Почетный адвокат России, лауреат Золотой медали им.Ф.Н.Плевако адвокат Амасьянц Э.А. Все виды юридической помощи в области российского и международного права. Ведение уголовных и гражданских дел любой сложности. Защита и представительство в суде.Телефон горячей линии адвоката: +7(495)504-81-90
 


Защита несовершеннолетних

Защита несовершеннолетних
Особенности уголовной ответственности лиц до 18 лет
Защита по делам несовершеннолетних
Особенности защиты по делам несовершеннолетних
Адвокат по делам несовершеннолетних для их защиты
Органы опеки и попечительства
О производстве применении принудительных мер медицинского характера
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Правовые и психологические особенности несовершеннолетних
Психиатрическая экспертиза несовершеннолетних
ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Если ты попал в полицию
Преступления против семьи и несовершеннолетних
Производство по делам несовершеннолетних
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Права несовершеннолетних детей
Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика
«Защита прав ребенка в России: пространства взрослой жестокости»
Какими правами наделен ребенок?
Какие права связаны с правом на образование?
Защита прав ребенка в суде
Особенности деятельности защитника на предварительном следствии по делам несовер-шеннолетних
Адвокат по делам о несовершеннолетних

                         
курящая девочка   "ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Правовые и психологические особенности
(Методическое пособие для адвокатов)

Важным и сложным участком повседневной практической деятельности адвокатов является защита прав и законных интересов, привлеченных к уголовной ответственности несовершеннолетних.

Как известно, сам законодатель, учитывая возрастные и связанные с ними психо-физиологические и биологические, особенности несовершеннолетних, установил ряд особенностей правового положения подростков, предопределяющих необходимость их знания и учета при осуществлении функции защиты.

"Никто из нас, - отмечает Дубинин Н.П.,- не может освободиться от генетической информации, полученной от родителей:Нельзя забывать, что каждый человек, располагает уникальной генетической информацией, обладает своей нормой реакции, т.е. единственным в своем роде личным способом реагировать на социальные и физические влияния среды".

В связи с этим, успешная и эффективная защита несовершеннолетних не возможна без углубленного изучения условий их жизни и воспитания, без учета их индивидуальных особенностей, их соматических, половых, возрастных и иных характеристик.

Известный физиолог Павлов И.П. писал: " Глупо было бы отрицать субъективный мир. Само собой разумеется, он конечно есть. Психология, - как формулировка явлений нашего субъективного мира совершенно законная вещь. И нелепо было бы с этим спорить. На этой основе мы действуем, на этом складывается вся социальная и личная жизнь".

Таким образом, эффективная защита несовершеннолетних требует от защитников высокой эрудиции, знания психо-физиологических, и возрастных особенностей подростков, добросовестного отношения к работе, безукоризненного знания законов и настойчивого их применения в своей повседневной деятельности.

Цель настоящего методического пособия и состоит в том, чтобы ознакомить адвокатов с основными особенностями дел о преступлениях несовершеннолетних, на которые необходимо обращать внимание при ведении уголовных дел этой категории.

1. Психо-физиологические особенности несовершеннолетних

Известно, что организм человека на протяжении всей его жизни претерпевает изменения и в целом процесс развития человеческого организма представляет собой смену определенных этапов, именуемых возрастными.

Наукой установлено, что в своем развитии человеческий организм последовательно преодолевает три критические фазы, первая из которых наступает в возрасте 3-4 лет, вторая в 7-8 лет и третья в 14-18 лет.

Возраст с 14 до 18 лет, именуемый специалистами "пубертатным" (от лат. Pubertas-половая зрелость), признан наиболее важной и сложной критической фазой, сопровождающейся половым и психическим созреванием. Глубокая биологическая перестройка, претерпеваемая организмом в этот период, сопровождается бурным психическим повзрослением. Ведущая роль в указанной перестройке принадлежит нервной системе. Процесс психического созревания может протекать более спокойно или бурно, критически, в зависимости от целого ряда дополнительных факторов (патологическая наследственность, инфекционные и органические заболевания в детстве, тяжелые условия жизни и воспитания ребенка, психические травмы и пр.).

Современная наука исходит из того, что течение пубертата (т.е. фазы с 14 до 18 лет) в настоящий период характеризуется ускоренным физиологическим созреванием (акселерация) и несколько замедленным психическим созреванием (ретардация).

В этот период могут начинаться или обостряться хронические психические заболевания (шизофрения, эпилепсия и др.). Пубертат имеет решающее значение для закрепления приобретенных отклонений характера ребенка и превращения их в стойкие, патологические свойства личности.

Наряду со скачком в физическом развитии, в этот период происходит скачок и в развитии психическом. Физические изменения переживаются и в известной мере сознаются подростком, он начинает чувствовать и считать себя более сильным, уверенным. Это порождает у него потребность занять новое положение в семье, школе. Он не хочет больше считаться "маленьким", стремится к расширению своих прав, к большей самостоятельности.

В этот же период происходят изменения в эмоциональной сфере, поднимается на новый уровень и интеллектуальные способности. Все это приводит к новому отношению подростка к себе, к своему положению. Однако, вместе с тем, подросток объективно остается в том же положении ребенка, которым управляют в школе и которого опекают в семье.

Более высокий уровень самосознания свойственный этому периоду характеризуется потребностью самоанализа и самооценки, однако возможности подростка в этом плане еще ограничены. Не умея по-настоящему разобраться в себе, ребенок в этом возрасте становится излишне чувствительным к мнению о нем окружающих, отсюда ранимость подростка, несдержанность, часто бурные, беспричинные, казалось бы, реакции на самые пустяковые, с точки зрения взрослого, обстоятельства.

