Для квалификации действий посредника в сбыте или в приобретении наркотических средств как пособника таким действиям не имеет значения, совершил ли он эти действия за вознаграждение или нет, получил ли он в качестве вознаграждения деньги либо наркотическое средство, когда возник вопрос о вознаграждении, до совершения посреднических действий либо после этого, а также от кого (приобретателя либо посредника) исходила инициатива вознаграждения.
6. В судебной практике имеются трудности при квалификации действий виновного по статье 232 УК РФ (организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ).
В пункте 32 постановления Пленума от 15.06.2006 № 14 разъясняются понятия организации притона и содержания притона.
Изучение судебной практики показало, что, несмотря на имеющиеся разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суды не всегда правильно разграничивают действия, связанные с организацией притона и его содержанием.
В большинстве случаев действия виновных заключаются в предоставлении для потребления наркотических средств своих квартир (отдельных помещений - кухонь, комнат, ванных комнат), подручных средств, имеющихся в квартирах («утвари»); в оказании помощи в приготовлении наркотических средств; в производстве «охраны» помещения (запирание дверей); в уборке помещения после потребления наркотика и т.п.
Для правильной уголовно-правовой оценки содеянного необходимо иметь в виду следующее.
Под притоном в отношении статьи 232 УК РФ исходя из материалов судебной практики понимается жилое или нежилое помещение (дом, квартира как целиком, так и в части, сарай, гараж, развлекательное заведение и т.п.), в котором осуществляется потребление, возможно, и изготовление для последующего потребления наркотических средств лицами, не являющимися владельцами, пользователями на договорных основаниях данного помещения, не проживающих в данном помещении на иных законных основаниях.
При этом факт проживания виновного в помещении, признанном притоном, на квалификацию его действий не влияет. Он может получить возможность использовать помещение в качестве притона в силу различных обстоятельств: на основании свидетельства о собственности, договора найма, аренды помещения, он может состоять в родственных или близких отношениях с владельцем помещения, использовать в силу должностных полномочий помещение, принадлежащее юридическому лицу, и т.п.
Организация притона заключается в подыскании помещения, приобретении или получении в пользование по договору найма жилого или нежилого помещения, кроме того, далее возможно приспособление такого помещения (ремонт, обустройство помещения различными приспособлениями) в целях последующего использования другими лицами для потребления наркотических средств.
Использование уже имеющегося у виновного помещения (например, собственной квартиры) для потребления наркотических средств является организацией притона только в том случае, если лицо осуществило целенаправленные конкретные действия по приспособлению такого помещения под притон (произвело ремонт, переделало помещение, оборудовало его вытяжными, вентиляционными системами, установило в нем технику, приборы, приспособления для приготовления и потребления наркотических средств, технику для обеспечения «безопасности» и конспирации клиентов, мебель и т.п.).
Под содержанием притона понимаются умышленные действия лица по использованию помещения, приобретенного, отведенного и (или) приспособленного им для потребления наркотических средств другими лицами. Таким образом, содержание притона - это действия по поддержанию функционирования (использования) данного помещения. Они могут заключаться в следующем: в оплате расходов, связанных с существованием притона либо эксплуатацией помещения, регулировании посещаемости, информировании заинтересованных лиц о существовании притона, обеспечении охраны, привлечении лиц для изготовления наркотических средств, предоставлении посуды, компонентов (лекарственных средств, бытовой химии, пищевой соды, уксусной эссенции и т.п.), техники, приборов, приспособлений для потребления и приготовления наркотических средств, обеспечении лиц медицинскими шприцами, жгутами и т.п., уборке помещения после приготовления и употребления наркотических средств и т.п.
Деятельность по содержанию притона может следовать как за действиями по организации притона, так и осуществляться без предшествующих организационных действий.
К действиям по содержанию притона при отсутствии целенаправленных организационных действий можно отнести случаи, когда виновный предоставляет лицу(-ам), не проживающему в данном помещении на законных основаниях, для потребления наркотических средств уже имеющееся у него помещение в целом или его часть, также он может и проживать в этом помещении. Но в отличие от действий по организации притона в данном случае приспособление помещения для потребления наркотических средств носит незначительный, ограниченный или временный характер. Например, кухня (плита, посуда) или ванная комната используются хозяином квартиры по прямому назначению и временно, когда приходят «клиенты», приспосабливаются для потребления, приготовления наркотических средств.
