Почетный адвокат России, лауреат Золотой медали им.Ф.Н.Плевако адвокат Амасьянц Э.А. Все виды юридической помощи в области российского и международного права. Ведение уголовных и гражданских дел любой сложности. Защита и представительство в суде.Телефон горячей линии адвоката: +7(495)504-81-90
 


Защита несовершеннолетних

Защита несовершеннолетних
Особенности уголовной ответственности лиц до 18 лет
Защита по делам несовершеннолетних
Особенности защиты по делам несовершеннолетних
Адвокат по делам несовершеннолетних для их защиты
Органы опеки и попечительства
О производстве применении принудительных мер медицинского характера
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Правовые и психологические особенности несовершеннолетних
Психиатрическая экспертиза несовершеннолетних
ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Если ты попал в полицию
Преступления против семьи и несовершеннолетних
Производство по делам несовершеннолетних
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Права несовершеннолетних детей
Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика
«Защита прав ребенка в России: пространства взрослой жестокости»
Какими правами наделен ребенок?
Какие права связаны с правом на образование?
Защита прав ребенка в суде
Особенности деятельности защитника на предварительном следствии по делам несовер-шеннолетних
Адвокат по делам о несовершеннолетних

«Защита прав ребенка в России: пространства взрослой жестокости»

Проблема защиты прав ребенка неотрывна от проблемы жестокости в отношении детей. И сегодня проблема жестокости отнюдь не становится менее актуальной, чем ранее, несмотря на общемировой гуманитарный прогресс. До настоящего времени, к сожалению, не приходится говорить о способности большинства взрослых преодолеть и, тем более, предупредить проявления жестокости в отношении даже своих собственных детей.

Проблема защиты прав ребенка неотрывна от проблемы жестокости в отношении детей. И сегодня проблема жестокости отнюдь не становится менее актуальной, чем ранее, несмотря на общемировой гуманитарный прогресс.

До настоящего времени, к сожалению, не приходится говорить о способности большинства взрослых преодолеть и, тем более, предупредить проявления жестокости в отношении даже своих собственных детей.

Взрослые зачастую даже не замечают нарушения прав ребёнка и своей жестокости по отношению к нему. Вот простейший пример: мама спешит домой, ребёнок хочет ещё поиграть, она его шлёпает – и это уже нарушение его права на неприкосновенность. Из таких мелочей, незаметной на первый взгляд, бытовой жестокости, равнодушия и непонимания образуются сначала ручейки, а затем мутные потоки произвола и насилия по отношению к детям во многих сферах нашей жизни.

Новорожденный ребёнок влюблён в этот мир. Он приходит в него чистым и непорочным. И беззащитным перед опасностями, угрозами и насилием этого мира. Мир взрослых делает его жестоким, способным к насилию. Так продолжается нескончаемая эскалация насилия.

Российская статистика по отношению к детям выглядит, мягко говоря, неутешительно. Ежегодно становятся социальными сиротами десятки тысяч детей, и количество социальных сирот в России приближается к 800 тысячам. Можно возмущаться тем, что гибнут усыновленные за рубежом российские дети, однако не следует забывать, что от нечеловеческой жестокости своих собственных родителей в России гибнет каждый год до 2,5 тысяч детей.

Исследования проблемы насилия в семье и в интернатных учреждениях позволили сделать следующие основные выводы:

  • проверки детских интернатных учреждений, как правило, обнаруживают отсутствие многих воспитанников, которые скорее готовы жить на улице, чем в четырёх стенах интерната, зачастую в неласковой обстановке, далёкой от атмосферы душевного тепла;
  • основной причиной детской безнадзорности и беспризорности, ухода ребёнка на улицу из семьи являются невнимание и жестокое обращение с ним его собственных родителей и их пренебрежение своими обязанностями;
  • возможно более раннее предупреждение случаев жестокого обращения должно производиться, помимо семьи, во всех учреждениях так называемой «территории детства», включая детские сады и школу.

Таким образом, снижение жестокости в отношении детей жизненно необходимо, поскольку только в этом случае мы сможем рассчитывать на снижение жестокости и преступности в мире вообще.