Факты неуспеха, если они приводят к необходимости снизить самооценку, порождают острые, аффективные переживания. Именно в этих случаях ребенок становится "трудным", у него появляется целый ряд особенностей: обидчивость, недоверчивость, упрямство.

Важная особенность подросткового возраста - формирование своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает относиться к самому себе как к взрослому. Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности. Отсюда их чувствительность к оценке взрослых, их острая реакция на попытки взрослых, (зачастую кажущиеся), умалить их достоинство.

Следует помнить и о таких особенностях несовершеннолетних, как недостаточное обнаружение инстинкта самосохранения, приводящее к риску из-за пустяков, беззаботности о последствиях своих поступков и свойственной этому возрасту природной дисгармонии, выражающейся в том, что желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера и это приводит к тому, что подросток не всегда способен подавить некоторые чрезмерные и лишние стремления и желания.

Недостаточный жизненный опыт, несформировавшиеся должным образом воля и сила характера нередко приводят к тому, что подростки бывают сильно подвержены влиянию более взрослых людей, что нередко, при отрицательном влиянии взрослых, приводит к совершению преступлений.

Отмеченные особенности подросткового периода, предполагают в деятельности адвоката необходимость установления полноты сведений собранных по делу о данном конкретном подростке и, в случае необходимости, заявления соответствующих ходатайств о восполнении пробелов следствия, сборе дополнительной информации об особенностях характера подростка, условиях его жизни и воспитания, ведущих мотивов его поведения и конкретных мотивов совершения данного правонарушения.

С другой стороны, вышеизложенные особенности черт личности подростков предполагают необходимость, на основе изученный материалов дела, при беседе с подростком выявить имеющиеся у него особенности характера, установить необходимый психологический контакт с подростком для создания доверительных отношений с подростком, выявления дополнительной информации о личности подростка, могущей быть полезной для выработки правильной правовой позиции по делу и эффективного осуществления защиты прав и законных интересов подростка.

Как известно, исключительно важную роль при оценке содеянного, а, следовательно, и квалификации, имеет правильное установление направленности умысла и мотива поведения правонарушителя. В практике деятельности правоохранительных органов всегда была и остается сложной оценка явлений относящихся к психическим и психологическим процессам. Следовательно, тем более важным является необходимость знания возрастных и психо-физиологических особенностей несовершеннолетних, для правильной оценки действительных причин и мотивов их поведения, направленности их умысла, для правильного определения их дальнейшей судьбы.

Нередко в практике деятельности адвокатов для установления объективного психологического портрета несовершеннолетнего подзащитного, установления мотивов его поведения, возникает необходимость обращения к помощи специалистов в соответствующих областях знаний.

Этим вопросам и посвящена следующая глава настоящего пособия.

2. Вопросы судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертиз несовершеннолетних, свидетелей и потерпевших

Психологическая экспертиза, в последнее время, все чаще внедряется в практику деятельности правоохранительных органов и имеет существенное значение для решения задач, стоящих перед уголовно-процессуальным законодательством. Поскольку работа адвокатов непосредственно связана с установлением объективной истины по каждому уголовному делу необходимо знать основные направления этой экспертизы применительно к повседневной деятельности адвокатов и задач стоящих перед ними.

Как известно ст.53 УПК РФ обязывает защитников "использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность:"

Такими обстоятельствами нередко бывают и те, которые устанавливаются путем проведения различного рода экспертиз, которые в соответствие со ст. ст.73, 74, 80 УПК РФ являются самостоятельным средством доказывания.

Закон (ст.196 УПК РФ) предусматривает случаи обязательного проведения экспертиз, в том числе для установления:
1. причины смерти;
2. характера и степени вреда, причиненного здоровью;
3. психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
4. психического или физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
5. возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение;
и в других необходимых случаях.

Таким образом, закон (ст.196 УПК РФ) предусматривает обязательное назначение и проведение следующих видов экспертиз:
- судебно-медицинской
- судебно-психиатрической
- судебно-психологической (или комплексной психолого-психиатрической) с привлечением соответствующих специалистов: медиков, психологов, психиатров.

Для того, чтобы адвокат мог активно участвовать в решении вопросов назначения и проведения, необходимых по делу судебных экспертиз и, в частности, судебно-психологической экспертизы, чтобы он мог реально представлять себе современные возможности судебно-психологической экспертизы он должен знать о новейших достижениях в данной области научных знаний, о новых методах судебной экспертизы, знать систему государственных экспертных учреждений, научно-исследовательских институтов, не входящих в систему государственной экспертизы, для того, чтобы грамотно и аргументированно ставить вопрос о необходимости назначения и проведения данного вида экспертиз. Специальные знания в этой области, необходимы адвокату и для адекватного понимания заключений эксперта, сделанных им выводов, оценки методов исследования, научности данного заключения и его доказательственной значимости.

Все это свидетельствует о том, что профессионально необходимыми качествами адвоката должны быть в нынешних условиях: эрудиция, широкий кругозор, научная любознательность, чувство ответственности за каждое проводимое дело.

В существующей литературе наиболее обстоятельно вопросы судебно-психологической экспертизы исследовались М.М. Коченовым в работе "Введение в судебно-психологическую экспертизу", основные положения которой легли в основу рекомендаций для практических работников органов следствия в книге "Руководство для следователей".

В этой работе автор определил круг задач, стоящих перед психологической экспертизой и круг примерных вопросов, на которые она может дать научно-обоснованные ответы, с помощью которых можно и нужно устанавливать объективную истину по уголовным делам.

Автор приводит справедливое замечание Экмекчи А.С. ":замена квалифицированного судебного эксперта-психолога рассуждениями суда по вопросам психологии является неквалифицированной, что может повести и зачастую ведет к полностью или частично неправильным выводам".

Психология представляет собой самостоятельную отрасль научных знаний и необходимость применения психологических знаний в процессе расследования и судебного рассмотрения уголовных дел возникает довольно часто. Вопросы психологического характера, возникающие при расследовании и рассмотрении уголовных дел не могут быть разрешены путем применения других отраслей знаний, использования иных видов экспертиз и в частности судебно-психиатрической.

Психиатрия "изучает нарушения в нервно-психической сфере и разрабатывает методы их лечения и предупреждения". Психиатрия исследует патологические состояния, ": возникновение и развитие которых связано с врожденными или приобретенными нарушениями психики".

Психология же исследует закономерности психической деятельности в норме. Судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование непатологических явлений психики и поэтому проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей.

Поэтому вопрос о назначении и проведении судебно-психологической экспертизы адвокатами должен ставиться тогда, когда психическая полноценность подзащитного не вызывает у них сомнений или подтверждена судебно-психиатрической экспертизой. Если психическое состояние подзащитного вызывает сомнение, то вопрос должен ставиться или о назначении судебно-психиатрической экспертизы или о проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Комплексная психолого-психиатрическая экспертизы - это исследования, затрагивающие пограничные между психологией и психиатрией проблемы. Особенностью этого вида экспертизы является применение специфических методов, сложившихся в психологии и психиатрии, интеграция данных психологического и психиатрического исследования.

Юристами, психологами и психиатрами высказывается мысль о целесообразности проведения комплексной экспертизы в отношении несовершеннолетних, страдающих олигофренией в степени дебильности; несовершеннолетних с признаками психического инфантилизма; несовершеннолетних страдающих неврозами, т.е. функциональными нарушениями высшей нервной деятельности, при которых наблюдаются специфические изменения личности, выражающиеся, в частности, в недостаточной способности к произвольной регуляции поведения. Случаем, при котором необходима постановка вопроса о проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы, является и диагностика аффекта у психических больных, когда необходимо четко разграничить в состоянии испытуемого специфические признаки аффекта и проявления заболевания. По общепризнанному мнению специалистов в области судебной психиатрии и психологии экспертиза аффективных состояний (физиологический аффект) требует знаний в области психологии и, "психиатр - эксперт не может, не выходя за пределы своей компетенции, оценить характер, глубину не болезненного аффекта, влияние его на поведение обвиняемого при совершении правонарушения".

Принципиальное отличие комплексной психолого-психиатрической экспертизы от судебно-психологической состоит в том, что первая из них, проводится в отношении лиц, СТРАДАЮЩИХ НЕКОТОРЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, а вторая, - только в отношении психически здоровых людей, у которых особенности психической деятельности, в том числе и признаки умственной отсталости или задержек в психическом развитии, имеют не болезненное происхождение.

К задачам судебно-психологической экспертизы российскими психологами отнесены:

1) Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

Поводами для назначения в этих случаях психологической экспертизы могут служить данные: о малолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития, недостаточном овладении активной речью, характерологических особенностях соответствующего лица, условия восприятия (быстротечность событий, множественность раздражителей одновременно воздействующих на субъект, состояние психической напряженности в момент восприятия и др.); несоответствие показаний определенного лица другим материалам дела (некоторые люди, преимущественно дети и подростки, обладают особой формой памяти - эйдетической, которая позволяет им с абсолютной точностью воспроизводить воспринятую ранее информацию, вследствие чего их показания могут вызвать недоверие в силу исключительной детализированности).

При объективной, вытекающей из дела необходимости, постановка адвокатами вопроса о необходимости назначения и проведения психологической экспертизы в вышеназванных случаях, рекомендуются следующие вопросы:
а) учитывая индивидуальные и возрастные особенности испытуемого и конкретные условия, в которых происходило событие, (следует указать какое) мог ли испытуемый правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие) ?
б) учитывая психическое состояние испытуемого в момент восприятия мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие) ?
в) обладает ли испытуемый абсолютной чувствительностью зрительного, слухового (или иного, в зависимости от обстоятельств дела ) анализатора, достаточной для восприятия раздражителя (указать какого) ?
г) имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию
д) имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости ?
е) имеются ли у испытуемого признаки эйдетической памяти ?

Перечень предложенных вопросов - не исчерпывающий и по каждому конкретному делу зависит от обстоятельств подлежащих выяснению и экспертной оценки.

2) Установление способности психически здоровых потерпевший по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.

Поводами для назначения психологической экспертизы в указанных случаях, как правило, являются : данные о пассивном поведении субъекта в определенной ситуации; отсутствие глубоких эмоциональных реакций на случившееся; сведения о некоторых характерологических особенностях (вялость, пониженная активность, неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость и пр.) или о неблагоприятных условиях общего воспитания (систематическое подавление родителями самостоятельности ребенка, излишнее ограждение от трудностей) и недостатках полового воспитания в семье и в школе.

Рекомендуются следующие вопросы для постановки перед экспертами:
а) Имеются ли у испытуемой индивидуально-психологические особенности (например, не связанные с психическими заболеваниями отставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы), которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации ?
б) Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли испытуемая понимать характер и значение совершаемых с нею действий ?
в) Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли испытуемая оказывать сопротивление ?

В литературе описан случай, когда некий П. В состоянии опьянения встретил на улице 14-летнюю В., достал из кармана нож и, угрожая им, заставил ее следовать за собой. По дороге, когда появлялись встречные прохожие, П. вновь доставал нож и угрожал потерпевшей убийством, если она попробует позвать на помощь. Обвиняемый привел В. к себе домой, где находились его отец и мать. Однако он пригрозил, что любая попытка обратиться к ним "кончится для нее плохо". Он привел В. в свою комнату, предложил ей сесть на диван, пошел на кухню, приготовил чай и напоил им потерпевшую. После этого он совершил с В. насильственный половой акт. В. в течение нескольких часов находилась в доме обвиняемого, никакого активного сопротивления ему не оказывала, за помощью не обращалась. Следователь назначил судебно-психологическую экспертизу, поставил на ее разрешение следующий вопрос: "учитывая индивидуально-психологические особенности В., эмоциональное состояние во время совершения с ней указанных действий, содержание сложившейся ситуации, могла ли она оказать сопротивление обвиняемому?". В распоряжение эксперта были представлены материалы дела, содержащие в частности показания родителей, учителей, школьных подруг потерпевшей, характеристики. Эксперт также беседовал с ее родителями, учителями. В экспертном заключении говорилось, что сложившуюся ситуацию несовершеннолетняя потерпевшая воспринимала как реальную угрозу для своей жизни. Недостаток жизненного опыта, не сложившийся характер, пассивность, ослабленность волевых процессов, недостаточно развитые самостоятельность и активность мышления, состояние очень сильного испуга и растерянности - все это еще более усугубляло для потерпевшей сложившуюся ситуацию, делало для нее невозможным активное сопротивление. С учетом индивидуально-психологических особенностей В., ее эмоционального состояния во время совершаемых с нею действий и сложившейся ситуации она не могла оказывать сопротивление.

3) Установление способности отстающих в психическом развитии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение степени их способности руководить своими действиями.

На возможность отставания в развитии психически здорового подростка могут указывать данные:
- о его педагогической запущенности;
- "детскости" поведения;
- легкомысленном отношении к своим противоправным действиям;
- несоразмерность объективного содержания поведения субъективно преследуемым подростком целями;
- свидетельские показания, говорящие о заметном отличии от основной массы сверстников и др.

Рекомендуемые для постановки перед экспертизой вопросы:
а) Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, и, если имеются, в чем они конкретно выражаются ?
б) Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего мог ли он полностью сознавать значение своих действий ?
в) Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего в какой мере он мог руководить своими действиями ?

Эти вопросы прямо вытекают из постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 от 14 февраля 2000г. "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних", которое нацеливает экспертов-психологов на дифференциально-экспертную оценку способности подростков сознавать значение своих действий и руководить ими. Следуя этому постановлению Пленума, эксперт-психолог может, например, сделать вывод, что подросток "мог сознавать значение своих действий, но не полностью", "был способен руководить своими действиями, но не в полной мере" и т.д., что имеет существенное значение, во всяком случае, для назначения целесообразной и соразмерной меры наказания.

С другой стороны, психологическая экспертиза в отличие от психиатрической позволяет пользоваться не жесткой формулой: вменяем - не вменяем, а дать более тонкое и объективное определение степени способности подростка осознавать значение своих действий и меры способности руководить ими.

Так, например, несовершеннолетний М., которому к моменту совершения противоправных действий исполнилось 15 лет, обвинялся в совершении кражи личного имущества граждан (ткань). Мотив своего поведения подросток пояснил необходимостью достать материал для пеленания имеющегося в семье грудного ребенка. Адвокатом было заявлено ходатайство о назначении и проведении по делу судебно-психологической экспертизы подростка М. для установления уровня его умственного развития. Ходатайство было удовлетворено и заключением экспертов - преподавателей кафедры психологии педагогического института с привлечением врачей психиатров было признано, что подросток М. несмотря на достижение 15 летнего возраста, по уровню своего умственного развития соответствует возрасту 11-12 летнего ребенка. Это заключение специалистов послужило основанием для прекращения уголовного преследования подростка М., с применением к нему принудительных мер воспитательного характера.

4) Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправного действия состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и деятельность.

Поводами для возбуждения ходатайства о назначении в этих случаях психологических экспертиз могут служить:
- сведения о реально существовавших условиях, способствовавших накоплению отрицательных эмоциональных переживаний;
- возникновению стойких состояний нервно-психической напряженности (стресса);
- хронической неудовлетворенности потребностей (фрустрация и т.п.) ;
- данные о конфликтном характере ситуации, в которой было совершено преступление, в частности, о том, что действия потерпевшего или иных лиц препятствовали реализации ведущих мотивов поведения обвиняемого, затрагивали его наиболее значимые интересы;
- показания свидетелей об изменениях внешнего вида, голоса, моторики у обвиняемого;
- факты частичного забывания обвиняемым отдельных элементов ситуации преступления.

Рекомендуемые вопросы:
а) Находился ли испытуемый в момент совершения преступления в состоянии физиологического аффекта ?
б) Находился ли испытуемый в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация, растерянность и др.), которое могло существенно повлиять на его сознание и деятельность?

5) Установление у обвиняемого индивидуально-психологических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных деяний.

Выяснение субъективной стороны преступления, как известно, нередко осложняется трудностями в раскрытии психологических механизмов поведения обвиняемого, психологических мотивов противоправных поступков. В подобных случаях особое значение приобретает создание объективного "психологического портрета" обвиняемого.

Для установления "психологического портрета" обвиняемого рекомендуется ставить следующий вопрос:
"Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять в исследуемой ситуации на его поведение ?"

Этот вопрос применительно к содержанию каждого уголовного дела должен быть конкретизирован в зависимости от того, какие именно психологические особенности обвиняемого интересует лицо, ходатайствующее о проведении экспертизы.

Так, например, 17-летний К. обвинялся в удушении 8-летней А. в подвале дома. Мотивом совершения убийства в первоначальных "признательных" показаниях было указано следующее: зайдя в подвал для оправления естесственной надобности, подросток К. увидел, как вслед за ним зашла потерпевшая А. и стала за ним следить. Для того, чтобы она ушла, он решил, спрятавшись за стеной одного из отсеков подвала напугать ее и громко крикнул "Что ты тут делаешь?". На крик девочки "Ой мама" К. прикрыл ей рот рукой и сказал "Что ты кричишь" после чего девочка от испуга упала в обморок. Испугавшись, что, придя в себя, девочка может наговорить на него плохое, он решил ее убить и, подняв с земли провод, задушил им девочку и убежал.

На судебно-психиатрической экспертизе подросток К. заявил экспертам, что никакого убийства не совершал, "признательные показания" давал в результате насилия, примененного к нему со стороны оперативных работников органа дознания. При судебном рассмотрении дела в целях выяснения "психологического портрета" подростка К. адвокатом было заявлено ходатайство о назначении и проведении судебно-психологической экспертизы подростка К. (поскольку судебно-психиатрическая экспертиза признала его психически здоровым и вменяемым), на разрешение которой просил поставить вопрос:
"Имеются ли у подростка К. индивидуально-психологические особенности характерологического, эмоционально-волевого или мотивационного характера, которые при обстоятельствах указанных в его "признательных показаниях" могли привести его из-за боязни быть пристыженным девочкой к решимости совершить ее убийство".

Ходатайство адвоката было отклонено судам. Однако впоследствии вышестоящей судебной инстанцией приговор суда был отменен с возвращением дела на дополнительное расследование.

Таковы в общих чертах задачи судебно-психологической экспертизы, высказанные в литературе по данному вопросу.

Основным вопросом, на который необходимо обращать внимание адвокатам, при ознакомлении с заключением экспертов-психологов, это вопрос о том, насколько квалифицирован эксперт, привлеченный к проведению психологической экспертизы. Необходимо иметь в виду, что к проведению данного вида экспертизы должны привлекаться специалисты с базовым психологическим образованием. В литературе высказана правильная мысль о том, что поскольку в рамках судебно-психологической экспертизы нередко приходиться решать специфические вопросы, относящиеся к области не общей, а судебной психологии, в таких случаях целесообразно участие в экспертизе и специалиста в области правовой психологии.

Наиболее сложные экспертизы в настоящее время проводятся в психологической лаборатории Научно-исследовательского института им.Сербского г.Москвы.

Судебно-психологические экспертизы проводятся преимущественно амбулаторно. Однако это не исключает принципиальной возможности проведения в случаях необходимости стационарной экспертизы. Как и любая экспертиза, судебно-психологическая экспертиза может проводиться как одним специалистом, так и комиссионно. На проведение этого вида экспертизы распространяются все требования УПК РФ, как и в отношении других видов экспертиз. Результаты психологической экспертизы должны быть изложены в письменном виде (заключение, акте экспертизы) и, как правило, должны включать в себя три основные части: вводную, исследовательскую и заключение.

Особенностью исследовательской части акта судебно-психологической экспертизы является необходимость выделения нескольких разделов:
а) фабулы дела;
б) данные о динамике психического развития испытуемого с указанием на условия воспитания, обучения, индивидуально-психологические особенности, обнаружившиеся в различные периоды жизни;
в) ход и результаты экспериментально-психологического обследования испытуемого;
г) данные беседы с испытуемым;
д) ретроспективный психологический анализ в плане поставленных на разрешение экспертов вопросов;

Среди этих разделов особое место занимает раздел о динамике психического развития испытуемого, особенно детей и подростков. Эксперт должен изложить основные сведения о раннем детстве испытуемого, подростковом возрасте, ранней юности. Отсюда задача адвокатов при изучении дел этой категории акцентировать внимание на полноте этих сведений в материалах дела и в случае их отсутствия ходатайствовать об их восполнении.

Согласно психологической литературе, выводы экспертов должны быть краткими, четкими и не допускаются двусмысленные или неопределенные выводы, на что адвокатам также необходимо обращать внимание при ознакомлении с заключениями экспертов и их оценке.

Как и любое заключение экспертов, акт судебно-психологической экспертизы не имеет заранее установленной силы и оценивается наряду с другими материалами дела. Это следует иметь в виду адвокатам в своей работе, при несогласии с заключением эксперта-психолога. Если, в результате оценки акта психологической экспертизы, адвокат приходит к выводу о его необоснованности, или неправильности, противоречивости с другими материалами дела, то в соответствие с предоставленными ему законом правами, он должен поставить перед правоохранительными органами вопрос о назначении и проведении дополнительной или повторной экспертизы, которая может быть поручена новому эксперту или комиссии экспертов.

В литературе упоминаются некоторые особенности психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, свидетелей, которые должны учитываться и представителями адвокатской профессии, при ведении этой категории дел.

О возрастных особенностях говорилось уже в предыдущих разделах. Здесь же хотелось бы отметить следующие особенности. Умственную отсталость, не связанную с душевными заболеваниями, психологи связывают с, встречающейся у подростков, сенсорной недостаточностью (слабым развитием зрения и слуха). С этими дефектами психологи связывают замедление темпов психического развития подростков, приводящие:
- при слабом зрении к недоразвитию процессов запоминания и мышления;
- при слабом слухе к трудностям в формировании речевой деятельности, задержкам в овладении лексическим, грамматическим и семантическим строем речи, которые, при неблагоприятных условиях, приводят к отставанию в психическом развитии. Причем, как отмечается специалистами, умственная отсталость чаще всего встречается у детей с относительно слабым снижением слуха, что приводит к тому, что эти дети поступают в обычную школу и в большинстве своем, в первые же, годы обучения, попадают в разряд неуспевающих учеников.

Специалистами в области психологии замечена такая особенность формирования личности слабовидящих и слабослышащих детей: сравнительно низкий уровень развития как бы, отделяет их от коллектива сверстников, и они нередко становятся объектом насмешек одноклассников. Все это способствует развитию обидчивости, мнительности, раздражительности, робости и неуверенности в себе. Иногда повышенное стремление к самоутверждению приводит подобных детей к поступкам, удивляющим своей дерзостью и жестокостью.

Эти особенности подростков, предполагают в деятельности адвоката, осуществляющего их защиту, выяснение вопросов о развитости таких анализаторов как зрение и слух, успеваемость в школе, и других вопросов, имеющих значение для своевременной и грамотной постановки вопросов о назначении и проведении судебно-психологической экспертизы с целью установления способности подростка полностью осознавать значение своих действий и определения меры, в какой он мог управлять своим поведением; действительной мотивации его поступков и справедливого определения их судьбы.

Из повседневной деятельности адвокатов известно, что нередко в заключениях судебно-психологических экспертиз можно встретить указание на то, что обследованный несовершеннолетний страдает олигофренией в степени дебильности (иногда говорится о степени легкой дебильности); имеет признаки психопатического развития личности. У многих подростков, совершивших преступления отмечаются последствия перенесенных органических повреждений центральной нервной системы (легкие травмы и т.д.).

Как правило, все эти подростки признаются вменяемыми. Однако их поведение, отношение к совершенному преступлению в ситуации расследования или судебного разбирательства уголовного дела часто оставляет сомнения в их способности в полной мере руководить своими действиями.

Специалисты, занимающиеся вопросами психологической экспертизы, предлагают в этих случаях ставить вопрос о дополнительном комплексном психолого-психиатрическом исследовании подростков, которое, не претендуя на пересмотр заключения судебно-психиатрической экспертизы, преследовала бы цель уточнения степени способности вменяемых подростков сознавать значение своих действий и руководить ими. Состояние этой категории подростков, пограничное между психической нормой и паталогией, требует для оценки их возможностей как психиатрических, так и психологических знаний.

Для выяснения на разрешение комплексной психолого-психиатрической экспертизы предлагаются следующие вопросы:
а) Учитывая состояние здоровья несовершеннолетнего и особенности его психического развития, мог ли он полностью сознавать значение своих противоправных действий?
б) Учитывая состояние здоровья несовершеннолетнего и особенности его психического развития, в какой степени он мог руководить своими действиями?

Важность вопросов, о которых говорилось выше, заключается в том, что заключения как судебно-психологической, так и комплексной психолого-психиатрической экспертиз имеют одинаковые юридические последствия.

На основании оценки уровня умственной отсталости несовершеннолетнего и его способности полностью осознавать значение своих действий, и определения, в какой мере он мог руководить своими действиями, решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности, либо смягчении наказания или принудительных мер воспитательного характера.

Определенные особенности имеет судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних свидетелей при установлении их способности правильно воспринимать те или иные обстоятельства и давать о них правильные показания.

Здесь по общепризнанному мнению психологов сказываются как возрастные особенности, так и индивидуально-психологические особенности подростков, свойства памяти, овладения речью и др.

Отмечаются следующие особенности. У детей дошкольного возраста сильно выражено расхождение между разговорной (активной) и понимаемой (пассивной) речью. Последняя у них, всегда богаче. Заметно у малолетних детей преобладание диалогической речи над монологической. Ребенок раньше выучивается отвечать на вопросы, вначале очень лаконично, и только после этого у него вырабатывается умение связно, логически последовательно излагать свои мысли в форме монолога.

Коченов М. приводит пример, (которыми богата адвокатская практика) как, знакомясь с одним уголовным делом, обнаружил протокол свидетельских показаний 6-летней девочки, начинающийся словами: "по существу заданных мне вопросов могу пояснить следующее:". Как правильно отмечает Коченов М.: "Не надо быть психологом, чтобы понять, что в такой форме девочка показаний давать не могла". По другому делу свидетельницей была 7-летняя ученица первого класса, которая характеризовалась учителями, как девочка со слабыми разговорными способностями и, тем не менее, показания этой девочки в материалах дела были представлены протоколами "монологов", объемом в 5-6 страниц машинописного текста.

Характерным примером является упомянутое ранее уголовное дело по обвинению 17-летнего К. в совершении убийства 8-летней девочки. По материалам дела в качестве свидетеля был допрошен несовершеннолетний Б., ранее содержавшийся в одной камере с обвиняемым К. и, якобы, со слов К. сообщивший следователю о совершенном К. преступлении. Протокол допроса свидетеля Б. был составлен в форме "диалога" объемом, в несколько страниц. При допросе свидетеля Б. в суде, было установлено, что свидетель Б. в силу имеющегося сильного заикания не может давать свободных показаний, подросток Б. в течение всего допроса был напряжен, о чем свидетельствовали вегетативные изменения на лице, (лицо покрылось красными пятнами). Адвокатом было заявлено ходатайство о проведении психологической экспертизы свидетеля. Приглашенный в суд специалист психоневролог установил наличие у подростка сильного дефекта речи, умственную отсталость в форме олигофрении. Свидетель Б. не мог ответить на вопросы специалиста: "сколько будет, если 2х6, 25-16", не мог написать предложение: "Сегодня пасмурная погода". Таким образом, было установлено, что свидетель Б. в силу имеющегося отставания в умственном развитии и сильного дефекта речи никак не мог давать показаний в той форме, в которой они были оформлены следователем в материалах дела.

Потребность в проведении экспертного психологического обследования, включая и определение степени способности ребенка правильно воспринимать внутреннее содержание событий, возникает обычно, когда в показаниях детей имеются утверждения, касающиеся сложных обстоятельств, которые могут быть познаны только логическим путем. На первый план в подобных экспертных исследованиях выступает качественный анализ мышления: его критичности, уровня сформированности основных мыслительных процессов и операций, умения устанавливать причинно-следственные связи и т.п. Необходимой частью исследования является психологический анализ свидетельских показаний детей, изучение их динамики, т.к. для утверждения о способности ребенка правильно воспринимать внутреннее содержание событий необходимо подтвердить, что его реальные интеллектуальные возможности были не ниже того уровня, который необходим для дачи показаний, содержащихся в материалах дела.

Сделать содержание рассказа полностью понятным слушателю ребенок не всегда в состоянии. В его речи встречаются много нарушений связанности, пропусков. Большое место в речи занимают паралингвизмы - изображения жестами, без слов, различных предметов, действий, качеств. Эти специфические черты затрудняют понимание детской речи для взрослых, иногда ребенок вкладывает совершенно иное содержание в высказывание или выразительный жест. Отмеченные особенности речи детей по справедливому утверждению психологов, делают практически недопустимым для многих из них изложение показаний в форме развернутого монолога. Поэтому, одним из результатов экспертного психологического обследования может быть, например, вывод о способности ребенка давать показания только в форме кратких, односложных ответов на вопросы следователя или суда. Подобный вывод говорит об ограниченной способности свидетеля (или потерпевшего) давать правильные показания. Вполне понятно, что показания таких свидетелей требуют особенно тщательной проверки.

Низкий уровень развития речи, как отмечают психологи, можно наблюдать и у некоторых взрослых людей, не получивших достаточного образования. В отношении них, также может быть полезна судебно-психологическая экспертиза, для выяснения способности давать правильные показания.

И в заключении следует иметь в виду, что в европейских странах судебно-психологическая экспертиза занимает прочное место в системе средств доказывания и имеется положительный опыт в этой области. В частности интересна практика польских экспертов-психологов, где сложилась традиция выделять при изложении результатов исследования свидетелей и потерпевших две группы фактов: данные говорящие "за" и данные говорящие "против" достоверности показаний. Благодаря этому в распоряжении правоохранительных органов, сохраняющих за собой право окончательной оценки показаний, имеются дополнительные сведения, помогающие осуществлению этой функции.

И, наконец, еще об одной существенной возможности судебно-психологической экспертизы, о которой следует помнить адвокатам при осуществлении своих функций. Речь идет об установлении авторства документов по продуктам речи. Адвокатам в практической деятельности все чаще приходится сталкиваться со случаями, когда подзащитный (или иное, допрошенное на следствии лицо) не отрицая собственного выполнения рукописного текста протокола (заявления, объяснения), вместе с тем утверждает, что текст не его, а писал он под диктовку. В этих случаях почерковедческая экспертиза бессильна, но большую пользу может принести исследование психологического содержания продуктов письменной речи, по результатам которой можно судить об авторстве документов. Так, по одному из уголовных дел привлеченные к уголовной ответственности лица, разной национальности, разного уровня образования и владения русской речью, в заявлениях на предварительном следствии использовали в один и тот же день, одни и те же фразы типа "находясь в трезвом уме и твердой памяти, хочу сообщить". Отрицая добровольность этих заявлений, они пояснили суду, что писали это под диктовку оперативных работников органа следствия.

3. Особенности деятельности защитника на предварительном следствии по делам несовер-шеннолетних.

Учитывая рассмотренные в предыдущих главах возрастные и психо-физиологические особенности несовершеннолетних, законодатель особо регламентировал вопрос участия защитника по делам несовершеннолетних на предварительном следствии.

В соответствие со ст.53 УПК РФ и п.3 упомянутого Постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 от 14.02.2000г. участие защитника по делам несовершеннолетних является обязательным с момента, предусмотренного ч.1, ст.53 УПК РФ. С момента допуска к участию в деле, как это предусмотрено в ст.53 УПК РФ, защитник приобретает весь комплекс прав, предусмотренных этой нормой и, в частности, право на свидание с подзащитным, на ознакомление с материалами задержания, процессуальными документами, составленными с участием подзащитного, выписывать из них любые сведения и в любом объеме и др. Следует при этом помнить, что с момента допуска к участию в деле адвокат приобретает не только предусмотренные права, но, прежде всего, обязанности "использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выявления обстоятельств оправдывающих подозреваемого или обвиняемого, смягчающих их ответственность, оказывать им необходимую юридическую помощь".

На практике нередко возникают сложности определения момента, с которого у защитника возникает весь комплекс прав, гарантированных законом. Некоторые работники органов дознания и следствия ссылаясь на положения ст.ст.173 УПК РФ о немедленном допросе подозреваемого и обвиняемого соответственно после предъявления подозрения и обвинения пытаются воспрепятствовать осуществлению адвокатами и их подзащитными комплекса их прав гарантированных процессуальным законодательством и, в частности, права на свидание наедине, ознакомление с материалами задержания, выписок из них и др. до начала допроса подзащитного.

Такие действия сотрудников органов, тем более по делам несовершеннолетних, не соответствуют требованиям действующего законодательства, т.к. моменты допуска адвоката к участию в деле установленные ст.53 УПК РФ свидетельствуют о том, что сразу же после предъявления обвинения, заключающемуся в ознакомлении обвиняемым и его адвокатом с постановлением о предъявлении обвинения и удостоверения своими подписями этого документа (аналогично после ознакомления с протоколом задержания или постановлением о применении меры пресечения в виде заключения под стражу), возникает весь комплекс обязанностей и прав адвоката, гарантированный ст. 53 УПК РФ, в том числе и на свидание наедине, оказание необходимой юридической помощи подзащитному, ознакомление с материалами задержания и все это ДО ДОПРОСА В КАЧЕСТВЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО ИЛИ ОБВИНЯЕМОГО.

Отказ в этом со стороны органов дознания и следствия ссылкой на немедленный допрос, предусмотренный ст.ст.173 УПК РФ является неправомерным, т.к. немедленный допрос, предусмотренный в этих нормах, не означает нарушение предусмотренных этим же кодексом прав адвоката и его подзащитного, в противном случае имеет место нарушение конституционного права на защиту.