1. Преступления, предусмотренные комментируемой статьей, в УК РСФСР были предусмотрены ст. 224. Однако в настоящем Кодексе редакция ст. 228 отличается рядом новации. В первую очередь это касается формулирования квалифицирующих признаков преступных деяний, а также введения ответственности за незаконные действия с психотропными веществами.
2. Деяния, предусмотренные комментируемой статьей, посягают на законный порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ и здоровье населения. Обязательства контролировать оборот наркотических средств и психотропных веществ и устанавливать ответственность за действия в сфере их незаконного оборота для Российской Федерации вытекают из участия в международных договорах по этим вопросам. На сегодняшний день действуют: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах, Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Эти Конвенции, принятые Организацией Объединенных Наций, были ратифицированы еще Советским Союзом (Протокол 1972 г. к Единой конвенции 1961 г. был ратифицирован Россией 23 ноября 1995 г.).
Важность указанных международно-правовых документов заключается и в том, что в качестве приложений каждая из них содержит определенные перечни (списки, таблицы): Единая конвенция 1961 г. - Списки I - IV, включающие наркотические средства, в том числе препараты, находящиеся под международным контролем; Конвенция 1971 г. - Списки I - IV, куда входят психотропные вещества, также находящиеся под международным контролем; Конвенция 1988 г. - Таблицы I и II, содержащие вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ и потому требующие контроля.
3. Из международных документов вытекает, что любое государство - сторона соответствующей Конвенции обязано иметь меры контроля в отношении средств и веществ, входящих в соответствующие Списки (Таблицы), не слабее, чем предусмотренные на международном уровне. При этом следует отметить, что ст. 39 Единой конвенции 1961 г., ст. 23 Конвенции 1971 г. и ст. 24 Конвенции ООН 1988 г. разрешают их участникам принимать более строгие или суровые меры контроля за соответствующими средствами или веществами, чем предусмотренные данными Конвенциями, если, по мнению стороны, такие меры являются целесообразными или необходимыми для охраны здоровья и благополучия населения либо предотвращения или пресечения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. И в отношении соответствующих списков, издаваемых в Российской Федерации, наша страна воспользовалась этим своим правом.
4. К наркотическим средствам в Российской Федерации относятся вещества синтетического или природного происхождения, в том числе и препараты, а также растения, классифицированные в качестве таковых и включенные в Список наркотических средств, издаваемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности РФ. В международно-правовом смысле к психотропным веществам относятся вещества синтетического или природного происхождения, классифицированные в качестве таковых в Конвенции 1971 г., но исходя из ст. 23 этой же Конвенции в Российской Федерации они включены либо в Список наркотических веществ, либо в Список N 1 сильнодействующих веществ, также издаваемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков (см. комментарий к ст. 234 настоящего Кодекса).
На сегодняшний день в Российской Федерации существует такой порядок: вещества из Списков I - III и частично Списка IV Конвенции о психотропных веществах 1971 г. включены в Список наркотических средств, часть из которых запрещена для применения на людях. Оставшиеся вещества из Списка IV той же Конвенции отнесены к сильнодействующим веществам. Пока отдельного самостоятельного списка психотропных веществ, находящихся под контролем, в России нет. На них распространяются меры контроля (в зависимости от того, в какой Список они включены), установленные соответственно для наркотических средств или для сильнодействующих веществ.
5. Список наркотических средств, издаваемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздравмедпроме РФ, состоит из трех перечней (журнал "Новые лекарственные препараты", 1995, вып. 7,8). Перечень N 1, который по состоянию на 1 августа 1995 г. включает 240 наименований, является сводным, содержащим в себе все средства, являющиеся наркотическими, независимо от того, производятся они в РФ или нет. Перечень N 2 включает в себя те наркотические средства из Перечня N 1, которые разрешены как наркотические лекарственные средства. В Перечень N 3 входят те наркотические средства из Перечня N 1, которые запрещены для применения на людях и не должны включаться в справочники лекарственных средств и рецептурные справочники, Государственную фармакопею и не подлежат производству, экспорту и импорту без особого на то разрешения Постоянного комитета по контролю наркотиков.
