Почетный адвокат России, лауреат Золотой медали им.Ф.Н.Плевако адвокат Амасьянц Э.А. Все виды юридической помощи в области российского и международного права. Ведение уголовных и гражданских дел любой сложности. Защита и представительство в суде.Телефон горячей линии адвоката: +7(495)504-81-90
 


Новые размеры наркотиков

Адвокат по наркотикам
Как подбрасывают наркотики?
Провокация сбыта наркотических средств и психотропных веществ
Незаконное хранение наркотических средств и психотропных веществ - статья 228 УК РФ
Принципы осуществления защиты адвокатом по ст.ст. 228 УК РФ и 228.1 УК РФ.
Адвокат по уголовным делам. Об ответственности за незаконный оборот наркотиков
НОВЫЕ РАЗМЕРЫ НАРКОТИКОВ. ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ, КРУПНЫЙ И ОСОБО КРУПНЫЙ РАЗМЕРЫ
АМФЕТАМИНЫ
Сбыт наркотиков в ходе проверочной закупки
Признаки провокации сбыта наркотиков
Незаконное производство и незаконное изготовление наркотиков. В чем разница?
Незаконное хранение или приготовление к сбыту?
Проверочная закупка не доказывает факта сбыта наркотических средств
ОБРАЗЕЦ ЖАЛОБЫ В СУД НА ПРОВЕРОЧНУЮ ЗАКУПКУ
Как защитить себя и свои права человеку, заподозренному в деяниях, связанных с наркотиками
Вам подбросили наркотики?
Юридическая помощь по делам о наркотиках

 

Признаки провокации сбыта наркотиков

Уголовная ответственность за сбыт наркотиков предусмотрена статьей 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Законодатель относит данное преступление к категории тяжких (первая часть статьи) и особо тяжких (части 2-5). Наказание за сбыт наркотиков является самым серьезным из возможных наказаний и составляет от четырех до двадцати лет лишения свободы или до пожизненного заключения, если речь идет о наркотических средствах в особо крупном размере. В большинстве случаев выявление подобных преступлений производится с помощью оперативно-розыскных мероприятий – проверочной закупки или оперативного эксперимента, которые должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее по тексту – «Закон»).

Согласно статье 5 Закона органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация). Смысл этой статьи означает, что оперативные сотрудники по своей инициативе не вправе провоцировать граждан на то, чтобы они приобретали наркотики у третьих лиц, или же продавали закупщикам свои наркотики, которые они хранят для собственного употребления, и которые они до провокации не планировали никому продавать. К сожалению, в уголовной практике данная норма закона зачастую игнорируется оперативными сотрудниками правоохранительных органов. Большинство оперативно-розыскных мероприятий, проводимых с целью выявления лиц, причастных к совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ, при грамотном подходе можно расценивать, как провокацию сбыта наркотиков.

Рассмотрим отличительные признаки провокации сбыта наркотиков. Для совершения провокации используются свидетели и (или) понятые, которые сами являются наркозависимыми лицами и постоянно находятся под угрозой привлечения к уголовной ответственности. Официальная версия оперативников, осуществляющих провокацию под видом оперативно-розыскного мероприятия, как правило, выглядит следующим образом. К ним добровольно обращается гражданин, желающий исполнить свой «гражданский долг», и сообщает о том, что некое лицо (или несколько лиц) занимаются незаконным распространением  наркотиков (изготовлением, производством или сбытом). С целью проверки информации, изложенной обратившимся гражданином, и документирования преступной деятельности указанных им лиц оперативные сотрудники принимают решение произвести с участием обратившегося гражданина оперативно-розыскное мероприятие (оперативный эксперимент или проверочную закупку). Факт обращения гражданина фиксируется в форме письменного заявления, либо рапортом об обнаружении признаков преступления. Далее гражданин изъявляет желание принять добровольное участие в проверочной закупке, оперативники выдают ему помеченные денежные средства, при необходимости снаряжают его скрытой записывающей аппаратурой и организовывают его контакт с предполагаемыми преступниками. При передаче наркотиков закупщику производится задержание сбытчика, после чего в ходе его личного досмотра, в присутствии понятых, у него изымаются денежные купюры, а участвовавший в закупке гражданин добровольно выдает полученные от задержанного наркотические средства.