Не зная содержания собранных правоохранительными органами материалов, на основе которых несовершеннолетнему подростку предъявляется то или иное подозрение или обвинение, не оценив их с точки зрения их доказательственной значимости, относимости к существу предъявленного подозрения или обвинения, непротиворечивости, законности и прочее, защитник не может выполнить должным образом возложенные на него законом обязанности, использовать все предусмотренные средства и способы защиты и, по существу, его роль в таких случаях низводится до формального присутствия при допросе несовершеннолетнего.

Представляется, что в подобных случаях адвокатам следует проявлять принципиальность в отстаивании прав и законных интересов несовершеннолетних и, используя свои права и положения действующего законодательства - ст.ст.19, 53, 217-218 УПК РФ обжаловать незаконные действия органа дознания и следователя надзирающему прокурору. При этом, следует помнить положения действующего законодательства, предусмотренные в ст.ст.14,46,47 УПК РФ о том, что обвиняемый (подозреваемый), не обязан доказывать свою невиновность и в принципиальном плане может отказаться от дачи показаний, в т.ч. и в связи с нарушением его права на защиту, выражающемуся в отказе предоставления свидания наедине с избранным или назначенным адвокатом до допроса и получения необходимой юридической помощи.

Изучение материалов дела и беседа с несовершеннолетним подзащитным важная стадия работы защитника и, по существу, в этой стадии должна быть выработана позиция по делу.

При изучении материалов дела защитник должен прежде всего исходить из требований ст.73 и 421 УПК РФ о круге обстоятельств, которые должны быть доказаны по делу (время, место, способ совершения преступления, точный возраст, характерные черты личности и состояние здоровья, условия жизни и воспитания, наличие или отсутствие взрослых подстрекателей, вина и мотив и др. важные обстоятельства).

Исходя из содержания указанных норм, в досье адвоката должны найти отражение все сведения, относящиеся к предмету доказывания. Выписки должны быть исчерпывающими, позволяющими свободно ориентироваться в материалах дела как на предварительном следствии, так в дальнейшем и в суде.

По результатам изучения дела защитник должен разъяснить несовершеннолетнему сущность предъявленного тому обвинения и доказательственную значимость собранных по делу материалов. При этом, как представляется, защитник не вправе навязывать подростку признание или непризнание вины. Беседу с подростком необходимо использовать для установления с ним психологического контакта, отношений доверия, выявления объективных сведений об условиях жизни и воспитания подростка, учебы в школе, отношения к родителям, наличия заболеваний, травм и т.п.

Следует помнить о нравственно-этической и воспитательной стороне взаимоотношений защитника и несовершеннолетнего обвиняемого. Психологический контакт с подростком, как представляется, должен быть установлен так, чтобы подросток, видя искреннюю, неподдельную заинтересованность защитника в своей судьбе, доверяя ему, в то же время видел и ощущал, что совершенное им преступление морально осуждается и его защитником.

При необходимости, сведения о личности подростка необходимо получить при беседе с родителями или заменяющими их лицами или представителями органов опеки и попечительства.. Если, в результате изучения материалов дела и беседы с подростком и его родными, возникает необходимость в истребовании дополнительных данных, то, используя положения Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", адвокат может, путем направления запросов, получить необходимые сведения от соответствующих организаций, учреждений, предприятий или иных структур.

В зависимости от анализа и оценки изученных материалов дела адвокатом могут быть заявлены различные ходатайства, в том числе:
- о прекращении дела в целом или части
- об истребовании дополнительных доказательств
- о проведении дополнительных следственных действий
- о назначении различного вида экспертиз
- о переквалификации действий
- об изменении меры пресечения
и других, в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Особое внимание по этой категории дел необходимо обращать на установление точного возраста несовершеннолетнего. При этом следует руководствоваться разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000г. №7 о том, что лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а начиная с ноля часов следующих суток. Если возраст устанавливается судебно-медицинской экспертизой, то днем рождения привлеченного к ответственности лица надлежит считать последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет, следует исходить из предполагаемого экспертизой минимального возраста такого лица.

Одной из особенностей деятельности защитника по делам несовершеннолетних является четкая формулировка позиции в отношении избранной подростку меры пресечения. Согласно действующему законодательству (ст.108 УПК РФ) и руководящим разъяснениям Пленума Верховного Суда (п.2 упомянутого постановления) избрание в отношении несовершеннолетнего в качестве меры пресечения содержания под стражей правомерно лишь в исключительных случаях, обусловленных тяжестью совершенного подростком преступления и при наличии оснований предусмотренных в ст.91,97,99,100 и 108 УПК РФ. Поэтому, защитникам следует в каждом конкретном случае исходя из материалов дела в их совокупности, возраста и состояния здоровья подростков и других, заслуживающих внимания обстоятельств, ставить вопрос и добиваться отмены необоснованно избранной в отношении их меры пресечения в виде содержания под стражей, имея в виду, что необоснованное и не вызванное необходимостью изолирование подростка может привести к неблагоприятным для подростка и интересов законности последствиям, к искусственному извращению целей, стоящих перед уголовным судопроизводством и сведению на нет воспитательного воздействия уголовного процесса.

Итогом этой кропотливой и исключительно важной работы защитника на предварительном следствии должна быть глубоко продуманная, основанная на материалах дела и положениях действующего законодательства, объективная и в соответствии с законом юридически грамотная позиция по делу, направленная на защиту прав и законных (и только законных) интересов несовершеннолетних обвиняемых.


1

8 (499) 40-999-33











© 2014 Амасьянц Эдуард Акопович 8(499)40-999-33, 8(925)504-81-90, Email: eduard@amasyants.ru