные в литературе по данному вопросу.

Основным вопросом, на который необходимо обращать внимание адвокатам, при ознакомлении с заключением экспертов-психологов, это вопрос о том, насколько квалифицирован эксперт, привлеченный к проведению психологической экспертизы. Необходимо иметь в виду, что к проведению данного вида экспертизы должны привлекаться специалисты с базовым психологическим образованием. В литературе высказана правильная мысль о том, что поскольку в рамках судебно-психологической экспертизы нередко приходиться решать специфические вопросы, относящиеся к области не общей, а судебной психологии, в таких случаях целесообразно участие в экспертизе и специалиста в области правовой психологии.

Наиболее сложные экспертизы в настоящее время проводятся в психологической лаборатории Научно-исследовательского института им.Сербского г.Москвы.

Судебно-психологические экспертизы проводятся преимущественно амбулаторно. Однако это не исключает принципиальной возможности проведения в случаях необходимости стационарной экспертизы. Как и любая экспертиза, судебно-психологическая экспертиза может проводиться как одним специалистом, так и комиссионно. На проведение этого вида экспертизы распространяются все требования УПК РФ, как и в отношении других видов экспертиз. Результаты психологической экспертизы должны быть изложены в письменном виде (заключение, акте экспертизы) и, как правило, должны включать в себя три основные части: вводную, исследовательскую и заключение.

Особенностью исследовательской части акта судебно-психологической экспертизы является необходимость выделения нескольких разделов:
а) фабулы дела;
б) данные о динамике психического развития испытуемого с указанием на условия воспитания, обучения, индивидуально-психологические особенности, обнаружившиеся в различные периоды жизни;
в) ход и результаты экспериментально-психологического обследования испытуемого;
г) данные беседы с испытуемым;
д) ретроспективный психологический анализ в плане поставленных на разрешение экспертов вопросов;

Среди этих разделов особое место занимает раздел о динамике психического развития испытуемого, особенно детей и подростков. Эксперт должен изложить основные сведения о раннем детстве испытуемого, подростковом возрасте, ранней юности. Отсюда задача адвокатов при изучении дел этой категории акцентировать внимание на полноте этих сведений в материалах дела и в случае их отсутствия ходатайствовать об их восполнении.

Согласно психологической литературе, выводы экспертов должны быть краткими, четкими и не допускаются двусмысленные или неопределенные выводы, на что адвокатам также необходимо обращать внимание при ознакомлении с заключениями экспертов и их оценке.

Как и любое заключение экспертов, акт судебно-психологической экспертизы не имеет заранее установленной силы и оценивается наряду с другими материалами дела. Это следует иметь в виду адвокатам в своей работе, при несогласии с заключением эксперта-психолога. Если, в результате оценки акта психологической экспертизы, адвокат приходит к выводу о его необоснованности, или неправильности, противоречивости с другими материалами дела, то в соответствие с предоставленными ему законом правами, он должен поставить перед правоохранительными органами вопрос о назначении и проведении дополнительной или повторной экспертизы, которая может быть поручена новому эксперту или комиссии экспертов.

В литературе упоминаются некоторые особенности психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, свидетелей, которые должны учитываться и представителями адвокатской профессии, при ведении этой категории дел.

О возрастных особенностях говорилось уже в предыдущих разделах. Здесь же хотелось бы отметить следующие особенности. Умственную отсталость, не связанную с душевными заболеваниями, психологи связывают с, встречающейся у подростков, сенсорной недостаточностью (слабым развитием зрения и слуха). С этими дефектами психологи связывают замедление темпов психического развития подростков, приводящие:
- при слабом зрении к недоразвитию процессов запоминания и мышления;
- при слабом слухе к трудностям в формировании речевой деятельности, задержкам в овладении лексическим, грамматическим и семантическим строем речи, которые, при неблагоприятных условиях, приводят к отставанию в психическом развитии. Причем, как отмечается специалистами, умственная отсталость чаще всего встречается у детей с относительно слабым снижением слуха, что приводит к тому, что эти дети поступают в обычную школу и в большинстве своем, в первые же, годы обучения, попадают в разряд неуспевающих учеников.

Специалистами в области психологии замечена такая особенность формирования личности слабовидящих и слабослышащих детей: сравнительно низкий уровень развития как бы, отделяет их от коллектива сверстников, и они нередко становятся объектом насмешек одноклассников. Все это способствует развитию обидчивости, мнительности, раздражительности, робости и неуверенности в себе. Иногда повышенное стремление к самоутверждению приводит подобных детей к поступкам, удивляющим своей дерзостью и жестокостью.

Эти особенности подростков, предполагают в деятельности адвоката, осуществляющего их защиту, выяснение вопросов о развитости таких анализаторов как зрение и слух, успеваемость в школе, и других вопросов, имеющих значение для своевременной и грамотной постановки вопросов о назначении и проведении судебно-психологической экспертизы с целью установления способности подростка полностью осознавать значение своих действий и определения меры, в какой он мог управлять своим поведением; действительной мотивации его поступков и справедливого определения их судьбы.

Из повседневной деятельности адвокатов известно, что нередко в заключениях судебно-психологических экспертиз можно встретить указание на то, что обследованный несовершеннолетний страдает олигофренией в степени дебильности (иногда говорится о степени легкой дебильности); имеет признаки психопатического развития личности. У многих подростков, совершивших преступления отмечаются последствия перенесенных органических повреждений центральной нервной системы (легкие травмы и т.д.).

Как правило, все эти подростки признаются вменяемыми. Однако их поведение, отношение к совершенному преступлению в ситуации расследования или судебного разбирательства уголовного дела часто оставляет сомнения в их способности в полной мере руководить своими действиями.

Специалисты, занимающиеся вопросами психологической экспертизы, предлагают в этих случаях ставить вопрос о дополнительном комплексном психолого-психиатрическом исследовании подростков, которое, не претендуя на пересмотр заключения судебно-психиатрической экспертизы, преследовала бы цель уточнения степени способности вменяемых подростков сознавать значение своих действий и руководить ими. Состояние этой категории подростков, пограничное между психической нормой и паталогией, требует для оценки их возможностей как психиатрических, так и психологических знаний.

Для выяснения на разрешение комплексной психолого-психиатрической экспертизы предлагаются следующие вопросы:
а) Учитывая состояние здоровья несовершеннолетнего и особенности его психического развития, мог ли он полностью сознавать значение своих противоправных действий?
б) Учитывая состояние здоровья несовершеннолетнего и особенности его психического развития, в какой степени он мог руководить своими действиями?

Важность вопросов, о которых говорилось выше, заключается в том, что заключения как судебно-психологической, так и комплексной психолого-психиатрической экспертиз имеют одинаковые юридические последствия.

На основании оценки уровня умственной отсталости несовершеннолетнего и его способности полностью осознавать значение своих действий, и определения, в какой мере он мог руководить своими действиями, решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности, либо смягчении наказания или принудительных мер воспитательного характера.

Определенные особенности имеет судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних свидетелей при установлении их способности правильно воспринимать те или иные обстоятельства и давать о них правильные показания.

Здесь по общепризнанному мнению психологов сказываются как возрастные особенности, так и индивидуально-психологические особенности подростков, свойства памяти, овладения речью и др.

Отмечаются следующие особенности. У детей дошкольного возраста сильно выражено расхождение между разговорной (активной) и понимаемой (пассивной) речью. Последняя у них, всегда богаче. 

Потребность в проведении экспертного психологического обследования, включая и определение степени способности ребенка правильно воспринимать внутреннее содержание событий, возникает обычно, когда в показаниях детей имеются утверждения, касающиеся сложных обстоятельств, которые могут быть познаны только логическим путем. На первый план в подобных экспертных исследованиях выступает качественный анализ мышления: его критичности, уровня сформированности основных мыслительных процессов и операций, умения устанавливать причинно-следственные связи и т.п. Необходимой частью исследования является психологический анализ свидетельских показаний детей, изучение их динамики, т.к. для утверждения о способности ребенка правильно воспринимать внутреннее содержание событий необходимо подтвердить, что его реальные интеллектуальные возможности были не ниже того уровня, который необходим для дачи показаний, содержащихся в материалах дела.

Сделать содержание рассказа полностью понятным слушателю ребенок не всегда в состоянии. В его речи встречаются много нарушений связанности, пропусков. Большое место в речи занимают паралингвизмы - изображения жестами, без слов, различных предметов, действий, качеств. Эти специфические черты затрудняют понимание детской речи для взрослых, иногда ребенок вкладывает совершенно иное содержание в высказывание или выразительный жест. Отмеченные особенности речи детей по справедливому утверждению психологов, делают практически недопустимым для многих из них изложение показаний в форме развернутого монолога. Поэтому, одним из результатов экспертного психологического обследования может быть, например, вывод о способности ребенка давать показания только в форме кратких, односложных ответов на вопросы следователя или суда. Подобный вывод говорит об ограниченной способности свидетеля (или потерпевшего) давать правильные показания. Вполне понятно, что показания таких свидетелей требуют особенно тщательной проверки.

Низкий уровень развития речи, как отмечают психологи, можно наблюдать и у некоторых взрослых людей, не получивших достаточного образования. В отношении них, также может быть полезна судебно-психологическая экспертиза, для выяснения способности давать правильные показания.

И в заключении следует иметь в виду, что в европейских странах судебно-психологическая экспертиза занимает прочное место в системе средств доказывания и имеется положительный опыт в этой области. В частности интересна практика польских экспертов-психологов, где сложилась традиция выделять при изложении результатов исследования свидетелей и потерпевших две группы фактов: данные говорящие "за" и данные говорящие "против" достоверности показаний. Благодаря этому в распоряжении правоохранительных органов, сохраняющих за собой право окончательной оценки показаний, имеются дополнительные сведения, помогающие осуществлению этой функции.

И, наконец, еще об одной существенной возможности судебно-психологической экспертизы, о которой следует помнить адвокатам при осуществлении своих функций. Речь идет об установлении авторства документов по продуктам речи. Адвокатам в практической деятельности все чаще приходится сталкиваться со случаями, когда подзащитный (или иное, допрошенное на следствии лицо) не отрицая собственного выполнения рукописного текста протокола (заявления, объяснения), вместе с тем утверждает, что текст не его, а писал он под диктовку. В этих случаях почерковедческая экспертиза бессильна, но большую пользу может принести исследование психологического содержания продуктов письменной речи, по результатам которой можно судить об авторстве документов. Так, по одному из уголовных дел привлеченные к уголовной ответственности лица, разной национальности, разного уровня образования и владения русской речью, в заявлениях на предварительном следствии использовали в один и тот же день, одни и те же фразы типа "находясь в трезвом уме и твердой памяти, хочу сообщить". Отрицая добровольность этих заявлений, они пояснили суду, что писали это под диктовку оперативных работников органа следствия.

 Особенности деятельности защитника на предварительном следствии по делам несовер-шеннолетних

Учитывая возрастные и психо-физиологические особенности несовершеннолетних, законодатель особо регламентировал вопрос участия защитника по делам несовершеннолетних на предварительном следствии.

В соответствие со ст.53 УПК РФ и п.3 упомянутого Постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 от 14.02.2000г. участие защитника по делам несовершеннолетних является обязательным с момента, предусмотренного ч.1, ст.53 УПК РФ. С момента допуска к участию в деле, как это предусмотрено в ст.53 УПК РФ, защитник приобретает весь комплекс прав, предусмотренных этой нормой и, в частности, право на свидание с подзащитным, на ознакомление с материалами задержания, процессуальными документами, составленными с участием подзащитного, выписывать из них любые сведения и в любом объеме и др. Следует при этом помнить, что с момента допуска к участию в деле адвокат приобретает не только предусмотренные права, но, прежде всего, обязанности "использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выявления обстоятельств оправдывающих подозреваемого или обвиняемого, смягчающих их ответственность, оказывать им необходимую юридическую помощь".

На практике нередко возникают сложности определения момента, с которого у защитника возникает весь комплекс прав, гарантированных законом. Некоторые работники органов дознания и следствия ссылаясь на положения ст.ст.173 УПК РФ о немедленном допросе подозреваемого и обвиняемого соответственно после предъявления подозрения и обвинения пытаются воспрепятствовать осуществлению адвокатами и их подзащитными комплекса их прав гарантированных процессуальным законодательством и, в частности, права на свидание наедине, ознакомление с материалами задержания, выписок из них и др. до начала допроса подзащитного.

Такие действия сотрудников органов, тем более по делам несовершеннолетних, не соответствуют требованиям действующего законодательства, т.к. моменты допуска адвоката к участию в деле установленные ст.53 УПК РФ свидетельствуют о том, что сразу же после предъявления обвинения, заключающемуся в ознакомлении обвиняемым и его адвокатом с постановлением о предъявлении обвинения и удостоверения своими подписями этого документа (аналогично после ознакомления с протоколом задержания или постановлением о применении меры пресечения в виде заключения под стражу), возникает весь комплекс обязанностей и прав адвоката, гарантированный ст. 53 УПК РФ, в том числе и на свидание наедине, оказание необходимой юридической помощи подзащитному, ознакомление с материалами задержания и все это ДО ДОПРОСА В КАЧЕСТВЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО ИЛИ ОБВИНЯЕМОГО.

Отказ в этом со стороны органов дознания и следствия ссылкой на немедленный допрос, предусмотренный ст.ст.173 УПК РФ является неправомерным, т.к. немедленный допрос, предусмотренный в этих нормах, не означает нарушение предусмотренных этим же кодексом прав адвоката и его подзащитного, в противном случае имеет место нарушение конституционного права на защиту.

Не зная содержания собранных правоохранительными органами материалов, на основе которых несовершеннолетнему подростку предъявляется то или иное подозрение или обвинение, не оценив их с точки зрения их доказательственной значимости, относимости к существу предъявленного подозрения или обвинения, непротиворечивости, законности и прочее, защитник не может выполнить должным образом возложенные на него законом обязанности, использовать все предусмотренные средства и способы защиты и, по существу, его роль в таких случаях низводится до формального присутствия при допросе несовершеннолетнего.

Представляется, что в подобных случаях адвокатам следует проявлять принципиальность в отстаивании прав и законных интересов несовершеннолетних и, используя свои права и положения действующего законодательства - ст.ст.19, 53, 217-218 УПК РФ обжаловать незаконные действия органа дознания и следователя надзирающему прокурору. При этом, следует помнить положения действующего законодательства, предусмотренные в ст.ст.14,46,47 УПК РФ о том, что обвиняемый (подозреваемый), не обязан доказывать свою невиновность и в принципиальном плане может отказаться от дачи показаний, в т.ч. и в связи с нарушением его права на защиту, выражающемуся в отказе предоставления свидания наедине с избранным или назначенным адвокатом до допроса и получения необходимой юридической помощи.

Изучение материалов дела и беседа с несовершеннолетним подзащитным важная стадия работы защитника и, по существу, в этой стадии должна быть выработана позиция по делу.

При изучении материалов дела защитник должен прежде всего исходить из требований ст.73 и 421 УПК РФ о круге обстоятельств, которые должны быть доказаны по делу (время, место, способ совершения преступления, точный возраст, характерные черты личности и состояние здоровья, условия жизни и воспитания, наличие или отсутствие взрослых подстрекателей, вина и мотив и др. важные обстоятельства).

Исходя из содержания указанных норм, в досье адвоката должны найти отражение все сведения, относящиеся к предмету доказывания. Выписки должны быть исчерпывающими, позволяющими свободно ориентироваться в материалах дела как на предварительном следствии, так в дальнейшем и в суде.

По результатам изучения дела защитник должен разъяснить несовершеннолетнему сущность предъявленного тому обвинения и доказательственную значимость собранных по делу материалов. При этом, как представляется, защитник не вправе навязывать подростку признание или непризнание вины. Беседу с подростком необходимо использовать для установления с ним психологического контакта, отношений доверия, выявления объективных сведений об условиях жизни и воспитания подростка, учебы в школе, отношения к родителям, наличия заболеваний, травм и т.п.

 Психологический контакт с подростком, как представляется, должен быть установлен так, чтобы подросток, видя искреннюю, неподдельную заинтересованность защитника в своей судьбе, доверяя ему, в то же время видел и ощущал, что совершенное им преступление морально осуждается и его защитником.

При необходимости, сведения о личности подростка необходимо получить при беседе с родителями или заменяющими их лицами или представителями органов опеки и попечительства.. Если, в результате изучения материалов дела и беседы с подростком и его родными, возникает необходимость в истребовании дополнительных данных, то, используя положения Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", адвокат может, путем направления запросов, получить необходимые сведения от соответствующих организаций, учреждений, предприятий или иных структур.

В зависимости от анализа и оценки изученных материалов дела адвокатом могут быть заявлены различные ходатайства, в том числе:
- о прекращении дела в целом или части
- об истребовании дополнительных доказательств
- о проведении дополнительных следственных действий
- о назначении различного вида экспертиз
- о переквалификации действий
- об изменении меры пресечения
и других, в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Особое внимание по этой категории дел необходимо обращать на установление точного возраста несовершеннолетнего. При этом следует руководствоваться разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000г. №7 о том, что лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а начиная с ноля часов следующих суток. Если возраст устанавливается судебно-медицинской экспертизой, то днем рождения привлеченного к ответственности лица надлежит считать последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет, следует исходить из предполагаемого экспертизой минимального возраста такого лица.

Одной из особенностей деятельности защитника по делам несовершеннолетних является четкая формулировка позиции в отношении избранной подростку меры пресечения. Согласно действующему законодательству (ст.108 УПК РФ) и руководящим разъяснениям Пленума Верховного Суда (п.2 упомянутого постановления) избрание в отношении несовершеннолетнего в качестве меры пресечения содержания под стражей правомерно лишь в исключительных случаях, обусловленных тяжестью совершенного подростком преступления и при наличии оснований предусмотренных в ст.91,97,99,100 и 108 УПК РФ. Поэтому, защитникам следует в каждом конкретном случае исходя из материалов дела в их совокупности, возраста и состояния здоровья подростков и других, заслуживающих внимания обстоятельств, ставить вопрос и добиваться отмены необоснованно избранной в отношении их меры пресечения в виде содержания под стражей, имея в виду, что необоснованное и не вызванное необходимостью изолирование подростка может привести к неблагоприятным для подростка и интересов законности последствиям, к искусственному извращению целей, стоящих перед уголовным судопроизводством и сведению на нет воспитательного воздействия уголовного процесса.

Итогом этой кропотливой и исключительно важной работы защитника на предварительном следствии должна быть глубоко продуманная, основанная на материалах дела и положениях действующего законодательства, объективная и в соответствии с законом юридически грамотная позиция по делу, направленная на защиту прав и законных (и только законных) интересов несовершеннолетних обвиняемых.

                                                 Психо-физиологические особенности несовершеннолетних

Известно, что организм человека на протяжении всей его жизни претерпевает изменения и в целом процесс развития человеческого организма представляет собой смену определенных этапов, именуемых возрастными.

Наукой установлено, что в своем развитии человеческий организм последовательно преодолевает три критические фазы, первая из которых наступает в возрасте 3-4 лет, вторая в 7-8 лет и третья в 14-18 лет.

Возраст с 14 до 18 лет, именуемый специалистами "пубертатным" (от лат. Pubertas-половая зрелость), признан наиболее важной и сложной критической фазой, сопровождающейся половым и психическим созреванием. Глубокая биологическая перестройка, претерпеваемая организмом в этот период, сопровождается бурным психическим повзрослением. Ведущая роль в указанной перестройке принадлежит нервной системе. Процесс психического созревания может протекать более спокойно или бурно, критически, в зависимости от целого ряда дополнительных факторов (патологическая наследственность, инфекционные и органические заболевания в детстве, тяжелые условия жизни и воспитания ребенка, психические травмы и пр.).

Современная наука исходит из того, что течение пубертата (т.е. фазы с 14 до 18 лет) в настоящий период характеризуется ускоренным физиологическим созреванием (акселерация) и несколько замедленным психическим созреванием (ретардация).

В этот период могут начинаться или обостряться хронические психические заболевания (шизофрения, эпилепсия и др.). Пубертат имеет решающее значение для закрепления приобретенных отклонений характера ребенка и превращения их в стойкие, патологические свойства личности.

Наряду со скачком в физическом развитии, в этот период происходит скачок и в развитии психическом. Физические изменения переживаются и в известной мере сознаются подростком, он начинает чувствовать и считать себя более сильным, уверенным. Это порождает у него потребность занять новое положение в семье, школе. Он не хочет больше считаться "маленьким", стремится к расширению своих прав, к большей самостоятельности.

В этот же период происходят изменения в эмоциональной сфере, поднимается на новый уровень и интеллектуальные способности. Все это приводит к новому отношению подростка к себе, к своему положению. Однако, вместе с тем, подросток объективно остается в том же положении ребенка, которым управляют в школе и которого опекают в семье.

Более высокий уровень самосознания свойственный этому периоду характеризуется потребностью самоанализа и самооценки, однако возможности подростка в этом плане еще ограничены. Не умея по-настоящему разобраться в себе, ребенок в этом возрасте становится излишне чувствительным к мнению о нем окружающих, отсюда ранимость подростка, несдержанность, часто бурные, беспричинные, казалось бы, реакции на самые пустяковые, с точки зрения взрослого, обстоятельства.

Факты неуспеха, если они приводят к необходимости снизить самооценку, порождают острые, аффективные переживания. Именно в этих случаях ребенок становится "трудным", у него появляется целый ряд особенностей: обидчивость, недоверчивость, упрямство.

Важная особенность подросткового возраста - формирование своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает относиться к самому себе как к взрослому. Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности. Отсюда их чувствительность к оценке взрослых, их острая реакция на попытки взрослых, (зачастую кажущиеся), умалить их достоинство.

Следует помнить и о таких особенностях несовершеннолетних, как недостаточное обнаружение инстинкта самосохранения, приводящее к риску из-за пустяков, беззаботности о последствиях своих поступков и свойственной этому возрасту природной дисгармонии, выражающейся в том, что желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера и это приводит к тому, что подросток не всегда способен подавить некоторые чрезмерные и лишние стремления и желания.

Недостаточный жизненный опыт, несформировавшиеся должным образом воля и сила характера нередко приводят к тому, что подростки бывают сильно подвержены влиянию более взрослых людей, что нередко, при отрицательном влиянии взрослых, приводит к совершению преступлений.

Отмеченные особенности подросткового периода, предполагают в деятельности адвоката необходимость установления полноты сведений собранных по делу о данном конкретном подростке и, в случае необходимости, заявления соответствующих ходатайств о восполнении пробелов следствия, сборе дополнительной информации об особенностях характера подростка, условиях его жизни и воспитания, ведущих мотивов его поведения и конкретных мотивов совершения данного правонарушения.

С другой стороны, вышеизложенные особенности черт личности подростков предполагают необходимость, на основе изученный материалов дела, при беседе с подростком выявить имеющиеся у него особенности характера, установить необходимый психологический контакт с подростком для создания доверительных отношений с подростком, выявления дополнительной информации о личности подростка, могущей быть полезной для выработки правильной правовой позиции по делу и эффективного осуществления защиты прав и законных интересов подростка.

Как известно, исключительно важную роль при оценке содеянного, а, следовательно, и квалификации, имеет правильное установление направленности умысла и мотива поведения правонарушителя. В практике деятельности правоохранительных органов всегда была и остается сложной оценка явлений относящихся к психическим и психологическим процессам. Следовательно, тем более важным является необходимость знания возрастных и психо-физиологических особенностей несовершеннолетних, для правильной оценки действительных причин и мотивов их поведения, направленности их умысла, для правильного определения их дальнейшей судьбы.

Нередко в практике деятельности адвокатов для установления объективного психологического портрета несовершеннолетнего подзащитного, установления мотивов его поведения, возникает необходимость обращения к помощи специалистов в соответствующих областях знаний.

Расследование дел о преступлениях несовершеннолетних осуществляется исключительно в форме предварительного следствия, которое ведут следователи органов внутренних дел. В таком же порядке дело расследуется в тех случаях, когда часть обвиняемых по делу является взрослыми, а также когда дело о преступлении несовершеннолетних возбуждено после достижения ими 18 лет.

Следователям органов внутренних дел подследственны и дела о вовлечении несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность. Прокурор вправе, однако, изъять дело о несовершеннолетних от следователя МВД и передать его для расследования следователю прокуратуры. В случае привлечения в качестве обвиняемого наряду с несовершеннолетними взрослых за совершение преступлений, подследственных прокуратуре, предварительное следствие по делу должно вестись следователями прокуратуры.

Дознание может производиться лишь в виде расследования, предшествующего предварительному следствию. По выполнении неотложных следственных действий дело в установленный законом срок передается следователю.

Для расследования дел рассматриваемой категории выделяются специальные следователи, обладающие высокой профессиональной квалификацией и жизненным опытом.

Если несовершеннолетний участвовал в совершении преступления совместно со взрослым, дело о нем должно быть по возможности выделено в отдельное производство, чем достигается быстрота расследования и уменьшается опасность вредного влияния взрослых участников преступления на несовершеннолетнего.

В тех случаях, когда выделение дела о несовершеннолетних в отдельное производство отрицательно сказывается на полноте, всесторонности и объективности исследования обстоятельств дела, выделение дела не производится. Следствие ведется в отношении всех обвиняемых, но следователь принимает все зависящие от него меры против отрицательного влияния взрослых обвиняемых на несовершеннолетнего.

Вызов несовершеннолетнего на допрос к следователю (или в суд) производится, как правило, через его родителей или других законных представителей. Если есть основания полагать, что законные представители могут оказать отрицательное влияние на несовершеннолетнего, то вызов его может быть осуществлен иным путем, в частности, через школу, администрацию предприятия и т.д.

По делам несовершеннолетних участие защитника на предварительном следствии обязательно с момента задержания, ареста или предъявления обвинения. Если защитник не приглашен самим подозреваемым или обвиняемым, его законным представителем или другим лицом по его поручению, то участие в деле защитника обязан обеспечить следователь. При этом отказ несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого от защитника для следователя и прокурора не обязателен (ст. 50 УПК).

С момента вступления в дело защитник вправе знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, присутствовать при предъявлении обвинения, участвовать в допросе подозреваемого или обвиняемого, а также в иных следственных действиях, защитник может задавать вопросы допрашиваемым лицам, делать письменные замечания по поводу неправильности или неполноты записей в протоколе следственного действия.

После первого допроса задержанного или находящегося под стражей подозреваемого или обвиняемого защитник вправе иметь с ним свидание наедине без ограничения их количества и продолжительности (ст. 51 УПК). Право на ознакомление со всеми материалами дела защитник приобретает с момента окончания предварительного следствия и предъявления их обвиняемому. Тем самым действующий закон сузил права защитника на ознакомление с материалами дела при предъявлении несовершеннолетнему обвинения, какими он пользовался в соответствии со ст. 51 УПК.

В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по усмотрению следователя или прокурора либо по ходатайству защитника может участвовать педагог, которому до начала допроса разъясняются его права, о чем делается отметка в протоколе (ст.

397 УПК). Участие педагога возможно и при допросе несовершеннолетнего старше шестнадцати лет, если он признан умственно отсталым (ст. 397 УПК). Педагог вправе с разрешения следователя задавать вопросы обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте имеющихся в нем записей (п. 3 ст. 51, ч. 2 ст. 397 УПК).

Задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения применяются к несовершеннолетнему в исключительных случаях с учетом тяжести совершенного преступления и наличия оснований, указанных в ст. 393 УПК. В отношении несовершеннолетних может применяться и такая специальная мера пресечения, как отдача под присмотр родителей, опекунов, попечителей, а к несовершеннолетним, воспитывающимся в закрытых детских учреждениях, — отдача под надзор администрации этих учреждений (ст. 394 УПК).

Отдача под присмотр может быть осуществлена как по просьбе лиц, перечисленных в ст. 394 УПК, так и по инициативе следователя и прокурора, но с согласия лиц, которым подросток передается под присмотр. Администрация закрытого детского учреждения не может отказаться от поручения о присмотре (надзоре).

Обязательство о присмотре считается нарушенным, если обвиняемый не является по вызову без уважительной причины или попытается воздействовать на других обвиняемых, свидетелей или иным путем помешать установлению истины по делу.    

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых, обнаруживающих признаки отставания в психическом развитии. Установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки не связанного с психическим заболеванием отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий и определение, в какой мере эти несовершеннолетние могут руководить своими действиями, составляют предмет судебно-психологической экспертизы. Такая экспертиза проводится в соответствии с Постановлением Верховного суда «О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность», в котором рассматриваются вопросы судебно-психиатрической экспертизы по делам о преступлениях несовершеннолетних.

Несовершеннолетним обвиняемым с признаками психической патологии (олигофрения в степени дебильности, последствия раннего органического поражения головного мозга, психофизический инфантилизм, психопатические черты характера) в сочетании с данными о педагогической запущенности, «детскости», игровых мотивах поведения, легкомысленном отношении к своим противоправным действиям, недостаточным пониманием их возможных последствий назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

В компетенцию психиатра-эксперта при проведении комплексной экспертизы входят установление признаков психического заболевания и решение вопроса о вменяемости — невменяемости несовершеннолетнего. При признании такого подростка вменяемым и при наличии у него признаков отставания в психическом развитии психолог уточняет его способность полностью сознавать значение своих противоправных действий и прогнозировать их последствия.


1

8 (499) 40-999-33











© 2014 Амасьянц Эдуард Акопович 8(499)40-999-33, 8(925)504-81-90, Email: eduard@amasyants.ru