На самом же деле все обычно происходит так. «Законопослушного гражданина» самого задерживают при сбыте или приобретении наркотических средств или психотропных веществ, после чего ставят его перед фактом: либо он едет в тюрьму, то есть в отношении него будет избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, либо освобождается от ответственности (или остается на подписке о невыезде и надлежащем поведении) при условии того, что будет активно способствовать раскрытию других преступлений, то есть, попросту говоря, «сливать»  оперативникам известных ему наркоманов. Гражданин, естественно, выбирает второй вариант, после чего, находясь под давлением оперативных сотрудников, звонит или встречается с будущими жертвами и просит их сбыть ему наркотики. Если лица не соглашаются это сделать, «законопослушный гражданин» начинает их всячески уговаривать совершить преступление: предлагать хорошие деньги, давить на жалость, ссылаясь на свою наркотическую зависимость и тяжелое состояние здоровья, что-то обещать и т.п. В итоге лица, движимые жалостью или корыстным мотивом, соглашаются на просьбы страдающего наркомана и попадаются на крючок.

Таким образом, провокация сбыта наркотиков заключается в том, что провокаторы, в роли которых выступают недобросовестные оперативные сотрудники, используя зависимого от них закупщика, сами возбуждают у объекта оперативного мероприятия желание совершить действия по передаче наркотика закупщику, которые формально содержат в себе признаки состава преступления, предусмотренного статьей 228-1 Уголовного кодекса РФ, - незаконный сбыт наркотических средств или психотропных веществ.

Вместе с тем, действующее законодательство четко предусматривает основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Так, согласно статье 7 Закона основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных  для решения вопроса  о возбуждении уголовного дела. 

В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 года № 14 результаты оперативно-розыскного мероприятия могут быть признаны доказательствами по уголовному делу и положены в основу приговора, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у виновного умысла на незаконный оборот наркотических средств, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, а также о проведении лицом всех подготовительных действий, необходимых для совершения противоправного деяния. Из этого следует, что прежде чем проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении каких-либо лиц, оперативным сотрудникам необходимо достоверно убедиться в том, действительно ли эти лица занимаются преступной деятельностью, связанной с незаконным оборотом наркотиков, то есть проверить полученную оперативную информацию. Эту проверку можно произвести посредством наблюдения за этими лицами, контроля их переговоров, то есть способами, позволяющими убедиться в наличии у них умысла на сбыт наркотиков, сформированного независимо от действий сотрудников правоохранительных органов. 

Адвокат по наркотикам должен помнить о том, что само по себе заявление от обратившегося гражданина или рапорт оперативного сотрудника не могут быть основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Показания оперативных сотрудников полиции в части наличия у них некой оперативной информации о том, что задержанный занимался сбытом наркотиков, также явно недостаточны для подтверждения законности проведения проверочной закупки или оперативного эксперимента. В ходе судебного разбирательства по уголовным делам о наркотиках оперативные сотрудники полиции и наркоконтроля, как правило, пытаются обосновать свои незаконные действия по совершению провокации сбыта наркотиков наличием у них оперативной информации, которая является государственной тайной и не подлежит разглашению, а судьи, к сожалению, обычно верят им на слово и не производят проверку этой информации. В связи с этим, адвокат по наркотикам должен настаивать в суде на проверке данной информации посредством заявления суду соответствующих ходатайств. В случае отказа судьи проверить эту информацию, данный факт должен восприниматься стороной защиты, как нарушение судом уголовно-процессуального закона, и использоваться в качестве аргумента для последующего обжалования незаконного приговора суда.

Таким образом, при работе по уголовным делам, где могла иметь место провокация сбыта наркотиков, профессиональный адвокат по наркотикам в первую очередь должен ответить на два вопроса: было бы совершено преступление без искусственно созданных условий, и решилось бы лицо на совершение сбыта наркотического средства, если бы оперативные сотрудники лично или с помощью закупщика не склонили бы его к таким действиям или не способствовали бы им. В случае отрицательного ответа на эти вопросы адвокат по наркотикам может констатировать провокацию в действиях сотрудников полиции или органов госнаркоконтроля. Проведение оперативно-розыскного мероприятия может быть правомерным только в том случае, если гражданин или оперативный сотрудник, привлеченный в качестве закупщика, договаривается о покупке наркотика с торговцем наркотиками не по своей инициативе путем длительных уговоров и просьб, обмана, а по инициативе самого лица, сбывающего наркотические средства. Продавец наркотиков должен быть заинтересован в получении выгоды от их реализации, у него эти наркотики есть в наличии, он торгует ими не первый раз и не собирается их ни у кого доставать по просьбе закупщика.

К сожалению, правомерные закупки наркотических средств на практике проводятся крайне редко, поскольку их проведение отнимает массу времени у оперативных сотрудников и не позволяет им выполнять ежемесячный план. К тому же такого количества реальных наркоторговцев, которого требует ежемесячный план правоохранительных органов в крупном городе, как правило, не бывает. Поэтому на практике все чаще встречаются уголовные дела, где оперативные сотрудники через привлеченных ими наркоманов, задержанных с наркотиками, вынуждают и буквально заставляют не наркоторговцев, а лиц, самих употребляющих наркотики, найти для них наркотические средства и продать их закупщику. Закупщик предлагает деньги, жалостливо просит помочь ему, поскольку ему тяжело без наркотиков, и он может умереть от ломок, уговаривает продать наркотики, просит их достать любым способом. По поручению оперативных сотрудников закупщик создает и иные условия для формального совершения сбыта наркотических средств. В наше время редко кто может отказаться от денег, а если это человек, сам употребляющий наркотики, но не торгующий ими, навряд ли он откажется помочь такому же наркоману, как и он сам, зная, что такое ломки.

 

       

При осуществлении защиты по уголовному делу о незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ адвокат по наркотикам должен помнить о том, что никакой общественный интерес, и никакая забота о здоровье населения и общественной нравственности не могут служить основанием для провокации сбыта наркотиков и незаконного обвинения человека пусть даже и наркомана в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.   Адвокат по наркотикам - статья 228 УК РФ

Уголовная ответственность за незаконное хранение наркотических средств и психотропных веществ в значительном, крупном и особо крупном размерах наступает по статье 228 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает чрезмерно суровое наказание, особенно за хранение наркотиков в крупном и особо крупном размере,  - от трех до пятнадцати лет лишения свободы. В большинстве случаев по данной статье привлекают лиц, которые употребляют наркотики и хранят их для собственного употребления.

На мой взгляд, статью 228 УК РФ давно необходимо декриминализировать, а лиц, которые осуждены за хранение наркотиков, освободить от уголовной ответственности и направить на лечение от наркотической зависимости.

Посудите сами, если человек хранит наркотики с целью их последующей продажи, то он изначально является преступником, поскольку его намерения представляют повышенную общественную опасность для окружающих и создают угрозу вовлечения в употребление наркотиков широкого круга лиц, среди которых могут быть дети и женщины. Однако в этом случае действия потенциального наркоторговца должны быть квалифицированы не как незаконное хранение наркотических средств, а как приготовление к их сбыту, - по ч. 1 ст. 30 и ст. 228.1. УК РФ, поскольку его умысел направлен не на хранение, а на сбыт наркотиков.

Если же речь идет о хранении наркотических средств или психотропных веществ, предназначенных для собственного употребления, то этот человек является не преступником, а наркозависимым лицом, то есть лицом, страдающим заболеванием – наркоманией. Причем здесь уголовная ответственность, лично я не понимаю.