К наркотическим средствам - синтетическим или природным, в том числе растениям, - относятся и те, которые после издания указанного Списка решениями Комиссии ООН по наркотическим средствам включены дополнительно в Списки Единой конвенции 1961 г., и те, которые постановлениями Постоянного комитета по контролю наркотиков признаны наркотическими средствами, но еще не включены в Список.
Так, к лекарственным наркотическим средствам относятся амобарбитал, амфетамин, бупренорфин, кодеин, ноксирон, опиум медицинский и др. В Перечень N 3 входят и, следовательно, являются запрещенными для применения на людях и производства, в том числе для посевов и выращивания, героин, каннабис, марихуана, лизергиновая кислота, лист коки, мескалин, метадон, опийный мак, экстракт маковой соломы и др.
Общее понятие "наркотическое средство" является собирательным, включающим вещество (субстанцию) и его препарат (смесь в любом виде, содержащую одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ (и иные добавки, в том числе лекарственные формы), независимо от того, изготовлен ли препарат промышленным либо кустарным способом. Поэтому к наркотическим средствам относятся также препараты, содержащие какое-либо вещество, если конкретный состав данного препарата указан в Списке наркотических средств (например, таблетки кодеина 0,015 г в сочетании с натрием гидрокарбонатом 0,25 г или кодеина 0,01 г, 0,015 г в сочетании с сахаром 0,24 г и др.).
Отсутствие в Списке наркотических средств какого-либо синонима соответствующего наркотического средства не означает, что данное средство, представленное иным синонимом, чем тот, который упомянут в Списке, не является наркотическим средством. Каждое наркотическое средство, как правило, имеет много синонимов, т. е. разных названий, под которыми оно известно в разных странах. Для уточнения, является ли средство под определенным названием, отсутствующим в Списке, наркотическим, следует обращаться за разъяснениями в Постоянный комитет по контролю наркотиков.
6. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении N 2 от 27 апреля 1993 г. "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами" (Бюл. ВС РФ, 1993, N 7) указал, что "для определения вида средств и веществ (наркотическое, сильнодействующее или ядовитое), их названий и свойств, также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические средства, требуются специальные познания" и "суды при рассмотрении дел данной категории должны располагать экспертным заключением, полученным в соответствии с методиками, утвержденными Постоянным комитетом по контролю наркотиков..., а также руководствоваться списками наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, издаваемыми указанным комитетом" (п. 2).
Это означает, что определение наркотических средств (что сохранится и для психотропных веществ, когда их самостоятельный список будет разработан и издан) является формально-юридическим (правовым). Таким образом, при решении вопроса, относится ли конкретное вещество или средство к психотропным или наркотическим, нельзя руководствоваться фармацевтическими (рецептурными) справочниками, а равно пытаться дать характеристику этого вещества или средства как психотропного или наркотического на основании химических либо фармакологических характеристик данного вещества или средства. На правовой характер определения наркотических средств, равно как и сильнодействующих и ядовитых веществ, прямо указал в упомянутом постановлении Пленум Верховного Суда РФ.
7. В ч. 1 и ч. 2 комментируемой статьи установлена ответственность за следующие преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ:
1) незаконное приобретение таких средств или веществ в крупном размере без цели сбыта;
2) незаконное хранение таких средств или веществ в крупном размере без цели сбыта;
3) незаконное приобретение наркотических средств или психотропных веществ в целях сбыта;
4) незаконное хранение наркотических средств или психотропных веществ в целях сбыта;
5) незаконное изготовление наркотических средств или психотропных веществ;
6) незаконная переработка наркотических средств или психотропных веществ;
7) незаконная перевозка наркотических средств или психотропных веществ;
8) незаконная пересылка наркотических средств или психотропных веществ;
9) незаконный сбыт наркотических средств или психотропных веществ.
Незаконность вышеперечисленных действий означает, что они совершены в нарушение установленного порядка законного оборота соответствующих средств или веществ, без получения разрешений на деятельность с ними.