Однако успешно решать проблему снижения жестокости можно, только имея ввиду три основных фактора успеха:

  • Возможно более раннее выявление неблагополучия;
  • Социализирующая направленность действий (нацеленность на выработку способности ребёнка и его семьи в дальнейшем к самостоятельному решению своих проблем);
  • Налаживание взаимодействия между структурами, работающими в интересах ребёнка, с одной стороны, и ребёнком и его семьёй, с другой.

Три названных фактора очевидны, однако дадим краткий комментарий:

Чем раньше обратить внимание на проявления жестокости, чем раньше начинать помогать ребёнку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, и его семье, тем легче это сделать. Проще всего вернуть с улицы тех подростков, которые только что оказались там из-за родительского невнимания или той же жестокости, и пока не живут на улице. Государственные структуры не могут обеспечить нужный объём услуг. И здесь неоценима роль институтов гражданского общества. Множество неправительственных организаций (НПО), активно действуя на территории, способны на ранней стадии обнаружить проблему и помочь в её решении.

Помощь должна в качестве результата приносить снижение нуждаемости ребёнка и его семьи в услуге. Необходимы подходы, позволяющие родителям увидеть, что применяемые ими меры являются непомерно жесткими в отношении их ребёнка и они возвращаются ответной жестокостью ребенка по отношению к миру взрослых. Подчас, необходимо и подсказать родителям необходимые в различных ситуациях подходы, позволяющие укрепить семью, сделать её самостоятельной.

Лучше всего можно помочь, не манипулируя, не командуя ребёнком или семьёй, не наказывая их, а адресуясь к их способности к самостоятельным и осмысленным решениям и действиям, обучая и вовлекая в обучение, прививая стремление к познанию нового.

Всё пространство, где находится ребёнок, можно, условно, разделить на четыре части: семья, улица (община), учреждения, школа. Кратко остановимся на каждой из этих частей.

СЕМЬЯ

Казалось бы, семья – достаточно благополучное для ребёнка пространство. Всем известна истина, что нигде ребёнку не может быть так комфортно, как в кругу семьи. Однако в реальности всё далеко не так очевидно, иначе дети не убегали бы из дому.

Семья – весьма автономный и даже закрытый для общества институт (не случайно существует выражение: «мой дом – моя крепость»). Однако внутри этой крепости зачастую ребёнок воспринимается как собственность родителей, а не как равноправный и даже привилегированный субъект.

Вмешательство в жизнь семьи нарушает её автономию и автономию личностей – членов этой семьи. Поэтому нарушение этой автономии может происходить в нашем случае только тогда, когда имеются определённые симптомы неблагополучия.

Но и вторжение это должно быть не репрессивным, а социализирующим, ориентированным на выработку семьёй способности в дальнейшем к самостоятельному разрешению своих проблем.

Таким образом, при взаимодействии с семьёй необходимо исходить из сочетания нескольких принципов:

  • приоритета семейных форм воспитания,
  • автономии семьи
  • и раннего, но не репрессивного, а социализирующего вторжения.

ШКОЛА

Школа сегодня остаётся одним из наиболее мощных социализирующих институтов. Однако и школа далеко не всегда способна быть достаточно эффективной помощи ребёнку не только в усвоении необходимых знаний, но и в социализации (воспитании).

Вовсе не редки случаи, когда дети, особенно в подростковом возрасте, прогуливают школьные занятия.

Слишком часто выпускник школы с облегчением вздыхает: “Наконец-то, отмучился!”.

Только постоянный поиск и внедрение инноваций, позитивно воздействующих на становление и развитие современной, демократически ориентированной личности, позволяет рассчитывать на усиление роли и места школы в системе образования и воспитания.

Школа сегодня может и должна стать местом апробации и внедрения технологий позитивного ориентирования в жизни. Одна из таких технологий, активно развивающихся в регионах России – технология общественно активных школ, построенная на трёх основных элементах:

  • внедрение инновационных технологий построения толерантных и взаимоуважительных отношений в школе;
  • демократизация процесса управления учебным заведением (которая включает, прежде всего, прозрачность управления и регламентированную открытость для участия в управлении и учеников и их родителей);
  • выстраивание конструктивного и партнёрского взаимодействия школы с окружающим её местным сообществом.