Тем не менее, исключение статьи 228 из Уголовного кодекса  РФ никогда не входило в планы органов госнаркоконтроля и полиции, которые последовательно доказывают необходимость назначения все более строгого наказания по данной статье. Полагаю, что истинные причины такой категоричной позиции заключаются не в искреннем беспокойстве за здоровье населения, а в удобстве доказывания состава преступления, предусмотренного статьей 228 УК РФ, что способствует росту раскрываемости и улучшению статистических показателей. Доказывать-то на самом деле особо нечего. Необходимо установить лишь факт изъятия конкретного наркотика у конкретного гражданина, и, как говорится, «дело в шляпе». 

Расследование такого дела происходит по примитивному шаблону в рекордно короткие сроки, доказательства всегда одни и те же: протокол личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, в ходе которого происходит изъятие запрещенного вещества, показания сотрудников наркоконтроля или полиции и показания понятых относительно процедуры досмотра и изъятия, заключение химической судебной экспертизы на предмет установления принадлежности изъятого вещества к наркотикам.  Адвокаты обычно избегают участия в таких делах, особенно, если лицо, у которого изымается наркотик, не признает свою вину и заявляет о том, что наркотик ему подбросили, потому что доказать невиновность лица в такой ситуации крайне сложно.  Жалобы, которые подаются на неправомерные действия полицейских в органы прокуратуры и в суд, преимущественно остаются без удовлетворения. Проверка доводов обвиняемого проводится формально и обычно заканчивается получением объяснений от самих сотрудников, производивших досмотр и изъятие наркотиков. Естественно, опрашиваемые сотрудники правоохранительных органов никогда ни в чем не признаются, даже если факт «подброса» имел место.

Единственная зацепка, которая может повлиять в  положительную сторону на исход дела, заключается в процессуальных нарушениях, которые могут быть допущены при составлении протоколов мер обеспечения по делу об административном правонарушении (личного досмотра и досмотра вещей), протоколов следственных действий, а также при производстве экспертизы.

Адвокат по наркотикам должен очень внимательно исследовать эти процессуальные документы на предмет наличия в них возможных нарушений. Обычно эти нарушения допускаются при проведении личного досмотра и досмотра вещей и касаются участия понятых и особенностей составления протокола досмотра. Понятые могут быть вымышленными, могут сотрудничать с правоохранительными органами (являться агентами, действующими сотрудниками полиции, лицами, задержанными по уголовному делу и т.п.), могут подписывать протокол досмотра, не участвуя в его проведении. Именно поэтому вызов понятых для допроса в судебном заседании имеет важное значение для установления законности проведения досмотра.

Лицу, в отношении которого производился досмотр, могли быть не разъяснены его права, в протоколе могут быть указаны данные, не соответствующие действительности, относительно: времени и места проведения досмотра, должностей, званий и фамилий лиц, производивших досмотр, особенностей изъятых веществ или предметов. Проведение досмотра может происходить без необходимых оснований, предусмотренных законом. Но для выявления и использования этих нарушений во благо своего подзащитного адвокат по наркотикам должен обладать исключительным профессионализмом, внимательностью и желанием серьезно работать. 

Недостаточно только выявить эти нарушения, нужно еще грамотно и своевременно донести свою позицию до органов следствия и суда. Гораздо проще убедить своего подзащитного в необходимости признать свою вину и удовлетвориться незначительным смягчением наказания, что часто практикуют некоторые недобросовестные адвокаты по уголовным делам, не утруждающие себя исследованием материалов дела.

Опытный адвокат по наркотикам должен в каждой ситуации индивидуально оценивать обстоятельства дела на предмет возможности доказывания невиновности подозреваемого (обвиняемого) по статье 228 УК РФ и предпринимать все необходимые меры для исключения уголовной ответственности своего подзащитного или максимального смягчения ему наказания за совершенное преступление.


1

8 (499) 40-999-33











© 2014 Амасьянц Эдуард Акопович 8(499)40-999-33, 8(925)504-81-90, Email: eduard@amasyants.ru