8. Приобретением наркотических средств или психотропных веществ надлежит считать покупку, получение в обмен на другие товары и вещи, взаймы, в дар, в уплату долга, присвоение найденного, сбор дикорастущих конопли и мака или их частей, а также остатков неохраняемых посевов наркотикосодержащих растений после завершения их уборки и т. п.
9. Под хранением следует понимать любые умышленные действия, связанные с нахождением наркотических средств или психотропных веществ во владении виновного (при себе, в помещении, в тайнике и других местах). Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности.
10. Под незаконным сбытом наркотических средств или психотропных веществ понимаются любые способы их распространения, как-то: продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы, введение инъекций другому лицу и т. п.
Об умысле на сбыт могут свидетельствовать как наличие соответствующей договоренности с потребителями, так и другие обстоятельства дела, например значительный объем наркотических средств или психотропных веществ, их приобретение лицом, которое само такие средства не употребляет, и т. п.
Для квалификации действий виновного не имеет значения, предназначались ли наркотические средства или психотропные вещества для реализации на территории Российской Федерации либо других государств.
11. При решении вопроса, совершены ли незаконные приобретение или хранение в крупном размере, судам надлежит исходить не только из количества наркотических средств или психотропных веществ, но и из свойств различных видов соответствующих средств либо веществ по степени их воздействия на организм человека; при этом необходимо учитывать рекомендации, разработанные Постоянным комитетом по контролю наркотиков (см. журнал "Новые лекарственные препараты", 1994, вып. 2; 1995, вып. 5). Так, крупный размер установлен для: марихуаны высушенной - 500 г, невысушенной - 2,5 кг; гашиша (анаши) - 100 г; опия - 50 г; маковой соломы высушенной - 1 кг, невысушенной - 5 кг; героина - 1 г; промедола - 3 г; кокаина - 1 г; кустарно приготовленных препаратов из соломы мака любых видов, содержащих наркотические средства, в частности опий, морфий, кодеин, тебаин, орипавин, в виде водного отвара, инфуза, жидкой вытяжки, настойки - 100 мл; кустарных препаратов из эфедрина - 100 мл.
Если незаконные действия виновного связаны с наркотическими средствами или психотропными веществами разных видов, их размер должен определяться, исходя как из общего количества, так и из суммарной эффективности.
12. Под изготовлением следует понимать любые действия, в результате которых были получены готовые к потреблению наркотические средства или психотропные вещества. Переработка и рафинирование (очистка от посторонних примесей) без соответствующего на то разрешения в целях повышения концентрации наркотика и его наркотического эффекта (психотропного вещества и его эффекта) являются самостоятельным преступлением.
Не является переработкой измельчение маковой соломы, поскольку в данном случае не происходит превращения наркотического средства во что-либо иное для повышения концентрации наркотика.
13. Под перевозкой следует понимать любые умышленные действия по перемещению наркотических средств или психотропных веществ, независимо от способа транспортировки и места хранения незаконно перемещаемых наркотических средств или психотропных веществ. Незаконное перемещение таких средств или веществ через государственную границу следует дополнительно квалифицировать по ч. 2 ст. 188 настоящего Кодекса (контрабанда).
14. Под пересылкой следует понимать незаконное перемещение наркотических средств или психотропных веществ в виде почтовых, багажных отправлений, а равно использование иного способа, при котором транспортировка происходит без участия отправителя.
15. В соответствии с указанным выше постановлением Пленума Верховного Суда РФ не может квалифицироваться как незаконная перевозка хранение лицом во время поездки наркотических средств в небольших размерах, предназначенных для личного потребления. Небольшой размер наркотических средств установлен Постоянным комитетом по контролю наркотиков и составляет для: марихуаны высушенной - 5 г, невысушенной - 25 г; гашиша (анаши) - 1 г; опия - 0,5 г; соломы маковой высушенной - 10 г, невысушенной - 50 г; морфина - 0,03 г; кодеина - 0,2 г., а для героина небольшого размера не установлено в силу опасности данного наркотического средства (см. "Новые лекарственные препараты", 1994, вып. 2; 1995, вып. 5).
