Почетный адвокат России, лауреат Золотой медали им.Ф.Н.Плевако адвокат Амасьянц Э.А. Все виды юридической помощи в области российского и международного права. Ведение уголовных и гражданских дел любой сложности. Защита и представительство в суде.Телефон горячей линии адвоката: +7(495)504-81-90
 


Свидетель по уголовным делам

Свидетель по уголовным делам
Защита прав потерпевших
Гарантии свидетелю в уголовном процессе
Памятка свидетелю по уголовному делу
Свидетель в уголовном деле
Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений
ДОПРОС СВИДЕТЕЛЯ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
Адвокат свидетеля по уголовному делу
Как правильно написать и подать заявление о преступлении
Допрос свидетеля адвокатом
Свидетель защиты
Десять правил опроса свидетелей

 

                                Памятка свидетелю по уголовному делу

     

Проблемы государственной защиты свидетелей

Гражданским долгом любого гражданина, является право и обязанность дать показания об обстоятельствах свидетелем которых он стал, так как этого требуют интересы правосудия, затрагивающие широкий спектр прав и свобод человека, законные интересы физических и юридических лиц. От добросовестного поведения свидетеля зависит установление истины при осуществлении правосудия, его объективное, всестороннее и полное рассмотрение.

Свидетелем в соответствии с законом - является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний (ст. 56 УПК РФ). Свидетелем является лицо, располагающее сведениями о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела (ст. 56 АПК РФ).

Очевидно, что процедура процессуального оформления, участие в допросах, занятие как минимум обременительное, а как максимум опасное. Но противодействие преступности и построение правового государства требуют настойчивости смелости и терпения от российских граждан. Проблема правого обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших и других лиц, содействующих правосудию, стали причиной принятия Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью от 29.11.1985 (Резолюция 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН). Это событие стало вехой в развитии международного законодательства в отношении государственной защиты свидетелей и потерпевших.  Организация Объединенных Наций  потребовала от государств членов принять все необходимые меры к "минимизации неудобств для свидетелей и жертв преступлений, охраны их личной жизни и обеспечения их безопасности, а также безопасности их семей и свидетелей с их стороны и их защиты от запугивания и мести". Для достижения этих целей в России был принят был Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Закон функционирует на сегодняшний день более пяти лет. Согласно статистическим данным,за время действия государственной программы "Обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы", правоохранительными органами в 2006 - 2008 гг. преимущественно применялись следующие меры безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества и обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице. Государственная защита в большинстве случаев 63,2% применялась к свидетелям, реже - потерпевшим 23%, еще реже к подозреваемым и обвиняемым 3,12%. Меры государственной защиты применены до возбуждения уголовного дела в 1079 случаях, среди которых абсолютное большинство - это обеспечение конфиденциальности защищаемого лица.

Разработана и действует вторая государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы". Защитой участников уголовного судопроизводства занимается подразделение полиции, созданное в структуре МВД РФ, - Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Кроме того, образована комиссия Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы.

Время идет, но печальные цифры того, что  более 2,5 млн. свидетелей и потерпевших по тем или иным давлением меняют показания, остаются. Ежегодно в России в ходе расследования уголовных дел гибнут от 5 до 8 свидетелей преступлений. На недостатки в сфере обеспечения безопасности указывал в своем послании и Президент Российской Федерации Д.А. Медведев. Так, по его словам, "правоохранительная и судебная системы должны обеспечивать действенную защиту нуждающихся лиц...".

 Неэффективность расходования бюджетных средств, несовершенство законодательства, низкая продуктивность служебной деятельности должностных лиц правоохранительной системы и суда имеют широкий спектр недоработок. Которые мы проанализируем.