УЛИЦА (ОБЩИНА)

Улица – это также одно из самых уязвимых пространств сегодня в большом количестве стран. Именно здесь ребёнок, оказавшийся без внимания взрослых, нередко становится добычей и жертвой преступного мира наркодельцов, современных работорговцев, порнобизнеса, подвергается многим другим опасностям. Поэтому так важно сформировать и всемерно развивать сети государственных и негосударственных служб, работающих с ребёнком, не оставляющих его без внимания.

Главенствующим здесь становится принцип социального насыщения работы с ребёнком.

Службы работы на улице, а также вне семьи и школы – то, что позволяет входить в контакт с ребёнком на раннем этапе его появления на улице, общаться с ним, начинать помогать ему и его возвращению в семью. В России в течение нескольких лет ряд НПО осуществляли проекты, позволившие опробовать имеющиеся в мировой практике и создать свои собственные подходы и социальные технологии успешного разрешения множества конфликтных ситуаций с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и их семьями. Это, прежде всего, технологии примирения между правонарушителем и его жертвой, элементы восстановительного правосудия, а также многочисленные реабилитационные программы. И можно лишь с сожалением констатировать, что опыт таких организаций, как, скажем, Фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН), специалисты которого ещё в 1998 году разработали Концепцию реабилитационного пространства и в пилотном режиме отработали адаптированную для российских условий технологию социальной работы с детьми на улицах, в семьях в реабилитационных программах, в судах и т.д., до сих пор внедряется в социальную практику с большим трудом.

УЧРЕЖДЕНИЯ

Практически любое избыточное общение ребёнка со специализированными государственными учреждениями должно быть по возможности минимальным.

Дом малютки, приют-убежище, интернат, центры временного содержания несовершеннолетних, специализированные школы, места лишения свободы – в любом из этих учреждений ребёнку неуютно, в них нет семейного тепла и есть опасность насилия. Каждому ребенку больше всего на свете нужна семья.

Казенные учреждения в их традиционном, устаревшем виде не способны в полной мере помочь ему в выработке навыков автономной, самостоятельной жизни, сохраняя на многие годы присущий детству инфантилизм. В стремлении принципиально изменить их качество, вводя все в большей степени элементы семейного воспитания, очень важно обеспечить полноценное участие общественных структур в осуществлении гражданского контроля за деятельностью государственных учреждений.

Для адекватного разрешения дел с участием несовершеннолетних в случаях, когда ребёнок находится в группе риска, в трудной жизненной ситуации должен действовать специализированный, ювенальный суд. Это столь же ясно, как и то, что в медицине должны быть педиатры.

При поддержке Программы развития ООН и Международного детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в ряде регионов России, прежде всего, силами российских НПО, действующих в интересах детей, отрабатываются ювенальные технологии. Сетевое содружество российских НПО сегодня оформлено в виде Общероссийского Союза общественных объединений «Гражданское общество – детям России». Сегодня Союз объединяет около 600 организаций из 76 регионов России. Развитие и укрепление этой сети, а также налаживание системного взаимодействия Союза с государственными структурами позволит существенно повысить и эффективность социальной политики в интересах детей.

Состоявшееся недавно широкое публичное обсуждение Национального плана действий в интересах детей до 2010 года, инициированное Советом при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, позволяет надеяться на выработку и реализацию более эффективной государственной политики в интересах детей, в том числе, за счет более активного участия в этих процессах институтов гражданского общества. Обсуждение, в ходе которого экспертами и представителями общественных объединений, действующих в интересах детей, было высказано много замечаний, в том числе, касающихся необходимости жесткой увязки Национального плана с Федеральной целевой программой «Дети России». Тем не менее, следует отметить, что сам факт такого обсуждения чрезвычайно важен – как для общественных организаций, чьи замечания и предложения были доведены до представителей профильных органов власти, так и для властных структур, которые теперь будут обязаны принять во внимание мнение общественности.

Политика в интересах детей – дело, ответственность за которое несет не только государство, но и само общество, рассчитывающее на лучшее будущее для своих детей и своей страны. Поэтому и вырабатываться, и реализовываться эта политика должна совместными усилиями всего общества.


1

8 (499) 40-999-33











© 2014 Амасьянц Эдуард Акопович 8(499)40-999-33, 8(925)504-81-90, Email: eduard@amasyants.ru