16. Действия лица, сбывающего под видом наркотических средств или психотропных веществ какие-либо иные вещества с целью завладения деньгами или имуществом граждан, следует квалифицировать как мошенничество (ст. 159 настоящего Кодекса). Покупатели в этих случаях несут ответственность за покушение на незаконное приобретение наркотических средств или психотропных веществ.
17. Действия, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 настоящей статьи, считаются оконченными с момента их совершения. Так, приобретение окончено, когда соответствующие средства или вещества поступили во владение виновного, для изготовления моментом окончания будет получение готовых к употреблению средств или веществ, а для переработки - получение наркотика или психотропного средства повышенной концентрации. Сбыт соответствующих средств или веществ будет окончен, когда они будут переданы хотя бы одному потребителю.
18. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены квалифицированные виды незаконных приобретения или хранения в целях сбыта, изготовления, переработки, перевозки, пересылки, а также сбыта наркотических средств или психотропных веществ.
19. В ч. 4 ст. 228 предусмотрены особо квалифицированные виды действий в сфере незаконного оборота наркотиков или психотропных средств. К ним относятся совершение деяний, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 настоящей статьи, организованной группой (см. комментарий к ст. 35 настоящего Кодекса) и в отношении наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере. Здесь следует руководствоваться рекомендациями Постоянного комитета по контролю наркотиков, которые на сегодняшний день отсутствуют, поскольку данное квалифицирующее обстоятельство появилось только в настоящем Кодексе.
20. В ч. 5 комментируемой статьи устанавливается ответственность за нарушение правил, регулирующих законный оборот наркотических средств или психотропных веществ (производство, изготовление, переработка, хранение, учет, отпуск, реализация, продажа, распределение, перевозка, пересылка, приобретение, использование, ввоз, вывоз, уничтожение), совершенное лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил. Предметом ч. 5 данной статьи являются также вещества, инструменты или оборудование, используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ и находящееся под специальным контролем.
21. Вышеназванные правила на сегодня установлены в подзаконных нормативных правовых актах соответствующих министерств и ведомств, например Минздравмедпрома РФ, МВД РФ и других, а также в постановлениях Правительства РФ.
Так, постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. N 278 утверждено Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ (СЗ РФ, 1996, N 13, ст. 1350). В соответствии с этим Положением ввоз и вывоз указанных средств и веществ производится по лицензиям, выдаваемым МВЭС РФ по номенклатуре и в пределах квот, устанавливаемых Правительством РФ с учетом международных обязательств нашей страны. Основанием для выдачи такой лицензии являются сертификат (свидетельство) на право ввоза в РФ и вывоза из РФ средств и веществ, выдаваемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков, по форме, предусмотренной конвенциями ООН, стороной которых является Российская Федерация, а также соответствующее разрешение Минздравмедпрома РФ (для наркотических средств и сильнодействующих веществ) и Минприроды РФ (для ядовитых веществ). В Положении также указывается перечень необходимых документов, представляемых для получения сертификата (свидетельства) и лицензии. Сама же номенклатура соответствующих средств и веществ, на которые распространяется порядок ввоза и вывоза, установленный Положением, и их квоты также утверждаются Правительством РФ (постановление от 3 августа 1996 г. N 930).
22. Что же касается веществ, инструментов и оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ и находящихся под специальным контролем, то на сегодня такой контроль существует лишь в отношении веществ.
Такие вещества иногда называются прекурсорами, хотя в строгом международно-правовом смысле "прекурсоры" означают любой химический реагент, участвующий в любой стадии производства токсичного химиката каким бы то ни было способом. Сюда относится любой ключевой компонент бинарной или многокомплексной химической системы (см. Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, подписанную РФ 13 января 1993 г.).
Вещества, используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, предусматриваются Таблицами 1 и 2 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. К ним относятся, в частности, эргометрин, ангидрид уксусной кислоты, эфедрин, ацетон, этиловый спирт и др. В Российской Федерации они предусмотрены Списком N 3 специального контроля веществ, находящихся под международным контролем в соответствии с названной Конвенцией, и кроме того ряд из них включены либо в Список N 1 сильнодействующих веществ, либо в Список N 2 ядовитых веществ, например, лизергиновая кислота из Таблицы N 1 Конвенции ООН 1988 г. входит в Список наркотических средств (см. Списки сильнодействующих и ядовитых веществ и веществ Таблиц 1 и 2 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. По состоянию на 1 января 1994 г. М., 1994).