Меры государственной защиты применяются редко. Вторая Государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы", предусматривает за 5 лет ее действия применение мер защиты в отношении 10 тысяч участников уголовного судопроизводства.  При том, как отмечается в самой Программе на 2009-2013г., за 5 лет только по особо тяжким преступлениям около 50 миллионов человек выступают в качестве свидетелей и потерпевших и каждый пятый из них получает угрозы с целью изменения либо отказа от представляемых доказательств. То есть, применение мер государственной защиты происходит в  намного меньших случаях, чем 0,5% от общего количества нуждающихся подзащитных. На выполнение программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы" из федерального бюджета выделяется более 1 млрд. 603 млн. рублей. На временный переезд свидетелей – более 875 млн. рублей. Еще свыше 260 млн. рублей планируется затратить на переселение свидетелей и потерпевших.3,2 млн. рублей пойдет на замену документов и почти 10 млн. – на изменение внешности. На личную охрану, охрану жилища и имущества свидетелей и потерпевших обещают выделить более 130 млн., на приобретение специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности – более 195,5 млн. рублей. На меры социальной поддержки свидетелей пойдет более 24 млн. рублей. То, что все деньги будут потрачены сомнений не вызывает, сомнения вызывает отсутствие качественных изменений и как следствие надлежащего контроля за расходованием средств.

Проблем защиты свидетелей, если учитывать латентную преступность, реально гораздо больше. По данным ВНИИ МВД России, 60 процентов граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, в том числе и потому, что не имеют доказательств совершения преступления, зная о заведомом уклонении и нежелании свидетелей давать показания. Большинство из которых боится мести преступников, знает о значительной коррупции правоохранительных органов, и  не верит в эффективность мер государственной защиты. По данным опроса почти 90% свидетелей ответили, что в случае угрозы их жизни или здоровью откажутся от дачи показаний или дадут ложные показания. Нередко угроза исходит и от сотрудников правоохранительных органов.

Государственной защите подлежат только участники уголовного судопроизводства (ст. 2 ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства").В условиях рыночной экономики, гражданские дела и арбитражные споры связаны с разделом огромных средств, под час, в такого рода делах, решается судьба градообразующих и стратегических  предприятий несущих большую социальную и стратегическую безопасность для страны. Рассмотрение гражданских дел часто связано с давлением, подкупом и убийством свидетелей и представляющих интересы противной стороны адвокатов. Рейдерские захваты в основе своей имеют гражданско-правовой спор, давление на свидетеля угрозы и подкуп обычное явление, возможность государственной защиты свидетеля по гражданским и арбитражным спорам, не регламентирована законом. Представляется, что необходимо расширить Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" предоставив возможность государственной защиты для свидетелей по гражданским делам, принимаемой по решению суда.

В соответствии с государственной программой "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 г." Российские суды должны оснастить мобильными комплексами для защиты свидетелей. Мобильный комплекс состоит из двух подсистем, одна из которых устанавливается в изолированном помещении по месту нахождения свидетеля, другая – в зале судебных заседаний. В каждой подсистеме – компьютер с веб-камерой, микрофон и пульт управления. Свидетель через монитор компьютера слышит и видит все, что происходит в зале заседания, свидетеля видит только судья, остальные участники процесса слышат измененный голос. Аппаратная система искажения речи работает в режиме реального времени, при этом разборчивость и смысл слов не теряются. Суды, оборудованные подобными системами, большая редкость. За три года действия второй государственной программы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, к примеру, первые три комплектамобильного комплекса защиты свидетеля, в порядке эксперимента в начале 2011 года Судебный департамент при Верховном Суде РФ  направил в Управление Судебного департамента по Костромской области. Для судов Костромской области три комплекта, экзотическая капля в море. Пока это больше прогрессивное и перспективное пожелание.

Сегодня если меры безопасности и применяются к свидетелям, то они носят разовый характер, а не являются систематическими. В большей степени это относится к тем, которые требуют значительных затрат и усилий.  Отсутствует четкий механизм переселения свидетелей в неопасное место жительства, возможность изменения внешнего вида пока красивая декларация. Для осуществления реальной защиты и применения всех мер безопасности предусмотренных законом необходимы соответствующие изменения в пенсионное, трудовое, жилищное, медицинское законодательства которые в полной мере еще не произведены. Законодательные пробелы существенно осложняют применение таких мер безопасности, как замена документов потерпевших, изменение внешнего вида, изменение их места работы, переселение их в другое место жительства. Так что пока, в место изменения внешнего вида накладывают грим и клеят фиктивные усы, а вместо переселения на новое место жительства, Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД РФ, отработали не регламентированные законом фиктивные похороны. Организовывают, вынос трупа из квартиры, опознание в морге, могильное надгробье, готовят свидетельство о смерти, даже слезы на поминках. А дальше ходи в парике с накладной бородой, что дешево и сердито, но проблема безопасности не решена.

Грешит законодательство о государственной защите пробельностью и неопределенностью норм. Как пример, при необходимости обеспечить безопасность свидетеля, следователь вправе… (ч.9 ст.166 УПК РФ). Обтекаемые неопределенные выражения процессуального закона, в тех моментах, где разговор идет о жизни и смерти, где промедление недопустимо. Государственная защита, обеспечение безопасности свидетеля не право, а обязанность должностного лица, неисполнение которой должно влечь, в том числе и ответственность. Как следствие, необходимо заменить термин «вправе» на «обязан» в ч. 9 ст. 166 УПК РФ.

 

Осуществление мер государственной защиты возлагается на шесть различных ведомств: на органы внутренних дел РФ; органы федеральной службы безопасности; таможенные органы и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению; а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством осуществление отдельных мер безопасности (ст.3 ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»). Отсутствие единого органа приводит к отсутствию единого подхода, единой стратегии и тактики осуществления защитных мероприятий. Нет единой системы подготовки сотрудников их специализации. В отношении защищаемого лица могут применяться одна или одновременно несколько мер безопасности. В Федеральном законе N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" статья 6, таких мер девять:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

4) переселение на другое место жительства;

5) замена документов;

6) изменение внешности;

7) изменение места работы (службы) или учебы;

8) временное помещение в безопасное место;

9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

 Для проведения мер безопасности сотрудникам, обеспечивающим государственную защиту, необходим специальный опыт, психологические знания и подготовка для работы со свидетелями преступлений и членами их семей.

Осуществление мер безопасности в основном, возлагается законом на правоохранительные органы ведущие расследование и оперативно-розыскное сопровождение следственных действий. Государственная защита осуществляется как процессуальных участников стороны обвинения, так и стороны защиты - процессуальных противников, что дает двойственное отношение к подзащитным. В свое время, ведомственная заинтересованность была одной из самых веских оснований перевода системы исполнения наказаний из МВД РФ к Министерству юстиции, не имеющему функций расследования преступлений и собственных интересов по отношению к подозреваемым обвиняемым, содержащимся под стражей. Так же  "палочная" система отчетности российского следствия – когда сегодня нужно раскрыть больше преступлений, чем вчера, приводит к существенным нарушениям и, в том числе, оказывает давление на качество государственной защиты. Не редки случаи давления именно со стороны сотрудников правоохранительных органов. К примеру, во время расследования уголовного дела в отношении бывшего майора милиции Евсюкова, свидетели обращались с заявлением о давлении и угрозах со стороны работников милиции, во время рассмотрения уголовного дела в отношении бывшего префекта ЮАО Юрия Буланова свидетели попросили государственную защиту от сотрудников ФСБ РФ и т.д.

Для успешного и эффективного решения поставленных задач по защите свидетелей и иных лиц необходим единый специализированный правоохранительный орган, отвечающий за обеспечение мер защиты, подготовку профессиональных кадров, способных на высоком профессиональном уровне выполнять поставленные перед ними задачи. Государственной защитой должно заниматься ведомство, не имеющее функций расследования преступлений, возможный вариант - служба судебных приставов Министерства юстиции России. Как, к примеру в США, реализацией мер государственной защиты занимается одно специализированное ведомство – Федеральная Служба судебного исполнения США (Маршальская служба Соединенных Штатов Америки).

 

Как показывает мировой опыт, в условиях рыночной экономики, эффективны законодательно закрепленные меры финансового стимулирования института государственной защиты. Закон США "О защите жертв и свидетелей" (VictimandWitnessProtectionActof1982) признает, что без взаимодействия правоохранительных органов и суда со свидетелями преступлений система правосудия не может надлежащим образом функционировать. В соответствии с этим Законом лицам, которые помогли следствию и суду раскрыть преступление и разоблачить виновных, предоставляется возможность получить материальное вознаграждение в размере четверти стоимости имущества лица, которого они разоблачили, в размере до двухсот пятидесяти тысяч долларов.

За угрозы или принуждение свидетеля к даче ложных показаний практически во всех зарубежных странах предусмотренные санкции гораздо строже, нежели в России. В соответствии с параграфом 1512 Закона США "О защите жертв и свидетелей"  за запугивание или покушение на запугивание свидетеля предусмотрено лишение свободы до 10 лет и штраф 250 тыс. долларов.

 

Отдельный вопрос психологической уязвимости свидетеля.  Как правило, свидетель стал очевидцем кровавого, страшного зрелища: преступления, теракта, катастрофы, которое приходится в деталях тонкостях и нюансах вспоминать переживать каждый допрос. Неслучайно  согласно Рекомендации 24 Заключительного сообщения "О защите свидетелей в системе правосудия" (Организация Объединенных Наций, Вена, 22 - 24 сентября 2005 г.) число допросов уязвимых свидетелей должно быть ограничено. Власти, поддерживающие расследование и свидетелей, должны регламентировать процесс допроса с целью уменьшить до минимума число допросов и явок, чтобы свидетель снова не переживал травмирующие обстоятельства. Многократное пересказывание событий в период предварительного расследования и судебного следствия может повторно травмировать свидетеля. Чтобы в дальнейшем избежать травмы, количество допросов должно быть ограничено до минимума или возможно его записать один раз перед судом, а затем предъявлять по необходимости.  К сожалению, российская правоохранительная система и суд грешат черствостью и пренебрежительным отношением к участникам процесса и не учитывают в своей работе подобного рода важные международные рекомендации. Российское законодательство не регламентирует с позиции разумности и бережного отношения к свидетелю, количество допросов.

Общеизвестна недопустимая, но распространенная практика допроса обвиняемого подозреваемого в начальной стадии следствия, в качестве свидетеля. Недопустима подобная практика, в виду законодательно закрепленной возможности обвиняемого подозреваемого не давать или давать ложные показания и запрет под страхом уголовной ответственности подобного для свидетеля. Не уютность процессуального статуса «свидетель» и каждого похода к следователю, желание избежать этого любыми способами, когда неясно, чем это для вас закончится.

 Серьезный вред институту государственной защиты свидетеля наносит циничное, небрежное, равнодушное отношение сотрудников выполняющих функции охраны и защиты. Должностные лица несут персональную уголовную, административную ответственность (ст.25ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"). Государство несет материальную ответственность за действия бездействие причинившее вред. За всю историю применения закона о государственной защите с 2004 года эта норма не применялась, хотя фактов причинения вреда было достаточно. Впервые 17.03.2011 года на Олега Федорова находящегося под защитой государства в рамках программы защиты свидетелей было совершено нападение — двое в масках подкараулили бизнесмена у дверей офиса в Яковлевском переулке г. Санкт-Петербурга. Фёдорову удалось чудом отбиться от преступников. Спустя час на место происшествия прибыли сотрудники управления государственной защиты. Абсолютно обоснованно Олег Фёдоров решил обратиться в суд, обжалуя бездействия сотрудников полиции. Решение, которое вынесет суд, будет прецедентом. Ранее участники программы государственной защиты свидетелей ни когда не отстаивали свои права в суде.

Американское законодательство о государственной защите жертв и свидетелей, предусматривает широкий спектр взаимодействия должностных лиц и подзащитных и после вступившего в законную силу приговора. Соответствующее положение может быть воспринято в виде дополнения Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" российского уголовного и уголовно-исполнительного закона, для того чтобы защищаемый имел право на немедленное уведомление со стороны  должностных лиц о побеге осужденного, о переводе его в другую тюрьму или лечебное учреждение, при условно-досрочном освобождении от наказания и освобождении осужденных по отбытию срока наказания.

Влияние негативных социальных факторов на сферу общественных отношений приобрело системный характер. Законодательные недоработки  усугубляются коррупцией. Качество государственной защиты могло бы значительно улучшиться, если сведения о защищаемых лицах, и принятых в отношении их мерах безопасности относились к государственной тайне, с вытекающей более серьезной ответственностью для должностных лиц за коррупционное, как правило, разглашение сведений. К примеру. Государственную тайну составляют сведения об используемых или использованных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих (оказывавших) им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике и финансировании проведения оперативно-розыскных мероприятий (Закон РФ от 21.07.93 "О государственной тайне"; ФЗ 12.08.95 "Об оперативно-розыскной деятельности"). И как следствие. Разглашение государственной тайны лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены - наказывается  лишением свободы на срок до четырех.. Ч.2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет (Ст. 283 УК РФ). 

 

              55f2df581c70.gif

 

 С каждым годом  увеличивается межгосударственное общение, упрощается визовое обеспечение, глобализация экономики усиливается влияние организованных и транснациональных преступных групп, что еще больше усугубляет проблему в сфере защиты свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Часто свидетелями преступлений  в России становятся иностранные граждане. В соответствии с ч. 1 ст. 453 УПК РФ следователь в рамках уголовного дела при необходимости производства следственных и иных процессуальных действий на территории иностранного государства выносит запрос о правовой помощи правоохранительными органам требуемой страны. Следователь так же вправе обратиться к компетентным органам иностранного государства с запросом о правовой помощи, для применения мер безопасности, об осуществлении государственной защиты. Соответственно в тех случаях, когда есть соответствующее межгосударственное соглашение. Позитивной примером, явилась ратификация Россией Соглашения о защите участников уголовного судопроизводства стран СНГ[5]. Соглашение в 2006г. подписали представители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Украины, (Соглашение не подписано представителями Грузии, Молдавии, Туркмении и Узбекистана). России необходимо активизировать деятельность в части расширения круга государств заинтересованных в цивилизованных формах судопроизводства, с позиции защиты прав и свобод человека. Так, к примеру, представители правоохранительных органов десяти стран Балтии и других стран Северной Европы (Германии, Дании, Исландии, Латвии, Норвегии, Польши, России, Финляндии, Швеции, Эстонии) обсуждали создание единой системы защиты свидетелей[6], к сожалению пока действенных соглашений для России не принято.

 

Меры стимулирования и устранения пробельностей законодательства так же должны касаться и свидетеля. Каждый свидетель имеет право на юридическую помощь и любой юрист на вопрос как уклонится от опасной и неприятной процедуры допроса, ответит: не содержит наказания уклонение от допроса, может наступить только процессуальную ответственность (ст.11 УПК РФ). Уголовная  статья 308 «Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний», содержит только формальное наказание; штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Обязательные работы. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления, которые
отказываются исполнять этот вид наказания надлежащим образом со ссылкой на отсутствие прямого упоминания в законе от 06.07.1991 №1550-1 "О местном самоуправлении в РФ", также имеет место отсутствие у органов местного самоуправления подведомственных предприятий, инфраструктуры и штата сотрудников, на которых было бы возможно исполнение обязательных работ – наказание не работает.

Исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления. В условиях рыночной системы достать справку с фиктивного места работы легко, и те же проблемы с органами местного самоуправления – наказание не работает.

Арест, но так как арестных домов не построили мера наказания в России – не работает.

Штраф или денежное взыскание как мера наказания и мера процессуального принуждения за уклонение. Суммы небольшие не дисциплинирующие и не наказывающие, так же, как правило, включающиеся в размер вознаграждения за противоправное поведение в виде уклонения от свидетельских показаний либо, отказа от них. 

Формально ответственность за отказ от дачи свидетельских показаний есть, реально нет. Юридическое принуждение – угроза и реальность применения санкции является механизмом регулирования поведения человека, принуждения обеспечивают такое поведение личности, которое соответствует официально признанным нормам и системе ценностей с учетом стабильности функционирования общества как динамично развивающейся системы. Принуждение к соблюдению юридических норм оправданно и справедливо, если законодательство последовательно, четко и выражает идеи защиты прав и свобод человека. Законность как политико-правовой порядок демократического государства предполагает такой характер отношений власти с человеком, при котором поведение строится на основе права. Юридическая ответственность за ее неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения.

Обязанность, не закрепленная ответственностью, за невыполнение этой обязанности, остается декларацией. Теряется вера не только в закон, но и в способность государства разрешать вопросы социально-экономической и политической жизни.Противодействие преступности нарушающей права и свободы человека и гражданина, конституционный строй Российской Федерации обязанность не только должностных лиц судебной и правоохранительной системы, но и каждого гражданина России.

В уголовном праве должна быть закреплена обязанность свидетеля давать показания, сообщать все известное им по делу и ответить на поставленные вопросы, содержащая реальное наказание за неисполнение этого обязательства. Представляется необходимым внесение поправок в ст. 308 УК в части первой существенно увеличить штраф, ввести уголовную ответственность за злостное  уклонение от дачи показаний. Статью 308 УК РФ  дополнить частью второй, за отказ от дачи показаний по особо тяжким уголовным преступлениям с лишением свободы на срок до пяти лет.

Декреминализировать ответственность за отказ от дачи свидетельских показаний при отсутствии своевременной государственной защиты свидетеля вплоть до ее надлежащего наступления. Такая поправка должна быть внесена в ст. 308 УК РФ и ст. 42 УПК РФ.

 

Актуальный, в особенности сегодня, институт государственной защиты свидетелей потерпевших и иных участников судебного процесса. Россия одна из самых коррумпированных и криминальных стран мира. Для перехода к инновационной экономике, к цивилизованному правовому государству, необходимо вылечить образовавшиеся за время переходного периода язвы. Активный, защищенный свидетель одна из ключевых процессуальных фигур справедливого и оперативного судопроизводства. Принят закон, принята Программа, но дьявол всегда прячется в мелочах и эти мелочи необходимо своевременно урегулировать. Мое мнение, не истина в конечной инстанции, скорее всего охвачен не весь спектр недоработок и пробельностей. Предлагаю полемику по этой, как мне видится, серьезной и злободневной проблеме.

      Вас вызвали к следователю на допрос в качестве свидетеля? Перед тем, как Вы придете на допрос к следователю, Вам необходимо ознакомиться с правилами проведения допроса, а также правами и обязанностями свидетеля.  Действия следователя, нарушающие правила проведения допроса и права свидетеля, являются незаконными.

Правила проведения допроса. Законом установлены следующие правила проведения допроса:

1)  свидетель вызывается на допрос повесткой;
2)  перед началом допроса следователь обязан разъяснить Ваши  права, ответственность, а также порядок производства допроса;
3)  в ходе допроса недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в нем лиц;
4)  в ходе допроса запрещено задавать наводящие вопросы; 
5)  допрос не может проводиться в ночное время (с 22.00 часов до 06.00 часов);
6)  допрос не может длиться непрерывно более 4 часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи, причем общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов
7)  ход и результаты допроса отражаются в протоколе. После окончания допроса протокол предъявляется допрашиваемому лицу для прочтения либо по его просьбе оглашается следователем, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Ходатайство допрашиваемого лица о дополнении и об уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению. 

   Права и обязанности свидетеля. Свидетель является участником уголовного судопроизводства и, соответственно, имеет определенные права и обязанности. 
Свидетель вправе:
1)    отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (супруги) и других близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки);
2)    являться на допрос с адвокатом;
3)    давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;
4)    пользоваться помощью переводчика бесплатно;
5)    заявлять отвод переводчику, участвующему в его допросе;
6)    пользоваться в ходе допроса документами и записями;
7)   заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействия) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;
8)    ходатайствовать о применении мер безопасности.

Свидетель не вправе:
1)    уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд (в случае уклонения от явки без уважительных причин свидетель может быть подвергнут приводу);
2)    давать заведомо ложные показания либо отказаться от дачи показаний (за дачу заведомо ложных показаний либо отказ от дачи показаний свидетель несет ответственности в соответствии со статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации);
3)   разглашать данные предварительного следствия, ставшие ему известными  в связи с участием в производстве по уголовному делу, в случае если он был об этом заранее предупрежден (за разглашение данных предварительного расследования свидетель несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля. Лицо, не достигшее возраста 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова на допрос допускается лишь в случае, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела. Допрос свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя и допрос свидетеля в возрасте от 14 лет до 18 лет проводятся с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель. Свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.  Данным свидетелям указывается на необходимость говорить правду.


1

8 (499) 40-999-33











© 2014 Амасьянц Эдуард Акопович 8(499)40-999-33, 8(925)504-81-90, Email: eduard@amasyants.ru