Почетный адвокат России, лауреат Золотой медали им.Ф.Н.Плевако адвокат Амасьянц Э.А. Все виды юридической помощи в области российского и международного права. Ведение уголовных и гражданских дел любой сложности. Защита и представительство в суде.Телефон горячей линии адвоката: +7(495)504-81-90
 


Бизнес - Адвокат

Бизнес - Адвокат
Порядок обжалования решений налоговых органов
Адвокат о правовом беспределе в бизнесе
Судебное урегулирование налоговых споров
Правовая защита вашего бизнеса
Правовое обслуживание бизнеса
Адвокат по налоговым спорам
Защита бизнеса при проверках
Адвокат по налоговым делам
Наши предложения
Абонентского юридического обслуживания
Юридическая защита бизнеса
Рискует ли ваш бизнес?
Договорное право
Адвoкат по налоговым спорам (юридическим лицам)
Прекращение уголовного дела
Уклонение от уплаты налогов – Адвокат по налоговым преступлениям
Рассмотрение налоговых споров судами
Фальшивомонетничество Ст.186 УК РФ
Адвокат для бизнеса. Абонентское обслуживание юридических лиц
Сопровождение сделок
.

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

         
Платить налоги — обязанность. Платить мало налогов — искусство. Неизвестный

С 1 января 2014 г. применяется обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц (п. 2 ст. 138 НК РФ, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ). Из указанного порядка обжалования установлено два исключения. Во-первых, ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ). А во-вторых, ненормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы только в суде (абз. 4 п. 2 ст. 138 НК РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 138 НК РФ досудебный порядок считается соблюденным налогоплательщиком и в том случае, если указанное лицо обращается в суд, оспаривая ненормативный акт (действия или бездействие должностных лиц), в отношении которого не было принято решение по жалобе (апелляционной жалобе) в установленный срок.
В соответствии с п. 8 ст. 101 и п. 9 ст. 101.4 и ст. 138 НК РФ ненормативные акты инспекции, а также действия и бездействие ее должностных лиц теперь могут быть обжалованы только в вышестоящем налоговом органе. В связи с этим возможность обжалования вышестоящему должностному лицу исключена (подп. "а" п. 1 и п. 3 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ).
В п. 1 ст. 138 НК РФ появились определения понятий: жалоба и апелляционная жалоба. И жалоба, и апелляционная жалоба представляют собой обращение в налоговый орган, если лицо считает, что его права нарушены решением или иным ненормативным актом налогового органа либо действиями (бездействием) его должностных лиц. Жалоба подается на вступившие в силу ненормативные акты налогового органа (действия или бездействие его должностных лиц), а предметом апелляционной жалобы является обжалование не вступившего в силу решения о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке ст. 101 НК РФ, за исключением (согласно п. 4 ст. 139.1 НК РФ) решения, вынесенного ФНС России.
Форма и содержание жалобы, в том числе апелляционной, установлены в ст. 139.2 НК РФ. Жалоба должна быть подана в письменной форме и подписана либо заявителем, либо его представителем. В жалобе указываются сведения о заявителе и о налоговом органе, акты или действия (бездействие) должностных лиц которых обжалуются, а также предмет жалобы, основания, по которым заявитель считает свои права нарушенными, и его требования (п. 2 ст. 139.2 НК РФ). Кжалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы заявителя (п. 5 ст. 139.2 НК РФ).
Жалоба (апелляционная жалоба) подается через налоговый орган, чей ненормативный акт или действия либо бездействие должностных лиц обжалует заявитель. Указанный налоговый орган в течение трех дней должен направить саму жалобу и материалы по ней в вышестоящий орган (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
С 3 августа 2013 г. срок вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) составляет один месяц со дня вручения налогоплательщику указанного решения (п. 9 ст. 101 НК РФ).
Способы передачи решения. Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение должно быть вручено налогоплательщику под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения документа указанным лицом или его представителем. Если такое вручение невозможно, то решение направляется по почте заказным письмом. Письмо направляется по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или по месту жительства физлица. Ранее в Налоговом кодексе РФ не было установлено, по какому адресу налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) инспекция должна отправить решение.
Лицо считается получившим решение в случае отправки его почтой - на шестой день с даты отправки.                                                       
               РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
Копия решения, которое принято в результате рассмотрения материалов налоговой проверки, должна быть вручена налогоплательщику (его представителю). Основание - п. 9 ст. 101 НК РФ.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ внесены изменения в п. 9 ст. 101 НК РФ. В частности, по новым правилам при отсутствии возможности вручить решение налогоплательщику оно направляется ему по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления письма (пп. "в" п. 38 ст. 1 Закона N 229-ФЗ, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Указанные поправки вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 229-ФЗ (опубликован в "Российской газете" 2 августа 2010 г.). Нововведения применяются при вручении решений, которые вынесены по итогам налоговых проверок, начавшихся в период действия указанного Закона. Если проверка началась раньше, то к ее проведению и оформлению результатов будут применяться правила ранее действовавшего законодательства (ч. 1, 11 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).
Отметим, что ФНС России утвердила Порядок представления налогоплательщикам документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (Приказ ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/169@). В число документов, на которые распространяется указанный Порядок, входит решение по итогам налоговой проверки. Стоит учитывать, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможность передачи решения в электронной форме (п. 9 ст. 101 НК РФ).
Полагаем, что обязанность налогового органа выдать налогоплательщику решение, вынесенное по итогам проверки, будет считаться исполненной в момент его вручения (направления по почте).

До вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ налоговики обязаны вручить копию решения налогоплательщику лично под расписку либо другим способом, позволяющим четко установить точную дату получения (п. 13 ст. 101 НК РФ). Иными словами, налоговики должны получить доказательства того, что налогоплательщик имеет копию решения на руках.

Такое требование закона связано с тем, что срок, по истечении которого решение вступает в силу, исчисляется с даты фактического получения решения налогоплательщиком (п. 9 ст. 101 НК РФ). С этого же момента рассчитывается и срок на апелляционное обжалование (п. 2 ст. 101.2 НК РФ)

При личном вручении копии налогоплательщик ставит дату и расписывается в ее получении на оригинале решения (Приложения N N 12 и 13 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@).
Другой распространенный способ вручения, который обеспечивает налоговиков доказательствами получения копии решения налогоплательщиком, - направление решения по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Очевидно, что при вручении под расписку решение считается врученным на дату, которую налогоплательщик (его представитель) поставил на его оригинале, когда получал копию. С этого момента и начинает исчисляться срок для вступления решения в силу, а также срок на его апелляционное обжалование.

До вступления в силу вышеуказанных изменений велись споры о том, с какого момента решение, направленное по почте, считается врученным.

Законодатель определил: в случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. (п.9 ст. 101 НК РФ)

            СРОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД

Заявление о признании решения налогового органа недействительным (действий его должностных лиц незаконными) может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Таким днем, как правило, является день принятия процедурного решения или совершения действия. Но налогоплательщик может узнать о нарушении прав и позже.

Следует иметь в виду, что трехмесячный срок на судебное обжалование исчисляется по правилам ст. ст. 113, 114 АПК РФ.
Указанный срок может быть восстановлен судом. Но только если он сочтет, что пропуск срока произошел по уважительной причине (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Обратите внимание, что срок на обжалование в суд совпадает со сроком обжалования в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Примечание
О сроке для обжалования процедурных решений и действий налоговых органов в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) см. разд. 25.1.1.2 "Срок подачи жалобы".

Так, согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8815/07, срок подачи заявления в арбитражный суд подлежит применению с учетом положений Налогового кодекса РФ. Этот срок не должен рассматриваться как препятствие для реализации права на досудебное обжалование.
По мнению Президиума ВАС РФ, срок, который предусмотрен ч. 4 ст. 198 АПК РФ, исчисляется с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом. Максимальная величина данного срока составляет один месяц и 15 рабочих дней (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 140 НК РФ).
Если же вышестоящий налоговый орган не принял решения по жалобе в установленный в п. 3 ст. 140 НК РФ срок (либо не известил должным образом о принятом решении) и налогоплательщик пропустил срок подачи соответствующего заявления в суд, это является основанием для восстановления срока.
Данное Постановление Президиума ВАС РФ вынесено в связи с обжалованием решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Вместе с тем, по нашему мнению, его выводы справедливы и для случаев обжалования процедурных решений и действий налоговых органов. Некоторые арбитражные суды поддерживают такой подход (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2010 N А42-2533/2010).
Однако есть и другая точка зрения. Иногда судьи не соглашаются с тем, что срок для обращения в суд исчисляется с момента истечения срока рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом. А ссылку на Постановление Президиума ВАС РФ они признают ошибочной, если обязательное обжалование в вышестоящий налоговый орган не предусмотрено нормами Налогового кодекса РФ (Постановление ФАС Московского округа от 28.10.2010 N КА-А41/11758-10).
 
                                       СРОК ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ
Жалоба на процедурные решения и действия должностных лиц налогового органа, который проводит налоговую проверку, подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Что касается процедурных решений, то на практике три месяца отсчитываются, как правило, от даты ознакомления с решением или даты получения его по почте. Однако случается, что о решении налогоплательщик узнает из акта налоговой проверки, на рассмотрении материалов проверки или вовсе из решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности.
О нарушении своих прав действиями налоговиков налогоплательщик также может узнать как непосредственно при совершении этих действий, так и позже.
В последнем случае три месяца следует отсчитывать от даты получения информации о решении (действии).
В то же время если вы, к примеру, узнали о незаконных действиях налоговиков из итогового решения по проверке, а могли узнать еще из акта проверки, от получения которого уклонялись, то не исключено, что вышестоящий налоговый орган рассчитает срок обжалования начиная с шестого дня после направления вам акта налоговой проверки по почте. Основание - п. 5 ст. 100 НК РФ.
Окончание срока приходится на соответствующее число третьего месяца считая со дня, когда вы получили или должны были получить информацию о решении (незаконном действии). Имейте в виду, если в третьем месяце нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца. А если последний день срока приходится на выходной день, то жалобу можно будет еще подать до 24 часов первого следующего за этим рабочего дня (п. п. 5, 7 ст. 6.1 НК РФ).

1.Апелляционная жалоба может быть подана в течение года на вступившее в законную силу Решение. В то же время, срок для обжалования в судебном порядке   установлен в три месяца со дня вступления решения в законную силу.


1

8 (499) 40-999-33











© 2014 Амасьянц Эдуард Акопович 8(499)40-999-33, 8(925)504-81-90, Email: eduard@amasyants.ru