Среди мер контроля веществ Списка N 3 можно указать на необходимость получения специального ввозного и вывозного сертификатов с указанием импортера и экспортера при экспорте и импорте таких веществ. Кроме того, одновременно в сертификатах указывается, для каких целей производятся экспортные и импортные операции.
23. С субъективной стороны предусмотренные комментируемой статьей деяния совершаются умышленно. В отношении тех из них, которые предусмотрены частями 1 - 4, возможен только прямой умысел: виновный осознает, что незаконно совершает деяния в отношении именно наркотических средств или психотропных веществ, названные в настоящей статье, и желает их совершить. Для квалификации незаконных приобретения или хранения по ч. 2 необходимо установить цель сбыта указанных средств или веществ. Умыслом виновного должны охватываться и квалифицирующие признаки, например крупный размер.
Нарушение правил, установленных в целях контроля за оборотом наркотических средств или психотропных веществ, может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Совершение этого нарушения по неосторожности исключает ответственность по ч. 5 комментируемой статьи.
24. Субъектом преступлений, ответственность за которые установлена частями 1 - 4 настоящей статьи, может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста. За нарушение установленных правил по контролю за оборотом наркотиков или психотропных средств, прекурсоров, инструментов и оборудования, используемых для их изготовления, уголовную ответственность несут как должностные, так и иные лица, которые в силу порученной им работы обязаны соблюдать соответствующие правила. При наличии в действиях должностного лица, допустившего нарушение таких правил, признаков преступления по службе (злоупотребления, взяточничества и др.) содеянное следует дополнительно квалифицировать по соответствующей статье настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за преступление по службе.
25. В примечании к комментируемой статье предусматривается специальный вид освобождения от уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками или психотропными веществами. Лицо, добровольно сдавшее указанные средства или вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению таких преступлений, а также изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за преступление, раскрытию которого оно способствовало.
Добровольная сдача в смысле примечания к ст. 228 означает выдачу лицом наркотических средств или психотропных веществ представителям власти, несмотря на реальную возможность распорядиться ими иным образом (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. N 2 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами". - Бюл. ВС РФ, 1993, N 7).
В обзоре обращается внимание на следующее.
Относительно размера наркотических средств (крупный или особо крупный) из Списка I, утвержденного постановлением Правительства РФ, отмечено, что он определяется исходя из общего количества смеси (в граммах), содержащихся в ней наркотических средств и нейтральных компонентов (мука, крахмал, табак, тальк и т. п.), а не из количества наркотического средства (в граммах) в смеси в чистом виде.
В случае, когда лицо изготавливает наркотическое средство, заранее не приобретая для этого другие наркотики, в его действиях не содержится признак незаконного приобретения наркотического средства.
Если лицо задержано непосредственно при сборе растений, его действия подлежат квалификации как незаконное приобретение растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей.
Обращается внимание, что умышленное создание лицом условий для совершения преступления, если оно не было доведено до конца по не зависящим от него обстоятельствам, является приготовлением к преступлению, а не покушением.
Лицо, привлекаемое в качестве посредника к приобретению наркотических средств в рамках оперативно-розыскного мероприятия, может быть подвергнуто уголовной ответственности. Условия: оно не было осведомлено о своем участии в оперативно-розыскном мероприятии и до его проведения имелась достоверная информация о том, что данное лицо приобретает наркотические средства.
В судебной практике следует учитывать решения ЕСПЧ, который не запрещает ссылаться на доказательства, полученные в результате проведения операции под прикрытием.
Однако использование агентов под прикрытием должно быть ограничено. Сотрудники могут действовать тайно, но не заниматься подстрекательством.
Что касается доказательств, то по уголовным делам в рассматриваемой сфере ими могут быть, в частности, заключения и показания экспертов, проводивших фоноскопические экспертизы образцов голосов лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений.